Методическая разработка ООД по формированию социального опыта детей с РАС средствами игровой деятельности «В гости к ёжику»
методическая разработка по коррекционной педагогике

При построении занятий и обучении детей с РАС, существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, несформированность операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, искажение эмоционально-волевой сферы (страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми), низкая работоспособность, дефицит социального взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ООД по формированию социального опыта детей с РАС средствами игровой деятельности

«В гости к ёжику»

Содержание

Актуальность …………………………………………………………………….3

Цели и задачи …………………………………………………………………….3

Ход коррекционно – развивающиего занятия для детей с РАС ……………...4

Рекомендации…………………………………………………………………….5

Актуальность. Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

При построении занятий и обучении детей с РАС, существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, несформированность операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, искажение эмоционально-волевой сферы (страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми), низкая работоспособность, дефицит социального взаимодействия. Одна из особенностей взаимодействия аутичного ребенка с людьми – непонимание им чувств, испытываемых партнером при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются им не как живые и чувствующие субъекты, а скорее как движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей. Нежелание, а зачастую и неспособность аутичного ребенка выразить то, что он хочет, приводит к тому, что многие из взаимодействующих с ним людей рассматривают его как существо, не имеющее иных потребностей, кроме витальных. Попытки объяснить аутичному ребенку ошибки взаимодействия при помощи речи редко достигают долговременного результата и часто приводят к возникновению отрицательных эмоций обеих сторон.

В работе с аутичными детьми для нас главной целью является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе. Поэтому мы разрабатываем индивидуальные коррекционные занятия, учитывающие специфику обучения детей с расстройствами аутистического спектра, нашего учреждения является актуальной.

 Новизна. Мы подготовили индивидуальное коррекционно – развивающие занятие для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), задачи которого благотворное влияние на эмоционально – волевую сферу и личность детей и оно позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с данной нозологией.

В данную методическую разработку включены дидактические игры и пособия, представлены основные теоретические описания игр и практические рекомендации, необходимые педагогическим работникам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС.

Индивидуальное коррекционно – развивающие занятие для детей с расстройствами аутистического спектра, в данной методической разработке, имеет следующие задачи: способствуют формированию познавательных процессов, социально-значимых навыков, эмоционально-волевой сферы, направленны на установление контакта с аутичным ребенком, на преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, негативизма, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

В работе с аутичными детьми главной задачей является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе.

С учетом индивидуальной программы развития ребенка прогнозируемый результат: ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и частично самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; научится выбирать себе род занятий; овладеет установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, адекватно проявляет свои чувства; научится подчиняться разным правилам и социальным нормам;  развитие крупной и мелкой моторики;  овладеет начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Образовательные ресурсы

Развивающие игры, интеллектуально- познавательные игры, аудиокниги, игра психогимнастика, игры на формирование коммуникативной компетенции, игры на внимание, настольные игры с предметами.

Методы и приемы: организация игровых развивающих ситуаций, НОД, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, дид.игры.

ООД

1. Вводная часть.

Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком

Игра «Ручки» Педагог берет ребенка за руку и похлопывает своей рукой по руке ребенка (если он позволяет это делать), повторяя «Рука моя, рука твоя…» Игра «Ладушки» Ручки, наши ручки, поиграйте вы за нас, постучите, да пожмите, вы, покрепче прям сейчас, Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Основная часть.

Упражнение 1. «Солнышко» Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве, развитие мелкой моторики рук, снятие эмоциональных зажимов.

Ребенок подходит к солнышку (висят ленточки-лучики) трогает лучики, считает Количество лучиков. Ребенок настраивается на контакт, улучшается настроение.

Упражнение 2. Игра «Конструктор эмоций» - увлекательная игра для эмоционального развития. Цель: научить детей определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Педагог раскладывает картинки на магнитной доске. Дети подбирают для изображенных мальчика и девочки разные губы, носы, глаза, пока не получится определенное эмоциональное состояние. Участники объясняют, какую эмоцию им удалось изобразить, показывают ее на своем лице (при желании дополняют жестами, фразами).

Упражнение 3. «Угадай и собери животное». Цель: развитие внимания, восприятия объектов, речевых навыков.

Материал: детали пазл картинок животных. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и назвать животных, которых узнал. Педагог сначала показывает ребенку способ собирания пазл, называя собранных животных. Педагог просит ребенка собирать определенное животное (например, ежика) и назвать его. Затем можно усложнить задание. Картинки перевернуты, педагог берет одну и говорит: «У меня на картинке нарисованы лапки. Чьи они?»

Психогимнастика. «Стирка».

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку, (имитируют стирку)

Свитерок и брюки - устали мои руки. (встряхивают обе руки.)

Упражнение 4. Игра из фетра «Подбери заплатку». Цель: Развитие внимания, развитие восприятия и соотнесения цвета и формы у детей.

Материал: игровое поле с изображением различной одежды с вырезанными

геометрическими фигурами.

Педагог раскладывает перед ребенком игровое поле и прищепки с заплатками.

Педагог предлагает ребенку найти заплатки. Называет цвет и форму

заплатки. Накладывает заплатку.  Для этого упражнения мы используем одежду из заплатки из фетра, таким образом развивается и тактильное восприятие. В ходе игры педагог уточняет, "заплатку" какого цвета взял ребенок, какой одежде она принадлежит.

Упражнение 5. «Помоги дойти до домика». Цель: развитие речи, произвольного внимания, зрительного восприятия. Материал: картинки - лабиринты.

Педагог предлагает ребенку назвать животных, которых он видит, а затем найти домик каждому из них. Сначала задание выполняется при помощи пальца, затем только взглядом. Вопросы ребенку: «В каком домике живет лиса? Какого цвета домик?»

Упражнение 6. Игра из фетра «Собери домик». Цель: Обучение детей верно определять цвета и подбирать их к нужным предметам, развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Педагог проговаривает с ребёнком, какие фигуры он здесь наблюдает.   Проговорить, какие цвета имеются.   Раскладывать фигуры на соответствующие места, выполняя поставленные задачи.

Рефлексия.

Материал: набор смайликов. Педагог предлагает ребенку с помощью смайликов выразить свои эмоции от каждого упражнения занятия.

 Упражнение 7. «Прощание» (положить руки на плечи и сказать: «Спасибо, до свидания!»).

Рекомендации:

Мы считаем, использование развивающих игр и упражнений благотворно влияет на эмоционально – волевую сферу и личность детей и позволяют учитывать особые образовательные потребности детей с РАС. Также   позволяют добиться лучшего усвоения учебного материала. Нужно помнить и педагогам, и родителям, что через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

Необходимо систематично обучать и постоянно закреплять полученные знания. В дальнейшей работе рекомендуем пробовать усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям согласно возрасту детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности (строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. Крыловой) Тема: «В гостях у сказок»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности(строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. ...

Конспект занятия по формированию социального опыта детей средствами игровой деятельности «Экскурсия по городу»

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роль....

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

      Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

Формирование сенсомоторного опыта детей дошкольного возраста в игровой деятельности

   В статье актуализируется проблема сенсомоторного развития ребенка дошкольного возраста, дается определение игровым технологиям, приводится их класификация, сделаны выводы о влиянии...