Использование системного подхода в логопедической работе.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кареева Елена Валерьевна

Распределение коррекционной работы на разных этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Данная тема выбрана мною не случайно. Мне, как молодому, начинающему специалисту, необходимо синтезировать и апробировать различные методики по коррекционно-развивающему обучению.  Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится дифференцированно, с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.  В группе ярко выражено  сочетание детей с нормой и детей с тяжелыми речевыми недостатками: ОНР – 3ур, и ФФНР, что требует более эффективных методов коррекционной работы, а не просто механическое повторение слов, словосочетаний, предложений на этапах автоматизации исправленных звуков. Необходима  работа по формированию всех системных компонентов речи: лексики, грамматики, выразительной связной речи;  по развитию произвольного внимания, памяти, мышления;  по формированию навыков звукового анализа и синтеза, зрительно-предметного восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных понятий и представлений.

Цель: реализация системного подхода  к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Задачи:

  • Изучить методическую литературу по теме;
  • Разработать методы и приёмы коррекции речи;
  • Организовать работу по формированию грамматического строя речи детей;
  • Продолжать обогащать, расширять, активизировать словарный запас воспитанников;
  • Организовать работу по формированию звуковой стороны речи и правильного звукопроизношения;
  • Выявить наиболее эффективный путь обучения ребенка.

Решение данных задач проходило в несколько этапов.

На первом этапе работы по самообразованию мною был изучен теоретический материал, согласно которому были сделаны следующие выводы:

1. В коррекционно-педагогической работе логопеду необходимо учитывать принцип предупредительного подхода к дошкольникам. (Группа ведущих ученых (Левина Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Колповская И.К, Ястребова А.В. и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Нарушения письма рассматриваются, как результат недостаточной подготовленности, результат недоразвития устной речи ребенка.

2. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения:

● эмоционального контакта логопеда с ребенком;

● интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка;

● сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

3. Логопед должен учитывать принципы коррекционно-логопедического воздействия, как основу эффективности процесса восстановления (коррекции) речи у детей:

а) общедидактические принципы: сознательность и активность в обучении, наглядность, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, умений и навыков; доступность, взаимосвязь обучения с практикой и др.

б) специфические коррекционно-логопедические принципы: системность, индивидуальность подхода, комплексность, деятельностный подход, онтогенетический принцип учета структуры дефекта, обходного пути и т.д.

4. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.д.)

5. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами ДОУ (создание единого коррекционно-педагогического пространства; оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка; повышение уровня подготовки специалистов; пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов; расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений).

Учитывая данные положения, на втором этапе работы по самообразованию, мною:

  • подготовлен перспективный   план занятий с детьми на год по преодолению ФФНР  и  ОНР;
  • создана развивающая среда в кабинете логопеда (приобретение методической литературы и наглядного материала по лексическим темам;
  • изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и раздаточный материал для занятий (звуковички, колокольчики, вагончики, домики, ниточки, шнурочки, схемы ударений, схемы предложений  и т.д);
  • подобрано оборудование для развивающих игр (игрушки, цветные карандаши, развивающие игры – их у нас много, они в папках);
  • подготовлены конспекты занятий;
  • созданы индивидуальные маршруты по освоению детьми правильного звукопроизношения;
  • проведены консультации с педагогами и родителями детей о важности и необходимости коррекционно-развивающего обучения в ДОУ;
  • разработаны методы и приемы коррекции речи и звукопроизношения детей для использования
  • на индивидуальных и групповых занятиях логопеда,
  • в процессе режимных моментов в группе;
  • как самостоятельная практическая деятельность детей;
  • как речевые пятиминутки: динамические паузы между воспитательскими занятиями в группе;
  • как игры и игровые упражнения с родителями дома.

Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей, в подготовке их к обучению грамоте, предупреждении нарушений письменной речи у дошкольников.

На третьем этапе работы по самообразованию планируется дальнейшее использование и усовершенствование методов и приемов коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами, позволяющими логопеду параллельно с коррекцией звукопроизношения формировать всесистемные компоненты речи детей.  Планируется дальнейшее расширение и усовершенствование развивающей среды, способствующей развитию мотивации, познавательных интересов детей, их коммуникационных умений и навыков, самостоятельности, произвольности внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что способствовало бы эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 300»

Конспект итогового логопедического занятия

в подготовительной группе детского сада

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ.

Буква К и характеристика звуков».

Учитель-логопед

Кареева Елена Валерьевна

Новосибирск 2022

Тема:     «Насекомые и пауки»

Цели:

  1. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые» (комар, пчела, муравей, усики, ……).
  2. Закрепление навыка пересказа короткого текста «Сороконожка»,( Кошлева Г. А.
  3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  4. Усвоение категории родительного падежа с предлогом без.
  5. Закрепление навыка слогового и звуко - буквенного анализа.
  6. Выделение первого звука в словах, составление из них нового слова.
  7. Придумывание слов на заданный звук.
  8. Определение мягкости, твёрдости и место звуков “К ”, “Кь” в словах.
  9. Закрепление навыка деления слов на слоги.
  10. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  11. Развитие общей и тонкой моторики, координации речи с движением, темпо-ритмической стороны речи.
  12. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
  13. Воспитывать интерес к природе, заботливое отношение к живым существам.

Оборудование:  Магнитная доска, сюжетные картинки по теме: «Насекомые», «Муха-Цокотуха», мяч,  иллюстрации с насекомыми, плоскостные изображения сороконожки и ее домика;  карточки с заданиями для фронтальной и индивидуальной работы, буквы магнитные МУХА, ПАУК; кружки зеленого, красного, синего цветов; паззл буквы «К»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в научно-познавательной литературе, беседа, ситуативный разговор по теме «Насекомые». Разучивание упражнений «Я веселый майский жук», «Вот какая стрекоза».

1 часть. ЛГ

Цель: Концентрация детского внимания для улучшения усвоения материала. Активизация слухового восприятия.

  • Не зверь, не птица, а нос как спица (комар)
  • Много мастеров срубили избу без углов (муравейник)
  • Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел (бабочка)

  • Одежду не шью, а ткань тку (паук).

Как можно их всех назвать одним словом? (насекомые) и сегодня мы с вами пришли на полянку.

«Назови ласково»  Цель: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Сядет тот, кто ласково назовёт насекомых (комарик, жучок, тараканчик, шмелёк, пчёлка, стрекозка, муравьишка, паучок, червячок) А кого-то не хватает…..кто-то еще в домике остался… вот послушайте.

Пересказ текста «сороконожка» Цель: Закрепление навыка пересказа короткого текста «Сороконожка», Кошлева Г. А

Пересказ текста «Сороконожка»

Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко, а на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать галошки. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка галошки снимать. Пока всё сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась. С тех пор сороконожка ходит босиком.

  1. Куда собралась сороконожка?
  2. Почему она надела галоши, а потом валенки?
  3. Почему долго обувалась?
  4. Кто такая сороконожка?

Пока сороконожка собиралась, другие насекомые попрятались «Кто? Куда?» Цель: использование предлогов в речи.

  1. Муравей под листом
  2. Бабочка на цветке
  3. Паук в паутине
  4. Кузнечик в траве
  5. Жук под пеньком
  6. Стрекоза около ягодки
  7. Червяк под землёй
  8. Комар за деревом

Вот мы всех и нашли! Теперь сами поиграем на полянке.

«Без чего не бывает?» Цель: Усвоение категории родительного падежа с предлогом без. Бабочка (крыльев), Муха? Комар? Божья коровка? Кузнечик? Оса? Клещ?

Пальчиковая + физминутка  

Цель: Развитие тонкой моторики и координации речи с движением

Я веселый майский жук / сжать кулачок

Знаю все сады вокруг/ большой палец к верху

Над лужайками кружу / указательный и мизинец – усы

А зовут меня Жужу / шевелить пальцами, как усами

Не кусай комарик злой / грозим указательным пальцем

Я бегу уже домой / убрать руку за спину.

Вот какая стрекоза / руки в стороны - вперед

 очень круглые глаза /, круговые движения кулачками.

Вертится как вертолёт / руки в стороны, на пояс

Влево-вправо, взад-вперед / наклоны

2 часть.   ФФРР

№ 1  . Цель: Выделение первого звука в словах, составление из них нового слова. «Составь слово по первым звукам» две команды (магнитные буквы)

Задача детей: выделить первый звук из слов, составить из них новое слово. МУХА,  ПАУК. Из какой это сказки?

Давайте, чтобы паук не съел муху, покормим его. Будет едой ему каждое слово, если его назвать вы готовы.

  № 2  Цель: Придумывание слов на заданный звук. Игра с мячом. «Покорми паука» Задача детей: назвать слова на заданные звуки (педагог называет звук и бросает мяч ребёнку (“А”, “Т”, “ПЬ” и т.д.), ребёнок ловит мяч, называет слово, бросает мяч

№ 3  Цель: Определение мягкости, твёрдости и место звуков “К ”, “Кь” в словах.

Пока мы кормили паука, прилетел Звукоежка, и съел все звуки «К» и «Кь», чем они отличаются?, да, один братец твердый, другой мягкий. Нужно слово расколдовать и схему написать «ЖУКИ», «КОМАР», «КЛОП»

Какой звук К?, А где он находится? В начале, в середине? В конце? ( клещ, )

И еще одна игра «Ладошки в ладошки»: Цель: закрепление навыка деления слов на слоги. Я показываю картинку, вы слово делите на слоги, отхлопывая по ладошкам соседа  (дети стоят по кругу).

Итог занятия

Цель: оценка и самооценка детей

МОЛОДЦЫ!

Кто собой доволен, руку поднимите.

На пальчиках оценку за занятие покажите.

Все пятёрки, это ясно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада

Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов  ДОУ по образовательной области "Речевое развитие&quo...

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Нейропсихологический подход при внедрении  здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы  с дошкольниками с ОНР....

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...