Диагностика ВПФ
презентация по коррекционной педагогике

Ковкрак Надежда Александровна

Психолого-педагогические диагностики и тестирование детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_vpf.pptx866.34 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку. Он должен лишь способствовать естественному росту, создавать условия для развития его природы. Жан Жак Руссо.

Слайд 2

Использование не апробированных, сомнительных диагностик. Формальный подход к обработке данных. Нет дидактического материала для использования в период обследования. Результаты диагностики не используются педагогами, специалистами в планировании работы с детьми. Ряд негативных тенденций:

Слайд 3

Увидеть мир с позиции ребенка. Относиться к ребенку, как к равному. Понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их Искренняя заинтересованность, эмоциональная поддержка, совместное переживание радостей и горестей. Родители и проблемы ребенка!

Слайд 4

Методика обследования познавательных процессов, диагностическое обучение, качественная оценка действий ребенка 6-7 лет. Понимание инструкции и цели задания. Характер деятельности при выполнении задания. Контакт с педагогом. 1. Эмоционально-волевая сфера и поведение ребенка

Слайд 5

Сведения ребенка о себе и о своей семье. Представления о труде родителей и взрослых ближайшего окружения. Временные понятия, последовательность, количество, сравнение времен года. Ориентировка в пространстве. Конструктивная деятельность. 2. Запас представлений об окружающем и точность этих представлений.

Слайд 6

« Назови одним словом » : овощи, фрукты, посуда, мебель, животные, инструменты, цветы, одежда, обувь и др. Конкретизация понятий « Назови какие знаешь? » : овощи, фрукты , посуду, одежду, мебель, цветы, деревья и т.д. 3. Обследование знакомых родовых понятий

Слайд 7

Серия картинок: разложи по порядку и составь рассказ Исключение « 4- лишний » . Ответить на вопросы по рассказу типа « Горькое лекарство » . 4. Обследование мышления. Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьёт лекарство с трудом и говорит; -Милая мама! Давай, я выпью лекарство за тебя.

Слайд 8

Назови имена воспитателей. Расскажи стихотворение. Методика 10 слов. Пары слов. Что изменилось? Чего не стало? 5. Обследование памяти. Примеры набора слов 1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. 2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. Можно использовать следующие пары слов: шум — вода мост — река лес — медведь дичь — выстрел час — время стол — обед рубль — копейка дуб — желудь рой — пчела гвоздь — доска

Слайд 9

Анализ первого десятка: счет от 1 до 10 и обратно, от заданного числа к заданному (от 2 до 6 ит.д.), сколько палочек? (отличает ли ребенок процесс счета от результата). Количественные отношения: больше, меньше, поровну. Счетные операции: 5+1, 8+1 и т.д.. Решение арифметических задач: на нахождение суммы, остатка. Геометрические фигуры. Цвет. 6. Обследование ЭМП.

Слайд 10

Звуковой анализ слова: какой звук слышен в начале слова. Аня, утро, Оля. Какой звук слышен в конце слова: суп, кот, мука, шары и т.д. Назови звуки в словах: мак, шуба. Выделение слов в предложении: Собака лает. Первое слово – собака, второе – лает. 7. Обследование языковых представлений.

Слайд 11

Сводные таблицы Уровень компетентности детей в усвоении Общеобразовательной программы дошкольного образования с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. 2015-2016 уч . год. Раздел: Умственное развитие. МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 28 Учитель-дефектолог: Ковкрак Н.А. Используемая литература: Т.И. Тарабарина "Что необходимо знать к первому классу" Ярославль: Академия развития, 2003г.; Институт коррекционной педагогики РАО, научный руководитель: канд. пед. наук: Шевченко С.Г.; Педагоги-дефектологи Белова И.К., Былич Р.К. № п/п. Фамилия, имя Эмоционально-волевая сфера Ориентировка в окружающем Контакт с педогогом Понимание инструкции Характер деятельности Сведения ребенка о себе и о своей сеье Временные понятия Ориентировка в пространстве Конструктивная деятельность Родовые понятия Конкретизация понятий Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. 1 2 3 4 5

