Технология «Сказки на песке»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Кудашкина Наталья Александровна

Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способности, креативности ребенка. Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений,  наполненная удивительнымии образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой,  по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной для коррекцию, обучение и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_skazki_na_peske.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Сказки на песке»

Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. А если сказку совместить с песочной терапией, то воспитательный приём станет наиболее эффективнее в двойне.  «Сказка на песке» это сочетание двух методов сказкотерапии и песочной терапии для детей. Обсуждение и проигрывание сказок на песке является важным закрепляющим фактором, расслабляет  и успокаивает ребенка, снимает напряжение при обсуждении проблемной ситуации. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым.

Мы уже знаем, что, строя картину из песка, человек переносит на песочный "лист" ландшафт внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь мы знаем, что сказочный образ всегда потенциален, успешен).

Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Таким образом, у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы. Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение. Групповая форма песочной терапии предполагает коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общения друг с другом).

Все, что нужно для работы с песком, — добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Моделирование  художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Для моделирования сказок  используется ящик-бассейн приятного небесно-голубого цвета, символизирующий небо и воду. Такая малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Этапы занятия в песочнице

Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа — своего рода организационный момент — позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Принимая во внимание концепцию о приоритете тактильного вида восприятия дошкольников (примерно 60%), начиная занятие с контакта с песком, можно подготовить детей к продуктивному взаимодействию. Задания мы предлагаем несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5—7 мин.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличить на 5—10 мин (в зависимости от возраста) по сравнению с обычным занятием. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия. Конечно, при планировании занятия с использованием песочных техник психолог решает и когнитивные (нравственные), и эмоциональные задачи.

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью (не более 5—7 мин). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Хорошо использовать пересказ-инсценировку. Мы знакомим детей с художественным произведением через проигрывание сюжета. После этого предлагаем сделать пересказ. В зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников, для создания ситуации успеха, педагог через ритуальную фигурку — ведущего может предложить начать, продолжить или завершить пересказ текста с одновременным проигрыванием сюжета несколько раз. Для разнообразия можно ввести пересказ от другого лица, менять имена, клички главных героев, разыгрывать сюжет по ролям или предложить придумать другое окончание художественного произведения.

Участникам группы дается следующая инструкция: "Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую Сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны".

Образ Волшебника в данной инструкции является "нормирующим": его "кодекс чести" не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда участники группы выберут фигурки, можно предложить им строить сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. "Каждый Волшебник создавал свой кусочек Сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом". Или: "Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга".

Мы можем дать "сказочную" инструкцию: "Представь себе, что ты —Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в Сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь".

Безусловно, это не единственный вариант "введения" в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: "Создай то, что хочешь", "Создай наиболее яркий эпизод твоего сна", "Создай свою семью и расскажи о ней" и др. Можно дать дополнение к инструкции: "Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает".

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.
  2. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

3.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017

Занятия с использованием игр с песком «Умный Карандаш»

(по мотивам сказки В. Сутеева «Мышонок и Карандаш»)

Задачи:

  • развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;
  • обогащать и закреплять активный словарь;
  • закреплять навыки драматизации;
  • развивать умение отвечать на вопросы;
  • учить пересказывать текст от лица персонажей произведения;
  • отрабатывать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Мышонок и Карандаш», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма.

Оборудование: песочница, фигурки (мальчик, мышонок, черепашка), игрушка на руку (Василиса премудрая), предметы (дом, стол, кроватка, карандаш, палочки с привязанными на ниточке бабочками, вырезанными из бумаги), палочки или карандаши без грифелей для рисования на песке, влажный песок, бумажный или пластмассовый стаканчик.

  1. Ритуал входа

Педагог. Ребята, выберите себе место около борта песочницы. Сегодня черепашка пригласила нас в свою песочную страну. Она хочет нас познакомить со своей гостьей. Но сначала давайте поздороваемся с песком и вспомним правила, которые действуют в песочной стране.

Дети поочередно проговаривают правила: не сыпать песок, не разрушать чужие постройки, брать только один предмет за один подход к столу.

Положите ладони на песок, раздвиньте пальцы, а теперь сожмите их в кулак. Приподнимите кулаки и тоненькой струйкой высыпьте песок в песочницу.

На что это похоже? поставьте ребро ладони на песок (вариант: раскройте ладони). На что это похоже? поднимите ладошки, если на них остался песок, осторожно высыпьте его через пальцы.

Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.

Педагог. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

В русских сказках живет героиня

И хранит сказки, как берегиня. Помогает всем с нежностью мудрою потому и зовется премудрою.

(Василиса Премудрая.)

С. Веркина

Дети отгадывают загадку.

Педагог надевает на руку куклу Василису.

А сейчас мы поиграем в одну игру. посмотрите внимательно — на столе перед вами лежат палочки с привязанными к ним бабочками. Возьмите их в руки. Сделайте глубокий вдох и плавно, долго выдыхайте. Помогите своей бабочке полететь. Какая бабочка у тебя?

Дети выполняют задание, отвечают на вопрос. Василиса премудрая их поощряет. Упражнение выполняется 3—5 раз.

  1. Основная часть

В а с и л и с а п р е м у д р а я. Как вы уже догадались, я Василиса премудрая. Сегодня черепашка попросила меня рассказать вам сказку. Рассказывать их я мастерица! Сказка называется «Мышонок и Карандаш», написал ее замечательный писатель В.Г. Сутеев (показывает портрет автора или книгу с иллюстрациями). Вставайте поближе к песочнице, слушайте внимательно и помогайте мне. Выставляйте в песочницу то, что я буду называть. В маленькой норке жил Мышонок. ребята, где живет мышонок?

Д е т и. В норке.

В а с и л и с а п р е м у д р а я. А как можно сделать норку? посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Какие-то из них могут пригодиться.

Дети рассматривают предметы.

Так вот, в норке жил Мышонок. Поставьте его в норку.

Дети кладут стаканчик на песок и насыпают песок сверху, или проделывают отверстие в толще песка, имитируя норку, выставляют фигурку мышонка.

Рядом стоял дом, в котором жил мальчик Вова. Как вы думаете, что было в доме. Поставьте те предметы, которые подойдут.

Дети выставляют предметы, выполняют действия с фигуркой мальчика и мышонка.

Мальчик устал и пошел спать. Мышонок прокрался в дом, увидел Карандаш, схватил его и потащил к себе в норку. Карандаш взмолился:

  • Отпусти меня, пожалуйста! Я деревянный карандаш и меня нельзя есть. (Ребенок двигает карандашом.)
  • Я тебя буду грызть! — сказал Мышонок.

Покажите, пожалуйста, как Мышонок будет грызть Карандаш.

Дети показывают.

Да! Именно так Мышонок больно укусил Карандаш. Как вы думаете, что он сделал?

Дети отвечают.

Карандаш действительно вскрикнул: Ой!

  • Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, — сказал Карандаш.
  • Так и быть, — согласился Мышонок, — рисуй! Но потом я тебя все равно изгрызу на мелкие кусочки (выделять интонационно и повторять мимические движения).

Как будет грызть Мышонок?

Дети берут карандаши без грифелей или палочки и рисуют на песке.

Приготовьте свои пальцы, возьмите карандаши. Сейчас мы увидим, что из этого получилось!

Карандаш нарисовал кружок. А потом еще три маленьких кружочка.

  • Это сыр? — спросил Мышонок.

Как вы думаете, это сыр? Скоро узнаем.

Карандаш нарисовал рядом еще один большой кружок.

  • Это яблоко? — закричал Мышонок. Карандаш нарисовал несколько длинных кружочков.

Ребята! Нарисуйте одну длинную колбаску на противоположной от маленького кружка стороне большого круга. А еще четыре маленьких овала вокруг большого круга.

Педагог помогает по необходимости.

  • Это сарделька? — еще сильнее закричал Мышонок. Карандаш начал рисовать уголки на маленьком круге.
  • Это похоже на ко... Не рисуй больше! — закричал Мышонок.

Карандаш нарисовал справа и слева три короткие линии (усы).

-Да это настоящая кошка! Спасите! — пискнул испуганный Мышонок (слова Мышонка педагог выделяет интонационно). Он бросился к себе в норку и носу оттуда не показывал. Карандаш до сих пор живет у мальчика Вовы, но с каждым днем становится все меньше и меньше.

Ой! У вас действительно получились настоящие кошки на страх всем мышкам! Есть от чего испугаться. Вам понравилась сказка? Вы внимательно слушали и смотрели? Сейчас мы  проверим, ответьте на мои вопросы.

Вопросы

  • Как называется сказка?
  • Кто написал сказку?
  • Как Мышонок познакомился с Карандашом?
  • Что хотел сделать Мышонок?
  • Что попросил сделать в последний раз Карандаш?
  • Что нарисовал Карандаш сначала?
  • Что подумал Мышонок?
  • Какой рисунок получился у Карандаша?
  • Что случилось с Мышонком?
  • Почему Карандаш становился все меньше и меньше?

Дети отвечают.

А теперь давайте еще раз попробуем рассказать и показать сказку. Кто будет Карандашом? Кто будет Мышонком?

Сказка проигрывается еще несколько раз. Дети могут меняться ролями.

Мне очень понравилось, как вы рассказываете сказку и как вы рисуете кошку на песке. Вы можете сделать это теперь и на бумаге. Нам было так интересно вместе, но пришло время прощаться. Спасибо вам! До встречи!

  1. Ритуал выхода

Педагог. Ой! Какие интересные кошки у нас в песочнице поселились! Расскажите мне, что вы делали сегодня? Как жалко, что я этого не видела! А вам понравилось?

Дети отвечают.

Ну а теперь давайте разберем песочницу, чтобы она могла отдохнуть. И разгладим поверхность песка ладонями от левой стороны к правой. А теперь сверху вниз. Нам пора уходить, но мы сюда обязательно еще вернемся. Дети убирают игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические технологии "Игры на песке"

Логопедические технологии "Игры на песке"...

Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».

Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....

Непосредственная образовательная деятельность с использованием здоровье сберегающих технологий "Чудеса на песке"

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...

«Использование технологии «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в условиях реализации ФГОС ДО»

Материал практикума для воспитателей коррекционных групп "Удивительный песок"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Использование технологии «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в условиях реализации ФГОС ДО»

совершенствовать профессиональную компетентность воспитателей в вопросах использования технологии «песочной терапии» в коррекционно-развивающем обучении дошкольников....

Мастер-класс «Использование технологии «Игры с песком» для формирования элементарных математических представлений дошкольников»

Материал о технологии «Игры с песком», которую использую  для развития познавательной активности...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...