«Особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ»
учебно-методический материал

Дарбакова Данара Кимовна

Республиканское августовское совещание 2021 г.

 «Актуальные вопросы воспитания в развитии системы дошкольного образования: реализация программ для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 33 «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступающий: Учитель-дефектолог Дарбакова Д.К.

Тема: «Особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon darbakova.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканское августовское совещание 2021 г.

 «Актуальные вопросы воспитания в развитии системы дошкольного образования: реализация программ для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 33 «Радуга»

Выступающий: Учитель-дефектолог Дарбакова Д.К.

Тема: «Особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Слайд 2

Описание слайда:

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития и не позволяющие детям вести полноценную жизнь, с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

У малышей с ограниченными возможностями здоровья очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо не хотят играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (например, кукла укладывается спать в постель и снова поднимается  кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует, т.е. повторяя то что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников  5-7 лет)

Слайд 3

Описание слайда:

Основные цели и задачи: - создание условий для игровой деятельности детей; - развитие у детей интереса к различным видам игр; - формирование игровых умений, развитие культурных форм игры; - всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре; - развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; - формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Слайд 4

Описание слайда:

Функции игры: 1 Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка). 2 Коммуникативная. 3 Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры). 4 Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) 5 Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Слайд 5

Описание слайда:

Развивающие возможности игры

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности.

Слайд 6-7

Описание слайда:

Взаимодействие – это гибкий двусторонний процесс, в котором оба партнера заинтересованы и прикладывают усилия для его поддержания.

Признаки:

- по очередность инициативы

-усилия

-подстройка (мой следующий шаг зависит от тебя)

Психологической основой игры для детей с ОВЗ является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.

Принципы формирования игры:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. ФИ включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.

4. ФИ носит двучастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.

Слайд 8

Описание слайда:

Поэтому в своей работе использовала «Игры на липучках» которые  развивают мелкую и крупную моторику рук, логическое мышление, воображение, чувство цвета, вкус, творческие способности ребенка. Попробовала  создать развивающие игрушки самостоятельно.

***

Если для обычных детей ведущей деятельностью является игра, то для детей со сложной структурой дефекта ведущей деятельностью является обучение. У детей с нарушениями интеллекта (синдром Дауна, ДЦП, олигофрения, РАС) вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. Характерная потребность в общении, не развиваясь, остается на уровне потребности в помощи и поддержке. Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Мой опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми со сложной структурой дефекта. Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и как результатом всей коррекционно-развивающей деятельности я предполагаю с помощью этих игр перенести знания полученные в процессе игры в  обучающую деятельность.

Характерные особенности детей с ОВЗ

  • На психофизическое развитие ребенка с синдромом Дауна большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Внимание у таких детей неустойчивое, невозможность сосредоточиться, сконцентрироваться, быстрая утомляемость и отвлекаемость от нужного объекта изучения. Именно в игре я создаю необходимые условия для возникновения и развития таких отношений.
  • Во время игры ребенок с РАС бессмысленно перебирает одни и те же предметы, а игрушки почти никогда не использует по назначению. Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщении даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций может усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии. Поэтому программный материал мною трансформируется в зависимости от детских особенностей, подбираю понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие с таким ребенком требует гибкости, постоянного поиска и нешаблонных решений, поскольку проведение игр с ребенком с аутизмом полностью зависит от его желания взаимодействовать..

 Слайд 9

Описание слайда:

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей Не заменять игру другими видами деятельности Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми. Не наказывайте ребёнка лишением игры. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

Список использованной литературы 1. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989. 2. Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982. 3. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976. 4. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. Москва «Просвещение»1986. 5. Эльконин «Психология игры» 6. Гаврилушкина. Соколова. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Москва «Просвещение»1985. 7. «Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта». Статья Соколовой Москва 1984. 8. «Коррекционное обучение как основа личности развития аномального дошкольника» Москва 1989. Статья Соколовой. 9. Журнал Дефектологии 1972 №2 Статья Соколовой «Особенности игровых действий». 10.«Формирование речи аномальных детей дошкольного возраста» Статья Соколовой. Москва. 1982.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности социализации ребенка, ее отражение в игровой деятельности дошкольника»

     Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного у...

Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников....

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития ...

Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье освещен вопрос об организации игровой деятельности детей с интелктуальной недостаточностью в дошкольном возрасте....

Особенности игровой деятельности дошкольников 3-4 лет

Для ребенка игра - средство самореализации и самовыражения. Она ему позволяет построить свой собственный мир....

Протокол наблюдений за особенностями игровой деятельности дошкольника.

Цель: выявить уровень развития особенностей игровой деятельности дошкольника....