Слайд 12

Уровень компетентности детей в усвоении Общеобразовательной программы дошкольного образования с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. 2015-2016 уч . год. Раздел: Умственное развитие. МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 28 Учитель-дефектолог: Ковкрак Н.А. Используемая литература: Т.И. Тарабарина "Что необходимо знать к первому классу" Ярославль: Академия развития, 2003г.; Институт коррекционной педагогики РАО, научный руководитель: канд. пед. наук: Шевченко С.Г.; Педагоги-дефектологи Белова И.К., Былич Р.К. № п/п. Фамилия, имя ЭМП Память Мышление Анализ первого десятка Количественные отношения Решение арифметических задач Геометрические фигуры Цвет Зрительная память Слуховая память Смысловя память Логическое мышление Выделение лишнего Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г 1 2 3 4 5

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд

Воспитатель ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку.

Он должен лишь способствовать естественному росту,

создавать условия для развития его природы.

Жан Жак Руссо.

 В последнее время в системе дошкольного образования РФ все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе,  и тестирование детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако существует и ряд негативных тенденций:

2 слайд

  • Использование не апробированных, сомнительных диагностик. Результаты такой диагностики не отражают картины развития ребенка и не повышают эффективность образовательного процесса.
  • Нет дидактического материала для использования в период обследования.
  • Формальный подход к обработке данных (педагоги затрудняются объяснить, что вкладывается в понятия  высокий, средний, низкий уровень).
  • Результаты диагностики не используются педагогами, специалистами в планировании работы с детьми.

Негативная практика обследования имеет объективные причины: недостаточная укомплектованность ДОУ специалистами; отсутствие систематических знаний в области диагностики.

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами,  с какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты?

На основе диагностики ребенка с ОВЗ строится учебно-воспитательный и коррекционный процесс. Создаются условия для развития детей с разными проблемами. Строя взаимоотношения с детьми, педагог всегда должен помнить, что каждый ребенок –  это личность. Личность,  которую надо уважать, с которой надо считаться. Диагностика помогает  педагогу изучить ребенка, чтобы создать условия для его  коррекции и  развития.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный процесс коррекции и развития ребенка значительно повышают его эффективность. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешать. Это поможет им:

3 слайд

  • Увидеть мир с позиции ребенка.
  • Относиться к ребенку, как к равному.
  • Понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми.
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их
  • Искренняя заинтересованность, эмоциональная поддержка, совместное переживание радостей и горестей.

Знакомя родителей с результатами диагностики, необходимо объяснить родителям, что при благоприятных условиях ребенок дает  положительную динамику в зависимости от индивидуальных особенностей, нарушений.  Объяснить, что основная задача диагностики – выяснить его проблемы в развитии, уровень речевых и интеллектуальных возможностей.

Не зная особенностей развития детей с ОВЗ, навряд ли можно правильно организовать образовательно – коррекционный процесс, установить доверительные отношения, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.

Результатом диагностики является всесторонняя оценка степени сформированности высших психических функций, уровень обученности ребенка. Данное направление позволяет выстроить уровневые программы коррекции и развития, как для группы детей, так и для каждого ребенка с учетом его индивидуальных возрастных особенностей, определить динамику и прогноз развития.

Формы диагностики: наблюдения, беседа,  эксперимент, сбор информации.

4 слайд

Методика обследования познавательных процессов, диагностическое обучение, качественная оценка действий ребенка 6-7 лет.

1. Эмоционально-волевая сфера и поведение ребенка

  • Контакт с педагогом, эмоциональная реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется, весел, застенчив, адекватность поведения и др).
  • Понимание инструкции и цели задания (выслушивает  инструкцию до конца, задает ли уточняющие вопросы, достаточно устной инструкции или необходим показ.)
  • Характер деятельности при выполнении задания (интерес, сосредоточенность, работоспособность, возможность использовать помощь.)

5 слайд

2. Запас представлений об окружающем и точность этих представлений.

  • Сведения ребенка о себе и о своей семье: Как твое имя, фамилия,  сколько тебе лет, адрес, имя и отчество папы и мамы. Сколько человек в семье, кто старший и др.
  • Представления о труде родителей и взрослых ближайшего окружения:  что на работе делает врач, повар, учитель?  Где работает мама, папа?
  • Временные понятия, последовательность, количество, сравнение времен года: сколько времен года, их последовательность, какое время года наступит после зимы, весны. Чем отличаются осень и лето? Чем похожи?
  • Ориентировка в пространстве: покажи левое ушко, правую руку на себе, на кукле. На какой ноге стоит девочка? В какой руке держит шар?
  • Конструктивная деятельность: воспроизведение по памяти образца из 5-7 палочек. «Построй как у меня».  Разрезные картинки из 6-7 частей (представляет ли ребенок конечную цель, принимает ли помощь или действует хаотично, без анализа.)

6 слайд

3.  Обследование знакомых родовых понятий « Назови одним словом»: овощи, фрукты, посуда, мебель, животные, инструменты, цветы, одежда, обувь и др.

  • Конкретизация понятий  «Назови какие знаешь?»:  овощи, фрукты, посуду, одежду, мебель, цветы, деревья и т.д.

7 слайд

4.  Обследование мышления.

  • Серия картинок: разложи по порядку и составь рассказ
  • Исключение  «4- лишний».
  • Ответить на вопросы по рассказу типа «Горькое лекарство».

8 слайд

5.  Обследование памяти.

  • Назови имена воспитателей.
  •  Расскажи стихотворение.
  • Что изменилось? Чего не стало?
  • Методика 10 слов.
  • Пары слов.

9 слайд

6.  Обследование ЭМП.

  • Анализ первого десятка: счет от 1 до 10 и обратно, от заданного числа к заданному (от 2 до 6 ит.д.), сколько палочек? (отличает ли ребенок процесс счета от результата).
  • Количественные отношения: больше, меньше, поровну.
  • Счетные операции: 5+1, 8+1 и т.д..
  • Решение арифметических задач: на нахождение суммы, остатка.
  • Геометрические фигуры.
  • Цвет.

10 слайд

7.  Обследование языковых представлений.

  • Звуковой анализ слова: какой звук слышен в начале слова. Аня, утро, Оля.
  • Какой звук слышен в конце слова: суп, кот, мука, шары и т.д.
  • Назови звуки в словах: мак, шуба.
  • Выделение слов в предложении: собака лает. Первое слово – собак, второе – лает.

11 слайд Сводные таблицы

12 слайд

13 слайд Спасибо за внимание!

 Обследование этой возрастной группы проводится с учетом выше сформулированных принципов, при этом ребенку предлагают более сложные варианты заданий (см. табл. 10). Таблица 10 Задания для обследования детей 6—7 лет № п/п Наименование задания 1 Сложи (разрезная картинка «Клоун») 2 Представления об окружающем (беседа) 3 Представления о временах года 4 Количественные представления и счет 5 Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой») 6 Дорисуй 7 Расскажи (сюжетная картинка «В лесу») 8 Звуковой анализ слова 9 Продолжи ряд (письмо) 10 Узнавание фигур (тест Бернштейна) 104 Прежде чем начинать беседу с ребенком, надо дать ему осмот- реться в новой для него ситуации. Лучше, чтобы родители находи- лись рядом с ребенком, но были вне поля его зрения. Разговаривать с ребенком надо доверительно, неофициально. В случае затруднений в выполнении задания и в ответе ребенка нуж- но подбодрить, не проявлять недовольство ответом. Первое зада- ние должно носить невербальный характер.

 1. СЛОЖИ (разрезная картинка «Клоун»). Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения. Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей. Наглядный материал: набор № 1, рис. 69, 70. Проведение обследования: взрослый показывает ребенку части раз- резной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи кар- тинку». В случае затруднений проводится обучение. Обучение: взрослый показывает ребенку целую картинку и про- сит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с задани- ем, то взрослый начинает накладывать на целую картинку части разрезной — голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завер- шить складывание клоуна. Только после этого его просят само- стоятельно выполнить задание, ориентируясь на образец. Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выпол- нения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ (беседа). Зада- ние направлено на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье. Рекомендуемые вопросы и задания: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови свои домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ва- ша квартира? Расскажи о своей семье. Как твоя фамилия? Как зо- вут твоих родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что интересного будет в школе? В какой класс ты сразу поступишь?» При затруднении можно задавать уточняющие вопросы. Оценка действий ребенка: умение отвечать на заданные вопро- сы; знания и представления о себе и своей семье; 105 наличие представлений о школе; уровень сформированности по- ложительного отношения к школе.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНАХ ГОДА. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности. Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года. Наглядный материал: набор № 1, рис. 59—62. Проведение обследования: взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). А по- сле нее какое время года наступит? А какое время года потом на- ступит? Найди картинку. Сколько всего времен года? Какое время года наступает после осени? Какое время года будет после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?» В случае затруднений проводится обучение. Обучение: взрослый помогает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточ- няющие вопросы: «Когда зима закончится, какое время года на- ступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зе- леная трава, почки на деревьях. Найди это время года на картинке. А потом какое время года наступит? Найди его на картинке. Сколь- ко всего времен года?» Оценка действий ребенка: уровень сформированности пред- ставлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотне- сение описаний времен года с их изображением на картинках.

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ. Задание на- правлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления). Оборудование: счетные палочки, экран. Проведение обследования. Первый вариант: ребенку предла- гают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?» Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не проводится. Второй вариант: ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них 106 отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сна- чала предлагают взять шесть палочек из пятнадцати и, раскладывая их в ряд, просят ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем от- крывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или от- няла? Сколько отняла?» Далее палочки кладут на место и закрыва- ют экраном, предварительно попросив ребенка запомнить их коли- чество. За экраном прибавляют две палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» И т. д. Обучение: если ребенок затрудняется в определении операции и количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода за- дачу в пределах пяти, при затруднении — в пределах четырех. Ес- ли ребенок не решает задачи в пределах четырех, то ему предлага- ют выполнить счетные операции в пределах трех с открытым ре- зультатом. Третий вариант (решение устных задач) предлагается, если ребенок отвечает верно в первых двух вариантах. Условия задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»; «На лужайке стоял пенек, а из- за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зай- чиков сидело за пеньком?». В случае затруднений проводится обу- чение. Обучение: ребенку предлагают воспользоваться палочками и решать задачи с опорой на них. Затем предлагают решить анало- гичные задачи устно: «На лужайке сидели 6 зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось?»; «За забором стояли гуси. Были видны только лапки. Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гу- сей за забором?». Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее ус- ловий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость — умение переносить способы решения задач на аналогичные; ре- зультат.

5. РАССКАЖИ (серия сюжетных картинок «Зимой»). Задание направлено на выявление умений определять временную последо- вательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет. Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке — идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ловят снежинки; на второй — дети катают снежный ком; на третьей — мальчик катает маленький ком для головы, 107 а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой — дети сле- пили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро. Наглядный материал: набор № 1, рис. 71—74. Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Подумай, как составить рассказ по этим кар- тинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Раз- ложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть нача- ло, продолжение и окончание». После выполнения задания (независимо от того, соблюдена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действи- ям ребенка не дают, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может ме- нять картинки местами. Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последовательности; спо- собность передавать сюжет и последовательность событий, в своем рассказе.

 6. ДОРИСУЙ. Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения и графических навыков. Оборудование: лист бумаги с изображением шести полукругов, фломастеры (цветные карандаши). Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть по- лукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов. Обучение не проводится. Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее ус- ловий; умение самостоятельно выполнить задание; анализ рисун- ков.

 7. РАССКАЖИ (сюжетная картинка «В лесу»). Задание на- правлено на выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображен- ную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи ме- жду изображенными объектами и явлениями. Оборудование: сюжетная картинка. Наглядный материал: набор № 1, рис. 75. Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить по ней рассказ. В случае затруднений ему предлагают ответить на ряд последовательных вопросов: «Какое время года изображено на картинке? 108 Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рассмотреть объекты и ситуацию, понять причинно- следственную зависимость. Оценка результатов: принятие и понимание задания; умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ; способность устанавливать причинно-следственные зависимости; умение ис- пользовать помощь взрослого, результат.

 8. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. Задание направлено на выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте. Оборудование: счетные палочки. Проведение обследования: взрослый говорит: «Я сейчас назову слово, а ты должен определить, сколько в нем звуков». Далее на- зывает слово дом, выясняет у ребенка количество звуков и просит: «Назови первый звук, третий, второй». Таким же образом предла- гают проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т. д. Обучение: если ребенок не может проанализировать слово дом, взрослый сам называет звуки по очереди и выкладывает соответст- вующее количество палочек. Затем вместе с ребенком проводится анализ слова кот. В тех случаях, когда ребенок понял, как анали- зируется слово, ему можно предложить анализ других слов. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; спо- собы выполнения — самостоятельно или после обучения; наличие интереса к заданию.

9. ПРОДОЛЖИ РЯД (письмо). Задание направлено на про- верку уровня развития готовности ребенка к письму, умения при- нять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему. Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй — палочки и крючочки, а на третьей — треугольники. 109 Проведение обследования: ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь». Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ об- разца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип че- редования элементов букв; результат.

10. УЗНАВАНИЕ ФИГУР (тест Бернштейна). Задание на- правлено на проверку уровня развития памяти. Оборудование: 2 таблицы с геометрическими фигурами. Наглядный материал: набор № 1, рис. 76, 77. Проведение обследования: ребенку предлагают таблицу с гео- метрическими фигурами, время показа 10 секунд. Ему говорят: «Запомни эти фигуры». После показа первой таблицы ребенку предъявляют другую, на которой фигуры-эталоны разбросаны сре- ди множества разных фигур. Его просят найти среди них те гео- метрические фигуры, которые он видел в первой таблице. Оценка действий ребенка: очень высокий результат — девять фигур узнаны верно, норма — семь-восемь фигур, низкий резуль- тат — шесть фигур, очень низкий — меньше шести фигур. Результаты проведенного обследования оцениваются в б а л - лах. 1. Ёё        СЛОЖИ. 1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения дейст- вует неадекватно. 1 балла — ребенок принимает задание, но складывает картинку, не ориентируясь на целостность изображения даже после показа образца. 3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; выполняет задание с помощью; ориентируется на образец — целую картинку; после обучения задание выполняет, пользуясь практиче- ским примериванием. 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь различными типа- ми ориентировки.

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ. 1 балл — ребенок не вступает в речевое общение; контакт и со- трудничество с незнакомым взрослым устанавливается на эмоцио- нальном и деловом уровне. 2 балла — ребенок принимает задание; вступает в речевой контакт, однако ответы оказываются неадекватными поставленным вопросам. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; отвечает с помощью дополнительных, уточняющих вопросов, демонстрируя недостаточный уровень сформированности представлений об окру- жающем. 110 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; с интере- сом отвечает на поставленные вопросы, демонстрируя сформиро- ванность представлений об окружающем.

 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНАХ ГОДА. 1 балл — ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета последовательности времен года. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но само- стоятельно выполнить сразу не может; после обучения задание вы- полняет. 5 балла — ребенок принимает и понимает задание; выпол- няет задание самостоятельно; сформированы представления о вре- менах года и их последовательности.

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ. 1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действу- ет неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание; количественные пред- ставления сформированы в пределах трех; решение устных задач недоступно. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; количест- венные представления только в пределах пяти; устные задачи вы- полняет только в пределах трех. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; все виды за- даний выполняет правильно.

 5. РАССКАЖИ. 1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание; раскладывает картин- ки, не ориентируясь на последовательность событий; после оказа- ния помощи не объединяет их в общий сюжет. 3 балла — ребенок задание принимает; раскладывает картин- ки с учетом последовательности событий; в некоторых случаях требуется только первый вид помощи, но самостоятельно расска- зать о действиях не может. 4 балла — ребенок задание принимает; самостоятельно рас- кладывает картинки с учетом последовательности событий и со- ставляет рассказ.

6. ДОРИСУЙ. 1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания; после обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает. 3 балла — ребенок принимает и понимает цель задания; мо- жет нарисовать три или четыре предмета. 4 балла — ребенок принимает и понимает цель задания; рису- ет шесть предметов. 111

7. РАССКАЖИ. 1 балл — ребенок не понимает цель задания; в условиях обуче- ния действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, однако не понимает дина- мики события; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно; ос- новной сюжет изображенного события не понимает. 3 балла — ребенок принимает задание, но без помощи не мо- жет воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно, но самостоятель- но составить рассказ не может. 4 балла — ребенок принимает задание и понимает целост- ность ситуации, изображенной на картинке; сам составляет рас- сказ.

8. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. 1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания. 2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает; ответы носят неадекватный характер; в условиях обуче- ния отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с зада- нием не справляется. 3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно задание выполняет только после обучения. 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно справляется с его выполнением.

 9. ПРОДОЛЖИ РЯД. 1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, однако не может на- писать по образцу; пишет только некоторые элементы образцов, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки. 3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; может написать некоторые образцы, однако принцип чередования элементов при написании не учитывает. 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; справляется с заданием без ошибок.        

10. УЗНАВАНИЕ ФИГУР. 1 балл — ребенок не принимает задание. 2 балла — ребенок принимает задание, однако может опо- знать в другой таблице не более двух-трех фигур. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; может опознать четыре-пять фигур. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; узнает семь — девять фигур в другой таблице.

112 РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ Многолетний опыт работы по психолого-педагогическому изу- чению детей дошкольного возраста с использованием представлен- ных методик свидетельствует, что показателями умственного раз- вития ребенка являются общие интеллектуальные умения: приня- тие задания, понимание условий этого задания, способы выполне- ния — пользуется ли ребенок практической ориентировкой (мето- дом проб, практическим примериванием или зрительной ориенти- ровкой), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам дея- тельности и отношение к результату своей деятельности. В соответствии с этими показателями и количеством баллов можно условно отнести обследуемых детей к следующим группам: Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совмест- ную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фра- зы. Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком не- доразвитии их познавательной деятельности. В целях, определения потенциальных возможностей развития этих детей и составления индивидуальных программ обучения об- следование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики раннего возраста. Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмо- ционально реагируют на игрушки, включаются в совместные дей- ствия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных за- дач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не пе- реходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сфор- мированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грам- матического строя, слоговой структуры слова и звукопроизноше- ния. Показатели обследования этой группы детей говорят о значи- тельном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании с использованием клинических методов. В дальнейшем с ними необходимо 113 ними необходимо организовать целенаправленную коррек- ционно-воспитательную работу. Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заин- тересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоя- тельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а по- сле диагностического обучения используют метод проб. У этих де- тей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, та- ким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут толь- ко после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмом. Эта группа детей ну- ждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зави- симости от первичного нарушения строится система коррекцион- но-воспитательной работы. Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них от- мечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построен- ная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности. Результаты психолого-педагогического обследования подробно фиксируются в протоколе обследования познавательного развития детей дошкольного возраста (см. Приложение 1.1). Кроме того, эти результаты можно представить в виде таблиц (см. табл. 11, 12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...