ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_tehnologiy_v_logopedicheskoy_praktike.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Введение

С каждым годом число детей, имеющие речевые нарушения, увеличивается. В связи с этим необходима качественная логопедическая и педагогическая работа. В последние годы в соответствие с ФГОС в России реализуется концепция развития информационного общества, суть которой – это доступность информационно-коммуникационных технологий для всех категорий граждан. Поэтому использование в образовании информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов эффективного развития современного образования.  В настоящее время электронные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста учащегося и применяемых технологий компьютер может выступать в различных ролях:  может быть просто игрой, рассказчиком, учителем, экзаменатором. Существуют решения, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей с различными нарушениями речи. Одно из перспективных направлений развития коррекционной педагогики – активное использование учителями-логопедами современных компьютерных технологий. Благодаря включению в занятия компьютерных игр, мультимедийных презентаций, видеороликов у детей повышается мотивация к обучению. Педагогу предоставлена большая база интернет-ресурсов, ему легче вести соответствующую документацию, проводить обработку данных, строить индивидуальные графики речевого развития. Кроме того, расширяются возможности сотрудничества с родителями дошкольников. Однако главной задачей использования ИКТ остается не заменить традиционные средства работы, а дополнить их. 

Совершенствуя свои практические навыки и одновременно постигая возможности компьютера, учителя-логопеды признают, что ИКТ расширяют возможности их профессиональной деятельности при решении коррекционных задач. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что грамотное овладение учителем-логопедом современными компьютерными технологиями и активное их  использование является одним из перспективных направлений развития коррекционной педагогики.

При внедрении в логопедическую практику ИКТ решаются следующие задачи: с одной стороны — у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой стороны — использование ИКТ позволяет расширить возможности сотрудничества учителя-логопеда с родителями и педагогами, что также отражается на результатах проводимой коррекции.

      Цель работы: создание и организация использования ИКТ технологий в практике учителя–логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС.    

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
  • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
  • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

ИКТ-технологии органично дополняют традиционные формы работы. Электронные и информационные ресурсы с различной текстовой или визуальной информацией позволяют значительно повысить эффективность целенаправленного системного логопедического воздействия, сделать коррекционную деятельность интереснее и занимательнее для детей дошкольного возраста.

Важно отметить, что несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который учитель-логопед может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

  В то же время полноценное использование цифровых и ИКТ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, так как пользование цифровыми устройствами ограничено требованиями СанПин: ребенок 5-7 лет может «работать» за устройствами не более 10-15 минут не чаще 3 раз в неделю. Поэтому учитель-логопед на занятиях может применять только элементы технологий, включая в структуру традиционного логопедического занятия.  

 Итак, рассмотрим ИКТ-технологии, применяемые мной в логопедической практике с детьми дошкольного возраста.

   В настоящее время на рынке компьютерной продукции представлено более двадцати разработок для логопедических занятий. Одной из таких является сайт «Мерсибо». Мерсибо предоставляет развивающие игры для детей от двух до восьми лет, которые помогут провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь [Развивающий портал mersibo.ru]. Такая работа достаточно продуктивна и интересна для дошкольника, поскольку он занимается в интерактивном режиме и материал достаточно красочный и разнообразный.

Также на коррекционных логопедических занятиях использую мультимедийные игры-презентации. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с воспитанником. 

Мультимедийные игры-презентации являются полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи не только по автоматизации звука, но и активизации и уточнению словаря, формированию звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, развитию речевого дыхания, фонематического восприятия, связной речи, зрительного внимания, логического мышления [Вренёва, 2010] Применение на логопедических занятиях мультимедийных игр-презентаций повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.

Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, делая процесс обучения более продуктивным и интересным. то комплекс информационно-коммуникативных средств и программ, посредством которых обеспечивается передача информации и создание единого информационного поля [4]. Мультмедийные технологии в образовании включают в себя различные аудио, видео, игровые технологии, посредством которых осуществляется процесс преподавания и аттестации знаний учащихся. В их число входят мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи: Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости. Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики. Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Нами были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов («В царстве Снежного короля», «Приключения Василисы», «В поисках сокровищ», «Играем с Буратино», др.), развитию лексико-грамматического строя речи «Исправь ошибки», «Овощи. Фрукты», «Времена года» и др.). Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Чаще всего логопедические занятия провожу с использованием интерактивной доски, которая  помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивная доска (ИД) – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard) представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:  повысить качество обучения детей с ОВЗ;  развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;  развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;  повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;  обеспечить психологический комфорт на занятиях. При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.

С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека [2, 3]. На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные, развивающие и обучающие игры (Серия развивающих игр интерактивного портала «Мерсибо», «Искатель», «Приключения Кузи» и др.) авторские научные и практические мультимедийные презентации.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Заключение

Таким образом, ИКТ технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как показывает практика, целенаправленное использование ИКТ технологий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей позволяет создавать оптимальные условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.

Список используемой литературы:

1. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – № 5. – С. 37.

2. Википедия. Интерактивная доска. – URL: https://ru.wikipedia.org/

 3. Кадочникова Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед. – 2012. – № 1.

4.Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.- 2009г. № 12.

5.Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с. 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике.

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике" (Из опыта работы)...

Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

В буклете изложен материал по снятию у детей психо-эмоционального напряжения посредством игровых упражнений...

Консультация для педагогов: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

Наряду с общепринятыми технология­ми в коррекционной педаго­гике используются и нетрадиционные методы...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике ДОУ.

Наши руки представляют собой уменьшенное отображение всего тела человека («человек в миниатюре»). Воздействуя на различные зоны на руке, которые отвечают за тот или иной орган, можно снять...

«Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения у детей с речевыми нарушениями»

В данной статье речь идет о применении инновационных технологий в логопедической практике с целью снятия или недопущения психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями речи. Технологии, описанны...