Использование многофункционального дидактического пособия " Дары Фрёбеля"
статья по коррекционной педагогике

Литяева Олеся Владимировна

описание применения пособия Дары Фрёбеля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование многофункционального дидактического пособия

«Дары  Фрёбеля» при коррекции познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ

                                                                                                Литяева Олеся Владимировна,

                                                                              учитель-дефектолог

                                                                                                   МБДОУ № 25 «Успех» г.Канска

Актуальность: Проблема развития познавательной процессов у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями — одна из важнейших проблем современности. Одной из причин низкого уровня  развития познавательных процессов у детей ОВЗ является то, что дети с особыми образовательными потребностями, поступают в ДОУ только в старшем дошкольном возрасте и не получали ранее квалифицированной помощи. Так как развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста происходит постепенно, необходимо учитывать, что дошкольники не могут  учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Коррекционно-развивающая работа  с дошкольниками с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность развития познавательной сферы, так как игры активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.

На мой взгляд, целесообразным является использование современного полифункционального игрового дидактического оборудования «Дары Фрёбеля», которое способствует не только поддерживанию внимания и интереса детей в процессе коррекционно-развивающих занятий, образовательных ситуаций, игр, но и непосредственно служит развитию у них восприятия, памяти, внимания, мышления.

Игровой набор является, комплексным и  универсальным,  представляет систему из 14 модулей и имеет комплект методических пособий по работе с игровым набором, а так же набором карточек – игр, которые легко применить в коррекционной работе дефектолога.

Всего Ф. Фрёбель разработал шесть «даров». Первый «дар» - цветные мячики (цветов радуги и белый)- помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар»- шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы) – знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре дара – куб, деленный на мелкие части (кубики, 3-и 4-гранные призмы)- дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования.

Игровой набор отвечает следующим педагогическим требованиям:        

- полифункциональность.

-возможность применения игрового набора «Дары Фребеля» в совместной деятельности.

- дидактические свойства.

Я использую игровой набор «Дары Фребеля» для  развития познавательных процессов детей дошкольного возраста с ОВЗ в индивидуальной и групповой работе.

Используя на коррекционных занятиях игровой набор  «Дары Фрёбеля», я добилась следующих результатов:

  • Дети стали работать на занятиях с увлечением;
  • У детей улучшилась память, внимание, мышление.
  • Все (без исключения) дети добиваются поставленных на занятиях  целей, каждый  в своем индивидуальном темпе;

и, в конечном итоге,  я решаю коррекционные задачи для каждого конкретного ребенка.

В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются игровые методы.

Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер.

Сегодня я хочу Вас познакомить с игровым приёмом коррекции познавательной сферы с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Игра  «Туристический автобус»

Содержание работы: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие познавательной активности, любознательности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Описание игры: Предлагаю всем участникам мастер класса отправиться в путешествие на туристическом автобусе. Теперь вы пассажиры, приготовьте билеты, которые вы получили при входе в кабинет. Посадка в автобус  производится на трех платформах.  Прошу пассажиров занять свои места согласно билетам. Все  готовы к отправлению в путешествие? Но прежде чем вы отправитесь, вручаю вам маршрутные листы, а пассажиры с билетами в форме круга назначаются Гидами. Каждый гид останется на первой станции своего маршрута, а остальные пассажиры продолжат путь. На каждой станции есть правила игры, которые гиды будут объяснять прибывшей группе туристов.  Пребывание на каждой станции не более 7 минут. Отправление на следующую станцию по сигналу. Счастливого пути!

Первая остановка  - игра  «Волшебный мешочек»

Содержание работы: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.

Описание игры: в мешочке лежит набор геометрических фигур. Первый участник достает из мешочка один из предметов и не показывает его другим участникам и просит следующего участника найти предмет по его похожести на что-то. Например: «Найди предмет похожий на руль» и участник на ощупь пытается найти этот предмет в мешочке.

Вторая остановка  - игра  «Одного поля ягоды».

Содержание работы: развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора; формирование познавательных действий, развитие речевого творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Описание игры: Гид рассказывает участникам, что в саду посадили два вида разных ягод: в одной части круглые, а в другой красные (можно использовать другие признаки), и через некоторое время в саду появились ягода с двумя этими признаками- это новые сорта растений, гибриды (например, грейпфрут). Затем предлагает поиграть в игру «Одного поля ягоды». Для этого на столе выложены разные «ягоды» необходимо объединить данные ягоды с помощью разных шнурков в одну группу по нескольким признакам (например, объемные и зеленые, длинные и синие, квадратные и неокрашенные).

Третья остановка -  игра  «На лугу»

Содержание работы: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. Описание игры: Гид предлагает участникам игру «На лугу». Предварительно гид спрашивает, что такое луг, что на нем растет, кто живет и прочее, каких домашних животных знают, кто из них пасется на лугу? Участникам предлагается готовая аппликация «Трава». Гид предлагает детям «поселить» на лугу его обитателей, собранных из наборов, но с одним условием: кого «поселить» дети узнают от гида. (Учитываются индивидуальные особенности детей и задания предлагаются либо устно, либо на схеме). Когда композиция будет закончена, участники угадывают и  обсуждают, какое животное просил «поселить » на лугу педагог.

Рефлексия.

Выводы по эффективности использованию данного пособия делают участники мастер класса с указанием плюсов и минусов.

Заключение

Есть  аналоги  дидактического пособия «Даров Фрёбеля» - это кубики Никитина, блоки Дъенеша, палочки Кюизинера и многие другие дидактические пособия.

Используемые интернет – ресурсы:

  1. Учебник «Дошкольная педагогика» (стр.7)

Cайт: http://www.studfiles.ru/preview/1765368/page:7/ 

  1. Всё о детях. Подготовка воспитателя к игровой форме обучения.

      Сайт: http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/113-vospitatelyam-/908-podgotovka-vospitatelya-doshkolnogo-uchrezhdeniya-k-igrovoj-forme-obucheniya-detej 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с ОВЗ с применением дидактического пособия "Дары Фрёбеля"

Конспект логопедического занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи III уровня) с использованием дидактического пособия «Дары Фрёбеля»...

Картотека логоритмических игр с применением дидактического пособия "Дары Фрёбеля"

Картотека авторских логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с применением дидактического пособия "Дары Фрёбеля"...

Дидактическое пособие "Дары Фрёбеля"

Вся жизнь детей связана с игрой. Игра является ведущей деятельностью ребёнка впериод дошкольного возраста. Именно Фридрих Фрёбель в истории дошкольной педагогики создал шесть основных "даров"...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми второй младшей группы с включением дидактического пособия «Дары Фрёбеля»

Конспект занятия по познавательному  развитию с детьми второй младшей группы с включением дидактического пособия «Дары Фрёбеля»Ф.И.О.  педагога: Болмосова Наталия ВасильевнаОбраз...

Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...