Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Микрюкова Елена Михайловна

Познавательное развитие у детей- это прежде всего, их интеллектуальное развитие. У ребенка образ мира складывается в процессе его освоения. Это освоение возможно только с помощью личного опыта ребенка. Приобретается этот опыт в раннем и дошкольном детстве . Связан он прежде всего, с развитием сенсорной, познавательно- исследовательской деятельностью, расширением кругозора и приобретением элементарных математических представлений. Благодаря этому у ребенка возникает познавательный интерес. В каждом возрасте он свой. Малыши формируют представления об окружающем мире благодаря чувственному опыту. В среднем дошкольном возрасте в связи с физиологическими изменениями, ребенок начинает овладевать новым способом познания- посредством слова. В старшем дошкольном возрасте ребенок владеет интеллектуалом умением , а именно: анализом, сравнением, установлением закономерностей, классификацией. Это позволяет ему систематизировать и осознанно воспринимать сведения о мире. Источниками познания в освоении мира служат искусство, мораль, наука, персоналии. В разном возрасте эти источники для ребенка разные. В младшем возрасте основным источником информации является человек (значимый взрослый). В среднем дошкольном возрасте взрослый по прежнему остается основным источником информации. Именно в этом возрасте ребенок начинает воспринимать взрослого, как источник информации. Надо учитывать, что ребенок достаточно критически относится к их рассказам, пояснениям, реакциям на поставленные вопросы. Поэтому взрослый человек должен быть эрудированным и интересным рассказчиком и собеседником.

В старшем дошкольном возрасте для полноценного познавательного развития,необходимо расширять диапазон источников. Главный источник познания, с которым должен познакомиться ребенок- книга. Познавательные книги о природе, животных, событиях из жизни людей, искусстве, истории. Необходимо помогать детям развивать навыки поиска нужной информации по картинкам, иллюстрациям. Детей следует познакомить и с другими материальными источниками информации , такими как телевизор, компьютер , достижения техники в процессе посещения выставок и музей, рабочих мест родителей, Знакомство со средой обитания и повадками животных посещением зоопарка, парка.Процесс познания на всем протяжении дошкольного возраста тесно связан с формированием познавательного интереса. Он складывается из эмоционально-чувственных реакций, как на постигаемое содержание ( нравится-не нравится, интересно-не интересно, полезно-бесполезно) так и на способы познания. У ребенка дошкольного возраста формируется эмоциональный образ мира , на базе которого возникают представления и знания. Благодаря эмоциональным реакциям на окружающий мир у ребенка сначала возникает отношение к объекту познания , а потом запускается процесс познания. Педагогу важно использовать данную особенность, при работе с детьми. Основой познавательного развития ребенка дошкольного возраста является предметное содержание окружающего мира, которое в разных возрастных группах имеет свои особенности.

Развитие и обогащение познавательной сферы детей от рождения и о семи лет это сложный процесс, включающий в себя: накопление информации об окружающем мире, систематизация и упорядочение представлений о мире, формирование отношения к информации. В возрасте от трех до семи лет можно выделить четыре периода: 3-4 и 5-6 периоды накопления информации; 4-5 и 6-7 периоды упорядочения информации. Особенности периодов накопления и упорядочения информации определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка, содержательной основой познания ребенка.

В целом возраст три четыре года можно охарактеризовать, как период накопления информации. Накопление информации происходит благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями, манипулированию ребенка реальными предметами и его активным действиям в своем ближнем окружении. В среднем дошкольном возрасте предметное содержание опирается на новый способ познания ( посредством слова), что расширяет масштабы познания ребенка , выводит его за рамки непосредственного восприятия. на пятом году жизни дети проявляют индивидуальное предпочтение к различным сферам окружающего мира.Целенаправленный интерес к отдельным предметам. В целом это период упорядочения информации. При помощи взрослых ребенок начинает находить и выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными предметами, событиями...

В старшем дошкольном возрасте у ребенка период познавательных вопросов. В содержательную основу познавательного развития начинают входить социальные понятия. Рассуждая , предполагая и получая ответы на свои вопросы ребенок быстро расширяет свой кругозор за счет новых сведений. Под познавательными интересами подразумевают стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности. Желании вникнуть в их сущность, найти между ними связь и отношения. Возникшие познавательные действия проявляются в активности детей, при помощи которой они стремятся получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется потребность использовать разные способы действия для накопления , расширения знаний и кругозора.

Таким образом, познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений родителей о способах развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Задачи:
• Обогатить представления родителей о вариантах организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в семье.
• Познакомить родителей с алгоритмом организации детской проектной деятельности.
Форма проведения: круглый стол
Место проведения: группа старшего возраста МБДОУ «Детский сад № 28» д. Лампово
Предварительная работа:
• организация выставки литературы на тему «Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
• подготовка презентации результатов детской проектной деятельности детей старшей группы «Музыкальный инструмент из бутылок»
Оборудование: книги по теме «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста», раздаточный материал – памятки для родителей, материалы для экспериментирования, мультимедийный экран, ноутбук, колонки.
План проведения:
1. Обсуждение актуальности развития познавательного интереса и активности у детей с опорой на ФГОС ДО.
2. Представление опыта семей «Играем и познаем».
3. Мастер-класс от воспитателя «Опыты с детьми в условиях семьи»
4. Презентация детской проектной деятельности «Музыкальный инструмент из бутылок».
5. Мини-консультация с мультимедийной презентацией «Методика организации детской проектной деятельности по технологии ОТСМ(общая теория сильного мышления)-ТРИЗ» (теория развития изобретательских задач)

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить актуальность познавательного развития детей и обогатить свои представления, как можно дома легко организовать интересные формы взаимодействия для развития у детей познавательного интереса и активности. Хочется начать беседу с вопроса к вам «Что такое, по вашему мнению, познавательное развитие?». Вы можете использовать памятки, которые лежат перед вами, в которых представлены выдержки из законодательных документов в сфере дошкольного образования.
Ответы родителей:
Воспитатель: Верно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с которым мы с вами уже знакомы, «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Воспитатель: постарайтесь ответить на вопрос «Важно ли развитие познавательной активности для детей? Почему?»
Ответы родителей:
Воспитатель: Действительно, развитие познавательного интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения, «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательной деятельности детей. Именно этот возраст – это время фантазёров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Итак, сейчас предлагаю проанализировать ваши семейные традиции развития познавательной активности детей и поделиться опытом с присутствующими.
Презентация опыта познавательной деятельности в семье.
Воспитатель: Замечательные презентации, думаю, они интересны и будут полезны для всех семей.
Одним из эффективных и очень интересных методов развития познавательной активности детей является детская экспериментальная деятельность. Хотим предложить вашему вниманию серию детских опытов, которые можно легко провести с детьми в домашних условиях. Для этого используем приборы и материалы, которые находятся у вас на столах.
Экспериментальная деятельность вместе с родителям:
Опыт 1. «Радуга из воды»
Материалы и приборы: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Результат: на бумаге будет видна радуга.
Выводы: Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?.
Опыт 2. Опыт со свечой.
Материалы и приборы: свеча, спички, тарелка, подкрашенная вода, стакан.
Ход опыта: Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом.
Результат: Свеча потухнет.
Вывод: Весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.
Опыт 3. Опыт с яйцом
Материалы и приборы: яйцо, бутылка с диаметром горлышка меньшим, чем яйцо, тонкая полоска бумаги и капелька растительного масла.
Ход опыта: Можно ли засунуть яйцо в бутылку, не разбив ни бутылки, ни яйца? Можно, если оно перепелиное. Но мы попробуем проделать это с обычным. Для этого яйцо сварите яйцо и очистите его от скорлупы. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Подожгите бумагу и бросьте ее на дно бутылки, а потом сразу поставьте яйцо на горлышко. Результат: Когда бумага погаснет, яйцо всосется внутрь.
Вывод: Огонь сжигает в бутылке кислород и в ней образуется разреженный воздух. Пониженное давление изнутри и обычное атмосферное давление снаружи действуют сообща и заталкивают яйцо в бутылку. За счет своей эластичности оно проскакивает через узкое горлышко.
Воспитатель:
Вот такие интересные опыты можно проводить дома. Этих опытов очень много. Самое главное, во время проведения опыта необходимо обсуждать с детьми причину возникновения тех или иных явлений, необходимых для успешного проведения опытов. Предлагаем вам фотографировать проведенные вами опыты в домашних условиях и создать альбом-картотеку нашей группы «Опыты на кухне» с описанием проводимых исследований.
Ответы родителей:
Воспитатель:
Еще одним связанным с предыдущим и очень действенным методом развития познавательной активности детей является детская проектная деятельность. Наши воспитанники, ваши дети сейчас представят вашему вниманию результат такой деятельности.
Презентация детского проекта «Музыкальный инструмент из бутылок с наполнением».
Вот такой музыкальный или звуковой инструмент изобрели наши ребята. Думаю, вы согласитесь, что такое мини-изобретение можно создать и дома совместно с родителями.. Мы хотим коротко познакомить с методикой проведения детской проектной деятельности, которую разработала Т.А. Сидорчук, сертифицированный специалист по ТРИЗ, кандидат педагогических наук. Обсудим этапы организации работы с детьми.
Сначала необходимо определить проблему. Но проблема должна быть озвучена самим ребенком, иначе будет потерян интерес юного изобретателя. Тема исследования может быть любой в соответствии с интересами вашего ребенка.
Затем необходимо начать собирать «Копилку», все, что ребенок отнесет к данной тематике необходимо собрать вместе. Например, в нашем проекте ребята начали работу со сбора различных предметов, издающих звуки.
На следующем этапе важно систематизировать или классифицировать все объекты, можно составить таблицу по результатам систематизации. в нашем исследовании ребята разделили все объекты на звенящие, шумящие, булькающие, трещащие…
Четвертым этапом работы является создание модели, которые логически появляются из картотеки. На этом этапе наши ребята заметили, что бутылка издает различные звуки при стуке при ней в зависимости от количества и состава наполнителя. Они решили наполнить бутылку различными жидкостями и таким образом создать «звуковой инструмент».
На следующем этапе целесообразно перейти к изготовлению готового продукта исследования. Здесь наши исследователи практическим образом определяли, какая жидкость и в каком количестве издает необходимые звуки. Осталось лишь расставить бутылки в необходимом порядке.
В завершении исследования необходимо наметить следующие цели, так как важно не останавливаться в исследованиях окружающего мира.
На основе прослушанного вами предлагаем каждой семье попробовать провести собственную проектную деятельность на любую, выбранную детьми, тему и представить результаты деятельности на конференции в конце учебного года.
Таким образом, мы с вами обсудили суть и значение познавательного развития детей, познакомились с интересными формами организации познавательной деятельности. В завершении нашей встречи хотелось бы сказать, что дошкольный мир не стоит на месте, меняются требования, меняются дети, меняется мир. Следовательно, и мы: и родители, и педагоги, должны развиваться, быть мобильными и помогать нашим детям успешно социализироваться в новые условия жизни. Если у вас есть вопросы можете задать, или высказаться.
Итак, спасибо всем за активное участие в нашем круглом столе и предлагаю принять проект решения родительского собрания:
1. Составить картотеку группы с простыми детскими опытами «Опыты на кухне» из фотографий экспериментальной деятельности дома с описанием.
Сроки: до конца учебного года.
Ответственные: Выбранные из числа родителей члены рабочей группы
2. Организация конференции «Мои первые изобретения» с презентацией продуктов детской проектной деятельности совместной с родителями.
Сроки: май
Ответственные: воспитатели, родительский комитет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

•Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта р...

"Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста....

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей

Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей доршкольного возраста. Определены понятия познавательного развития, развития познавательного интереса к окружающей действительности,...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей доршкольного возраста. Определены понятия познавательного развития, развития познавательного интереса к окружающей действительности,...

«Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста».

Материал  рассказывает об этапах развития и значении познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности....