Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Спицына Оксана Сергеевна

•Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx452.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста

1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической        

литературе.

1.2 Возрастная периодизация дошкольного возраста

1.3Формирование познавательного интереса детей

2. Организация и методики познавательного развития детей дошкольного возраста

2.1 Игры и занятия для познавательного развития

2.2 Методики исследования

Зключение

Библиография

Приложение


Введение

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

•        Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

•        Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско - экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

•Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании - они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями…

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира…(ФГОС пункт 2.6)

Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: "Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста".

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей дошкольного возраста и определить основные пути его формирования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;

- рассмотреть характерные особенности детей дошкольного возраста;

- рассмотреть методики формирования познавательного интереса;


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической        

литературе.

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях педагогики и психологии.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста:

  • Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
  • Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Как показали исследования, хорошие результаты приносит метод экспериментирования. Особенно он эффективен для повышения познавательной активности и, как правило, используется для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от  самого ребёнка.  В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет, если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность.

  1. Возрастная периодизация дошкольного возраста

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский)«Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно - сосудистой,  половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается активность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям  возрастного развития относятся: особенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также ряд других психологических черт и свойств личности.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин.К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.

 Раннее детство – от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Характер общений существенно влияет на количество и разнообразие, новообразование слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы. От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст. 

Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особенно 5–7 лет, – разрешение противоречий между желаниями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направлять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впоследствии благоприятно скажется в становлении ребенка как ученика.

1.3Формирование познавательного интереса детей

   Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека,  то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов,  ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает.

 Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.

Совершенствование чувственного восприятия ребенка связано, во-первых, с умением лучше использовать свои сенсорные аппараты в результате их упражнения, во- вторых, существенную роль играет умение все более осмысленно истолковывать чувственные данные, что связано с общим умственным развитием ребенка.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным, он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель, а непроизвольный продукт активности ребенка. Он повторяет привлекающее его действие, или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

    Детское воображение также сначала проявляется и формируется в игре, а также лепке, рисовании, пении и др. собственно творческие и даже комбинаторные моменты в воображении сначала не столь значительны, они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка.

      Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, "теоретическое" направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний возраст (1-3 года)

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому возрасту, дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются ОСНОВНЫЕ направления познавательного развития:

- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

- формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

 6-7 лет.

К 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

- постановка цели и планирование;

-прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль над выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру. Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Игры и занятия для развития познавательных способностей дошкольников

 

В зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка, можно привести следующие примеры занятия для развития познавательных способностей дошкольников:

с 1 года до 3 лет

 

  • кубики
  • паззлы и мозаика
  • игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты)
  • ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель)
  • игры с наборами (посуды, врача, парикмахера и т.д.)

        с 3 до 4 лет

  • специальные наборы и математические игры на сравнение форм и размеров, простой счет
  • первые занятия чтением (набор «Весёлая азбука»)
  • занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы)
  • рисование, лепка, создание поделок
  • игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления
  • конструкторы

с 4 до 5 лет  

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей  у дошкольников будет происходить, если занятия для него будут подбираться с  учетом его личных интересов.

  • игры на выявление соотношения предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент)
  • игры на сравнение форм предметов (сравнить куб и мяч, найти    сходства и различия)
  • игры на сравнение величин и длин предметов
  • игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия)
  • игры на пространственное мышление (определить кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева)
  • игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта
  • игры на формирование умения согласовывать существительное и прилагательное
  • игры на изучение цветов

с 5 до 7 лет

         В этом возрасте  развитие познавательных способностей у дошкольника, в большей степени осуществляется за счет проведенных экспериментов и опытов. Ребенок должен учиться делать выводы и умозаключения, а так же прогнозировать те или иные результаты. Именно с целью научить таким вещам и необходимо проводить такого рода занятия.

Кроме того, в этом возрасте очень полезны игры, направленные на поиск нестандартных решений и проявление творческих способностей. В связи с формированием у ребенка базовых моральных ценностей, в этот период очень полезно показывать ему фильмы или мультфильмы, пропагандирующие те или иные ценности. То же самое относится и к тематическим книгам.

В связи с тем, что начало школьной жизни в этом возрасте уже не за горами, необходимо особое внимание уделить развитию речи ребенка. Вести с ним беседы. Обязательно спрашивать мнение ребенка относительно прочитанной книги или увиденного фильма. Одним словом стимулировать его к развитию речи и применению полученных навыков в повседневной жизни.  

 

  1. Методики исследования

Методика, "Какие предметы спрятаны в рисунках?

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут, найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. (Приложение №1)

 Оценка результатов:

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше, чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок, назвал, все 14 предметов затратив, на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал, все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок, справился, с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний

  1. балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

Методика, «Исключение четвертого лишнего».

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа обобщения у ребенка.

Материал: картинки  с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: по величине, по форме, цвету; по родовой категории (дикие - домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и д.р.).

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок, один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».  ( Приложение №2)

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов. 

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут.

 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут.

 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.

 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут.

 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития.

 10 баллов – очень высокий.

 8-9 баллов – высокий.

 4-7 баллов – средний.

 2-3 балла – низкий.

  1. балл – очень низкий.

 

Заключение

 Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно на этом этапе жизни ребенка, педагогу чрезвычайно важно использовать в своей работе игровой занимательный материал, т. к. он является хорошим средством развития у детей познавательного интереса к предмету, логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Игровой занимательный материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения.

Благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, проявляется познавательный интерес к занятиям. Каждое занятие нужно оснащать максимально возможным набором игрового материала. И этот процесс называется накопительным. Поэтому, нужно экспериментировать, заинтересовывать, удивлять, делать успешными  детей.

Библиография

  1. Арсеньева М.С. «Значение детского экспериментирования для детей дошкольного возраста». Дошкольное воспитание. – 2012г. - №4.
  2. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  3. Материалы интернет ресурсов
  4. Немов Р.С. «Психология в 3-х томах». – М.:Владос,1995г. – Том3,с.148.
  5. Поддъяков Н.Н. «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» - М.,1996 г.
  6. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности / Н. Н. Поддъяков // Педагогический вестник. – 1997. - № 1 – с.6
  7. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития ,1996.- 192 с.
  8. ФГОС ДО от 17.10.2013г.

Приложение

Сценарий занятия по познавательному развитию в старшей группе:

«Откуда к нам хлеб пришел»

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: картинки, тарелка с мукой.

Обогащение словаря: черствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.

Ход занятия:

Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, хлеб, чай)

А вчера?

(Омлет, хлеб с маслом, кофейный напиток)

А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, компот, хлеб)

Ребята меню постоянно меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Правильно, каждый день у нас на столе в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

( Белый, булочки с изюмом, мягкий)

Давайте с вами подумаем и назовем слова, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

(Мама купила в магазине)

А, как он в магазин попал, хотите, расскажу?

 Сначала зернышко хлеба сажают в землю.

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb01.jpg

Специальными машинами – сеялками.

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb02.jpg

Потом вырастают тот такие колоски.

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb03.jpg

Зерна собирают машины и отвозят на мельницу.

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb04.jpg

Там зерна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня в тарелке, потрогайте ее руками. Какая она на ощупь?

(Мягкая, рассыпчатая)

Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb05.jpg       C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb06.jpg

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы.

Вправо - влево, влево - вправо  

Клонятся цветы и травы. ( Наклоны в стороны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте. ( Прыжки)

Выше, веселей, вот так,

Переходим все на шаг. ( Ходьба на месте)

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора.

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

( Мука, вода)

Посмотрите, какие компоненты:

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb07.jpg        C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb08.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb09.jpg        C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb10.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb11.jpg         C:\Users\Nastya\Desktop\ОБРАЗОВАНИЕ\hleb12.jpg

Давайте их назовем. (Ответы детей)

Когда тесто замешано, его кладут в форму и ставят в печь. К хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

Ребята, а что еще пекут из муки?

Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные, торты и т.д.)

Молодцы!

На тарелке лежат кусочки булки. Возьмите каждый и попробуйте.  

Приложение №1

Картинки к методике, «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

http://azps.ru/tests/pozn/kakpredm.files/image002.jpg

Приложение №2

Картинки к методике «Исключение четвертого лишнего»

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43571.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43574.jpg

 

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43573.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43572.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43579 (1).jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43578.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43577.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43576.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43575.jpg

C:\Users\Nastya\Desktop\Настина папка\Ко дню матери\43580.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста....

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей

Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие у детей- это прежде всего, их интеллектуальное развитие. У ребенка образ мира складывается в процессе его освоения. Это освоение возможно только с помощью личного опыта ребенка...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей доршкольного возраста. Определены понятия познавательного развития, развития познавательного интереса к окружающей действительности,...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей доршкольного возраста. Определены понятия познавательного развития, развития познавательного интереса к окружающей действительности,...

«Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста».

Материал  рассказывает об этапах развития и значении познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности....