Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
консультация

Наталия Борисовна Васильева

В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей доршкольного возраста. Определены понятия познавательного развития, развития познавательного интереса к окружающей действительности, а также выделены способы познания, источники и периоды познавательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_poznavatelnogo_razvitiya_detey.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. Определены понятия познавательного развития, развития познавательного интереса к окружающей действительности, а также выделены способы познания, источники и периоды познавательного развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к человеческому опыту в различных сферах знаний, которые все время меняются, наполняясь новым содержанием. Иными словами, у ребенка, как, и у каждого человека складывается образ мира в процессе его освоения.

Освоение мира осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого–приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Этот сложный и длительный процесс начинается в раннем и дошкольном детстве и связан с развитием сенсорной культуры, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; с формированием элементарных математических представлений, построением целостной картины мира, с расширением кругозора детей. Благодаря данному процессу реализуется основная цель образовательной области «Познавательное развитие» – развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие.

Опираясь на исследования Л.А. Венгера, А.Н. Колмагорова, В.В. Давыдова, Н.В. Виноградовой, А.В. Белошистой в младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок с помощью доступных ему средств пытается познакомиться с разными свойствами предмета, на основе которых у него складывается первоначальный образ этого предмета. Обычно при ознакомлении с предметом ребенок стучит по нему, переворачивает его, ударяет по нему ладонью, облизывает его. Это означает, что при помощи сенсорного познания у ребенка формируется представление об окружающем мире, приобретается чувственный опыт.

В среднем дошкольном возрасте протекают серьезные физиологические изменения в коре головного мозга (начинается процесс миелинизации нервных окончаний). Соответственно качественно изменяются психические (познавательные) процессы. Благодаря этому ребенок начинает овладевать новым способом познания, связанный с освоением информации посредством слова, т.е. не подкрепленным зрительными образами.     В старшем дошкольном возрасте ребенок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием. Интеллектуальные умения (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более  осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире.              Большую роль в освоении мира имеют источники познания. Источники познания по-разному классифицируются в научных исследованиях. В широком смысле их можно рассматривать как своеобразные «хранилища» достижений человечества на пути познания мира. С позиции данной классификации можно выделить следующие источники: искусство, наука, персоналии, мораль и др. В узком смысле источники можно рассматривать с позиции конкретного (материального, реального) носителя информации (человека, книги; телевидение, кино- и видеопродукцию, компьютеры и др.).

Благодаря данным источникам информации ребенок постигает наш мир (живую и неживую природу; предметы рукотворного мира; социальные понятия). Эта классификация позволяет определить развитие и усложнение в использовании источников детьми дошкольного возраста на разных возрастных этапах.

Так, в младшем дошкольном возрасте основным источником информации для ребенка является человек, прежде всего это взрослый человек (близкие, педагоги, значимые взрослые).

В среднем дошкольном возрасте взрослый по-прежнему остается одним из основных источников информации. Именно в данном возрасте ребенок начинает осознанно воспринимать взрослых как источник информации и достаточно требовательно (критически) относиться к их рассказам, пояснениям, реакциям на поставленные детьми познавательные вопросы. Поэтому взрослый человек должен стать интересным, осведомленным собеседником.

В старшем дошкольном возрасте для полноценного познавательного развития ребенка необходимо расширять диапазон источников. Первый источник познания, с которым следует познакомить детей в старшей группе – познавательная книга. Это книги о природе, о растениях, животных, сезонах, о рукотворных предметах, о событиях из жизни людей и пр. Необходимо помогать детям, овладевать способами поиска нужной информации по картинкам, иллюстрациям.

К 6 годам детей следует познакомить и с другими материальными источниками информации такими, как телевизор, видеофильмы, (познавательного содержания), компьютеры, знакомство со средой обитания и с повадками животных жарких стран, происхождение и совершенствование вещей рукотворного мира, достижения техники в процессе посещения музеев, выставок, зоопарков.

Процесс познания на всем протяжении дошкольного детства связан с формированием познавательного интереса. Он складывается из эмоционально-чувственных реакций как на постигаемое содержание (нравится или не нравится, интересно или неинтересно, важно или бесполезно), так и на способы познания. Дети дошкольного возраста постигают большое количество познавательного содержания. У ребенка формируется эмоциональный образ мира, на базе которого возникают представления и знания.

Многие исследователи (Т.М. Бабунова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец и др.) выявили взаимосвязь между интеллектуальными эмоциями и проявлением познавательной активности. Они в своих исследованиях отмечали, что у детей важно создать положительное отношение к информации и только потом на этой основе формировать как отдельные представления и знания, так и целостную картину мира.

Благодаря эмоциональным реакциям на окружающий мир у детей сначала возникает отношение к объекту познания, а потом запускается процесс познания. Поэтому педагогу важно при работе с детьми использовать данную особенность. Основой познавательного развития ребенка дошкольного возраста (3–7 лет) является предметное содержание окружающего мира, которое в разных возрастных группах имеет свои особенности.              

Развитие и обогащение познавательной сферы детей от рождения до 7 лет это сложный процесс, который включает в себя: накопление информации об окружающем мире; упорядочение и систематизацию представлений о мире; формирование отношения к информации. В возрасте от 3 до 7 лет можно условно выделить четыре периода: два периода накопления информации: 3–4 года и 5–6 лет и два периода упорядочения информации: 4–5 лет и 6–7 лет.

Особенности периодов накопления и упорядочения информации определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка, содержательной основой познания ребенка.

В целом возраст 3–4 года можно охарактеризовать как период накопления информации. Накопление информации происходит благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами; манипулированию ребенка реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

В среднем дошкольном возрасте предметное содержание опирается на новый способ познания (посредством слова) что расширяет «масштабы познания» ребенка, выводит его за пределы непосредственного восприятия. На пятом году жизни дети проявляют индивидуальные предпочтения к различным сферам окружающего мира. Это проявляется, в целенаправленном интересе к отдельным объектам, предметам. В целом возраст от 4 до 5 лет можно охарактеризовать как период упорядочения информации.

При помощи взрослых ребенок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже есть в его собственном опыте.

В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) у детей наблюдается период познавательных вопросов. В содержательную основу познавательного развития старшего: дошкольника начинают входить социальные понятия. В старшем дошкольном возрасте можно условно выделить особенности, которые определяют периоды освоения содержания. Первая особенность характерна для детей 5–6 лет и характеризуется повышенным интересом к отдельным содержаниям, находящимся в информационном поле окружающего мира. Рассуждая, предполагая и получая ответы на свои вопросы, ребенок достаточно быстро расширяет свой кругозор за счет новых сведений.

Вторая особенность проявляется в возрасте 6–7 лет и характеризуете тем, что познавательные усилия ребенка направлены на систематизацию и расширение представлений о предметах, явлениях природы и об общественной жизни, на активизацию самостоятельной поисковой деятельности. Иными словами, данный возраст связан с упорядочением воспринимаемой информации.

         Познавательное развитие – одно из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста. С самого рождения у ребенка проявляется врожденный познавательный интерес, с использованием которого он адаптируется к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательный интерес перерастает в познавательную активность. Познавательная активность представляет собой состояние внутренней готовности к познавательной деятельности и проявляется у детей в поисковых действиях, что обеспечивает получение новых впечатлений об окружающем мире. В дальнейшем ребенок начинает проявлять познавательную активность, которая ведет к познавательной деятельности. И уже развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям. Неслучайно, одним из основных принципов дошкольного образования с учетом ФГОС дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Под познавательными интересами подразумевается стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Возникшие познавательные действия проявляются в активности детей, при помощи которой, они стремятся получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Таким образом, познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

•Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта р...

"Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста....

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей

Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие у детей- это прежде всего, их интеллектуальное развитие. У ребенка образ мира складывается в процессе его освоения. Это освоение возможно только с помощью личного опыта ребенка...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей доршкольного возраста. Определены понятия познавательного развития, развития познавательного интереса к окружающей действительности,...

«Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста».

Материал  рассказывает об этапах развития и значении познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности....