Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями.
статья по коррекционной педагогике

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье раскрывается смысл каждого аспекта нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями - социального развития, формирования основ личности, эстетического развития; указываются цели, задачи, направления коррекционной работы. Материал представлен в виде таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Социальное развитие

Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения; присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры (Л. С. Выготский)

Основные направления социального развития:

- формирование адекватных представлений о себе (о своем теле, своих чувствах, переживаниях);

- формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формирование потребности и навыков общения со сверстниками, формирование и развитие межличностных отношений.

Цели социального развития:

- подготовка детей к обучению в школе,  

- формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста,

- адаптация к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.

Задачи социального развития : 

- формирование навыков адекватного социального поведения;

- развитие потребности в общении;

- развитие познавательных интересов, воображения и творческой активности;

- развитие умений соотносить свои действия, установки с потребностями партнеров по общению.

Направления коррекционной работы:

- формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);

- развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

- формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

Условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослыми:

- эмоционально-положительный контакт  взрослого с ребенком;

- правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

- подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

Дети должны научиться:

-   здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;

-  благодарить за услугу, подарок, угощение;

-   адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;

-   проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

-   выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;

-   устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике;

-   проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

-   адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

-   замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;

-   начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми;

-  владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику);

-   быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;

-   положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль;

-   уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам.

Формирование основ личности

Формирование основ личности – это приобщение ребёнка именно к общим непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей, в некотором регионе и в некоторые моменты  времени.

Цели нравственного воспитания:

- формирование навыков правильного поведения,

- усвоение нравственных норм,

- формирование личностных качеств.

Задачи нравственного воспитания:

- формирование нравственных представления и на их основе нравственных чувств:

- формирование привычек правильного поведения (повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности);

- формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

   1) умение действовать целенаправленно,

   2) умение преодолевать посильные трудности,

   3) умение правильно относиться к оценке своей  деятельности,

   4) адекватность реакции  на успех или неуспех,

   5) правильное формирование самооценки.

- воспитание  готовности к труду (одной  из главных свойств личности человека).

Основа базиса личностной культуры – четырех основных сфер деятельности:

1)  природа;

2)  предметы, созданные руками человека;

3) явления социальной жизни;

4) явления собственной жизни и деятельности.

Основа коррекционно-воспитательного процесса:

- комплексная  диагностика;  

- анализ социальной ситуации развития ребенка;

-  принцип единства диагностики и коррекции развития.

Условия развития личностных качеств:

- установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка;

- создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми;

- учет личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.

Способы усвоения общественного опыта:

- совместные действия;

- использование жестовой инструкции;

- умение действовать по подражанию;

- умение работать по образцу и словесной инструкции.

Эстетическое развитие

Специфика работы, обусловленная нарушениями психофизического развития воспитанников (недостатком познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер):

- более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой;

- рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся;

- коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Задачи эстетического воспитания:

1 группа задач: 

- коррекция дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей;

-  становление личности каждого ребенка;

- подготовка детей к самостоятельной жизни.

2 группа задач:

- развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости;

- формирование умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве;

-  обогащение опыта эстетическими впечатления;

- формирование запаса эстетических образцов;

- формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;

- приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

3 группа задач:

- формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов:

    1) сенсорных (свойства и качества предметов),

    2) эмоциональных (эмоции и чувства),

    3) искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства),

    4) эстетических (красивое - некрасивое),

- развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства.

4 группа задач:

- приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности;

- развитие эстетического и художественного восприятия,

- формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности,

- воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков.

5 группа задач:

- формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).

Методы эстетического воспитания:

1) Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений:

  1.     - восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями,
  2.     - рассматривание или прослушивание произведений искусства,
  3.     -  сравнение или сопоставление произведений искусства.
  4.  2) Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания:
  5.     -  беседы,
  6.     - рассказы,
  7.     - экскурсии,
  8.     - прогулки с наблюдениями,

    - игра.

3) Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм:

    - показ способа действия, образцов для обследования,

    - тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства.

4) Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий:

   - создание ситуаций творческого поиска,

    - придумывание вариантов решений,

    - индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей,

    - поощрение творческих решений.

Условия, способствующие эстетическому воспитанию:

1) включение игровых ситуаций во все названные группы методов (особенно в младшем школьном возрасте);

2) использование приемов, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.

3) эстетическое воспитание учащихся должно осуществляться в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время;

4) система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения;

5) органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.

Результат коррекционно-воспитательного процесса:

- сформирована интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия;

- развита  способность замечать, выделять и оценивать прекрасное;

- овладение  элементами художественного творчества;

-  освоены  простейшие навыки и умения создавать красивое .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство социально- нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта

В статье описывается о коррекционно-воспитательной работе средствами театрализованной деятельности социально-нравственного воспитания детей с ООП....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...

Нравственно-трудовое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО

В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Именно поэтому...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Статья посвящена  вопросам экологического   воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи  показывают важность экологического воспитания  у дет...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности, формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств»

Проблема духовного здоровья общества действительно остра и находит отражение в  послании  президента  В. В. Путина России к Законо...

консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей с интеллектуальным нарушением через дидактические игры".

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме ,цвете, величине , положения в пространстве, а также запахе, вкусе и...