«Зима. Зимние забавы»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Ирина Владимировна

Конспект коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка детский сад №19» города Ишима

Номинация: «Конспект занятия/цикла занятий»

Методическая разработка: Конспект коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности

Конкурсант: Чернова Ирина Владимировна, воспитатель

 

Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель: обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.

Коррекционно-развивающие задачи:

- активизировать словарь по теме,  продолжать учить подбирать слова-действия. 

- формировать умения составлять предложения по схемам.

- продолжать совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже.

- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

- развитие предпосылок  к учебной деятельности : умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, развивать эмпатию к окружающим.

Используемые технологии:  игро-терапия , здоровьесбережение

Планируемые результаты: у детей сформированы представления

̶  о зиме ( холодная, снежинки кружатся, вода замерзает, метель завывает);

̶  о зимних забавах (лыжи, санки, коньки, лепка снеговика,снежки)

Оборудование: картинки–отгадки, картинно-графические схемы предложений и соответствующие им картинки, мячики су-джок , «следы», снежинки.

Ход занятия;

I. Организационный момент:

Воспитатель загадывает  загадку:

- Раскрыла снежные объятия,
          Деревья все одела в платья.
          Стоит холодная погода.
          Какое это время года? (Зима)

Ситуация на расслабление «Спаси птицу»: « Во все времена года можно делать добрые дела. Представьте, что зимой у вас в ладонях оказалась маленькая беспомощная птичка. А теперь согрейте её,  подышите на нее : плечи расправим и их не поднимаем, вдыхаем глубоко носом, при выдохе щеки не надуваем (3 раза) . Приложи ладони к своей груди, отдай птичке доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птичка радостно взлетела, улыбнись ей и не грусти, она еще прилетит к тебе!»

II. Сообщение темы.

- А теперь закройте глаза (воспитатель переодевается в «зиму»)

- Перед вами я, зимушка-зима. Уже завтра мне на смену приходит  другое время года и я очень хочу побыть с вами еще и понять ,что вы обо мне знаете и весело ли проводите время зимой. И если вы захотите ко мне обратиться по имени, то будете называть меня …зимушка-зима.

III. Основной момент:

  - И поведу я вас разными тропами по лесам, по полям, а чтобы не сбиться с пути, вам надо идти за мной след в след.

  - А вот и наша первая остановка  на полянке «Горка для зверей»  А где же горка? И как же мы можем помочь лесным зверькам? Ответы детей.  Ребята, а вы знаете, что горку можно построить из слов? А вот сейчас вы и попробуете…

1. Дидактическая игра «Подбери слова»

Инструкция:  Я буду  каждому называть слово, а вы отвечайте, «что оно делает?» и после ответа закрепляйте снежинку по контуру горки.

Зимой  метель… (метёт).

Ночью в трубах ветер … (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

Зимой в берлоге медведь …… (спит).

Щёки и нос мороз … (щиплет).

Зимой в реке  вода.… (замерзает).

На ветках деревьев иней … (блестит).

Зимой деревья … (спят).

Под снегом зимой травка … (греется).

- И вот какая большая горка получилась!  А для кого вы ее построили ? …для зверей ---

- Спасибо вам, вы вновь сделали доброе дело для тех, кто не может позаботиться о себе сам.

- Отправляемся в путь дальше и не забываем, что по тропе надо идти как…след в след, а за кем вы идете ? ...за зимушкой-зимой

2. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”

- Вы, наверное, замерзли ? Надо вам согреться и поможет вам игра “1,2,3,4,5 -мы во двор пошли гулять”. Я слов этой игры не знаю и буду повторять за вами…

Раз, два, три, четыре, пять,        Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.         «Идут» указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                “Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,        “Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,       Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.            Ладошки кладут на стол одной и другой  

                                                   стороной

Все в снегу домой пришли.        Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.            “Едят ложкой” суп.

-Согрелись ?! Идем дальше….

3. «А вот загадочная поляна и выйти мы отсюда сможем,если отгадаем …загадки»

Инструкция: у каждого из вас в руках будет картинка-отгадка и на загадку отвечает только тот, у кого есть эта картинка и затем картинку вешаем на елку.

 Я на них бегу по снегу, в снег на них не провалюсь.
  Я с горы высокой съеду и упасть не побоюсь.
  Отгадайте же, не слышу, что такое?   Это -...(Лыжи)

Мчусь, как пуля, я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Что несет меня? (Коньки.)

Все лето стояли, зимы ожидали.

 Дождались поры - помчались с горы. (Санки.)

Сажусь и качусь, с горы я мчусь,

Но это не санки, а просто… (Ледянки).

Мы слепили снежный ком, 
 Шляпу сделали на нем, 
 Нос приделали, и в миг 
 Получился …(снеговик)

Зимой забава есть одна. 
В ней меткость, ловкость всем нужна. 
А как "снаряды" называешь, 
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки) 

 -Дети, посмотрите, эти отгадки относятся к зимним забавам. Слово  «забава» означает - игры, развлечения.

Вопросы к детям :- …,  какие зимние забавы любишь ты ? (ответы детей)  

- У меня для вас есть снежки, давайте ими поиграем ?! (мячики Су-Джок)

Я снежком круги катаю…        

Я снежком круги катаю,                                

Взад - вперед его гоняю.                      

Им поглажу я ладошку.            

Будто я сметаю крошку,                 

И сожму его немножко,                                          

Как сжимает лапу кошка .                                          

Каждым пальцем снежок прижму,

И потом опять начну.

- Молодцы! Вы выполнили задание и отправляемся дальше  и здесь тропа уже широкая , поэтому след в след мы уже…не идем   

4.  - И добрались мы с вами до поляны  « Лесная школа»

  - Я всю зиму за вами наблюдала и видела, как вы занимались, и прошу вас научить меня читать предложения по схемам, даже несмотря на то, что не все из вас знают все буквы. Научите ?... Но перед началом :

Руки …на месте,

Ноги …вместе,

Локти …у края

Спина …прямая!

- Перед вами лежат схемы предложений .

-  Из чего состоит предложение …из слов. Внимательно посмотрите на схему, и подскажите мне, что означает символ  «стрелка»… действие ,, если символ «круг на квадрате», то произносим маленькое слово… «на», если «круг в квадрате», то произносим маленькое слово… «в».

Дети читают предложение по своей схеме.

-Обратите внимание на эти картинки и я попрошу приложить схему вашего предложения к подходящей по смыслу картинке.

 - А теперь попробуем вместе вспомнить, к чему относятся снежки, лепка снеговика ,катание на лыжах, коньках, ледянках …это зимние забавы. (при затруднении напомнить детям про загадочную поляну).

-Но и у меня есть схема предложения, которую я не смогу прочитать без вашей помощи.

(читаю «дети радуются зимушке-зиме»).

- Вы меня продолжаете удивлять своими способностями правильно выполнять задания и к тому же вы вновь сделали доброе дело и помогли мне, кому ? …зимушке-зиме

- В нашем путешествии мы много занимались и наши глаза устали ,поэтому обязательно выполним гимнастику для глаз.

- Выпрямите спину и шею, согните слегка руки в локтях ,пальцы сожмите в кулачки и поднимите вверх только указательные пальчики. Когда я начну читать стихотворение, вы медленно отводите указательные пальчики далеко вправо и далеко влево (показываю) и внимательно следите за ними глазками. Шея во время гимнастики не двигается, двигаются только…глаза. Приготовили пальчики :

Долго мы смотрели вблизь,

Наши глазки напряглись,

Нужно отдых дать глазам:

Поглядим по сторонам!

Вправо, влево поглядим,

Отдых глазкам мы дадим.

Опустите руки, зажмурьте глаза на 5 секунд  ,1-2-3-4-5,окройте глаза и поморгайте ими часто-часто.

11. Итог занятия

 -Пройдемте на нашу лесную поляну и присядем.

- Вот и закончилось наше путешествие, вспомните, какие задания мы выполняли во время него? (иметь при себе снежок в кармане и давать тому, кто будет отвечать)

- Кому вы помогли во время нашего путешествия?

- Что понравилось?

Оценка детей.

- Я, зимушка-зима, хотела бы узнать ,какое настроение у вас после путешествия ? Если у вас хорошее настроение, то вы улыбнетесь, если у вас «печалька» ,то вы сделаете грустное выражение лица . Я закрываю глаза и открыв их вижу ,что….  

-И теперь я, зимушка – зима ,говорю вам до свидания ! А вы, закрыв глаза, снова возвращаетесь в детский сад и вас встречаю уже я.

- Ой, мне пришло голосовое сообщение (включаю пение птиц). Интересно от кого оно могло прийти…(ответы детей). Это вас благодарят птицы, которых вы отогрели и тем самым спасли ,и посылают вам …игровые трубочки. А как ими пользоваться? Я не знаю, а вы…

Дети объясняют: нужно вдохнуть носом воздух и выдохнуть в трубочку. - А щеки надуваем ? ...нет

Список источников :

1. Аким, Степанов, Сеф: Зимушка-зима! С новым годом! Стихи, песенки, загадки, пословицы, считалки, скороговорки Издательство: АСТ, 2014 г.

2.Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова  Комплект наглядных пособий «Развиваем связную речь у детей с ОНР» ООО Издательство СКРИПТОРИЙ  ,2003

3.Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе "Зима.Зимние забавы"

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе по теме "Зима.Зимние забавы" включает в себя различные виды деятельности.При проведении занятия решаются следующие программные задачи:...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Зима. Зимние забавы"

Мероприятие проходит в форме  диалогически проблемной  игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

"Зима. Зимние забавы"

конспект логопедического подгруппового занятия.цель: обощение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.занятие продготовлено с использованием интерактивной доски, можно использовать фланелегра...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ «Зимушка – зима. Зимняя забава - снеговик». Подготовительная группа

Данный материал представляет собой конспект совместной деятельности педагога с детьми по лексической теме "Зима. Зимние забавы."Педагогом ставятся задачи:1Формировать умение поддерживать речевое общен...

Зима. Зимние забавы и зимние виды спорта.

Вашему вниманию представлены две презентации, которые помогут Вам организовать занятия по окружающему миру, закрепить признаки зимы, пополнить и активизировать словарный запас детей. Можно презентацию...

Календарное планирование на две недели на темы: "Зима.Зимние забавы","Зимушка-зима,в гости к нам пришла" 2мл.гр.2017-2018уч.г

Календарное планирование на две недели по ФГОС с целями и задачами,индивидуальной работой....

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...