Профилактика агрессивного поведения детей
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кретинина Анна Александровна

Профилактика агрессивного поведения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon agressiya.ppt906 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика агрессивного поведения детей

Слайд 2

Агрессивное поведение Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т. д. Жертва - человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессиии.

Слайд 3

Факторы детской агрессивности врожденная склонность (враждебность; биологическая и социальная наследственность); аверсивные случаи (боль, жара, теснота); возбуждение; массовая культура; агрессивные игры; влияние группы.

Слайд 4

Виды агрессии Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления. Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. Прямая – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение. Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии.

Слайд 5

Причины возникновения детской агрессивности 1.Заболевание центральной нервной системы. 2.Агрессивность как средство психологической защиты. 3.Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания: неприятие детей родителями; безразличие со стороны родителей; разрушение эмоциональных связей в семье; чрезмерный контроль или полное его отсутствие; избыток или недостаток внимания со стороны родителей; запрет на физическую активность; отказ в праве на личную свободу.

Слайд 6

Особенности проявления детской агрессивности Дети, склонные к проявлению физической агрессии . Это активные, целеустремлённые ребята, их отличает решительность, склонность к риску. Они обладают хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, в то же время любят демонстрировать свою силу и власть, проявлять садистские наклонности. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны. Малейшие неприятности выбивают таких детей из колеи, они не скрывают свои чувства и выражают их в агрессивных вербальных формах. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии . Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий. Эти ребята плохо переносят замечания в свой адрес, поэтому критикующие их вызывают у них чувство раздражения, обиды и подозрительности. Дети, склонные к проявлению негативизма. Ребят этой группы отличает повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера: эгоизм, самодовольство. Всё, что задевает их, вызывает чувство протеста.

Слайд 7

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности Младший (дошкольный) возраст . Ребёнок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным. Коммуникативные навыки в этом возрасте не достаточно развиты, поэтому он пытается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Маленькие легко вовлекают свои конфликты взрослых. Младший школьный возраст . В этом возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят. Дети всё чаще стараются решать проблемы в своём кругу, реже прибегают к помощи взрослых. Подростковый возраст. Период с 13 до 16 лет некоторые учёные рассматривают как сплошной возрастной кризис. Подросток может реализовать свою агрессию двумя способами: проявлять открыто или прятать и подавлять. За помощью к взрослым обращаются очень редко.

Слайд 8

Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек Мальчишеская агрессия проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Обычно мальчики проявляют физическую агрессию. Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной. Некоторые с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьёт больнее.

Слайд 9

Наиболее распространенные цели агрессивного поведения: привлечение внимания причинение боли жертве месть за перенесенное страдание причинение ущерба доминирование, власть над другим человеком получение материальных благ самоутверждение, повышение самооценки защита от воображаемой или реальной угрозы отстаивание автономии и свободы завоевание авторитета в группе сверстников удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей

Слайд 10

Агрессивное поведение разделяется на 2 группы несоциализированные формы (не носят враждебного характера) социализированные формы (враждебность и причинение ущерба другому человеку)

Слайд 11

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников Семья, которая может демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление Взаимодействие со сверстниками, в ходе которого узнают о преимуществах агрессивного поведения Символические примеры

Слайд 12

Нарушения социального развития Тяжелый пренатальный период Стрессовые ситуации Лишение необходимого (еда, одежда, забота) или привилегий (прогулка, праздники, поход в театр и кино) Изолированное содержание Эмоциональный «голод» Насилие в семье

Слайд 13

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на агрессивное поведение противоречивость требований к ребенку со стороны взрослых собственные негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие контроля и саморегуляции с их стороны использование наказаний детей как способа разрядки взрослым собственных негативных эмоций негативный стиль общения с ребенком (использование приказов, обвинений, «Ты-сообщений», вербальные оскорбления детей, игнорирование чувств ребенка, его интересов и желаний)

Слайд 14

Основные воспитательные средства родителей агрессивных детей физические наказания угрозы лишение привилегий введение ограничений и отсутствие поощрений частые изоляции детей сознательное лишение любви и заботы в случае проступка

Слайд 15

Основные направления профилактики агрессивного поведения Информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для человека и окружающих) Психология ребенка Обучение эффективным способам общения с другими людьми, развитие коммуникативных навыков

Слайд 16

Общие правила: Акцентировать внимание на поведении, а не на личности ребенка (ты хороший и можешь быть еще лучше, а поведение ужасно). Разбирая поведение, ограничиться тем, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому неэффективно Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. В реагировании на неприемлемое поведение ребенка избегать ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер, физическую силу, делать обобщения: «Ты всегда так!» Демонстрировать модели желательного поведения Контакт с родителями.

Слайд 17

Приемы эффективного взаимодействия с детьми Овладение языком «Я - высказывания» Развитие навыков активного слушания Позитивные намерения ребенка в фокусе взрослых

Слайд 18

4 способа выражения гнева прямо заявить о своих чувствах, давая выход отрицательным эмоциям; выразить гнев в косвенной форме, вымещая на человеке или предмете; сдерживать гнев, загоняя его внутрь; задерживать негативную эмоцию до ее наступления.

Слайд 19

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми 1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребёнка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию, при этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия. 2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия: Обучение детей контролю над своими эмоциями. Нужно учить ребёнка выплёскивать внутреннее напряжения через активные действия, занятие спортом, подвижные игры. Развитие у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения и т.п.). Обучение умению предъявлять свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Слайд 20

Как это выглядит на практике? Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме ( «Камешек в ботинке», «Спустить пар» и др.) Позитивные способы выражения гнева : умение направлять гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону вежливость в обращении стремление найти конструктивное решение

Слайд 21

Саморегуляция 2. Обучение детей приемам саморегуляции («Стоп», упр. «Галерея негативных портретов», «Снежная баба»). 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (игры «А, кроме того…», «Спустить пар»). 4. Формирование: позитивных качеств личности: эмпатии, доверия к людям и т.д. (упр. «Работа с фотографиями»); позитивной самооценки (упр. «Реконструкция детского образа через детские воспоминания», игры:«Копилка хороших поступков», «Тетрадь моих достижений», «Хвасталки» и др.).

Слайд 22

Структура групповых занятий приветствие разминка упражнения групповые дискуссии и ролевые игры информационная часть рефлексия

Слайд 23

Ожидаемые результаты групповой работы снижение уровня тревожности и агрессивности; формирование адекватной самооценки; повышение ответственности подростков за собственные поступки; развитие способностей к самоанализу и контролю поведения; формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации к их достижению; раскрытие творческого потенциала подростков; снижение риска повторных правонарушений.

Слайд 24

Рекомендации для родителей и педагогов 1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. 2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. 4. Снижение напряжения ситуации. 5. Обсуждение проступка. 6. Сохранение положительной репутации ребёнка. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Главные условия – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Слайд 25

Счастливое детство «Дети – какой замечательный способ стать человеком» (Дон Херольд, писатель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителям по профилактике агрессивного поведения детей

Представлены рекоменадации родителям по профилактике агрессивного поведения детей....

Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии....

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...

Памятка для родителей по профилактике агрессивного поведения детей

Рекомендации для родителей по профилактике агрессивного поведения детей...

Профилактика агрессивного поведения детей.

Профилактика агрессивного поведения детей....