КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
консультация по коррекционной педагогике

Арнаутова Людмила Викторовна

В настоящее время  понятие коррекционно-воспитательной работы рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Таким образом, коррекционная работа предстает как самостоятельный субъект, имеющий свою сущность, характерные свойства и самостоятельное проявление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_korrektsionnoy_raboty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Л.В., учитель-логопед,

 дефектолог

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Термин «коррекция» раскрывается как исправление каких-то недостатков. Рассмотрим, как трактуется понятие коррекции. В работах крупных ученых - дефектологов, рассматриваются лишь некоторые аспекты исследования роли, места, содержания или методики коррекционно-воспитательной работы. Поэтому в дефектологическом словаре словосочетание «коррекционно-воспитательная работа» предстает как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей. В психологических словарях данный термин не отражен.

В настоящее время  понятие коррекционно-воспитательной работы рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Таким образом, коррекционная работа предстает как самостоятельный субъект, имеющий свою сущность, характерные свойства и самостоятельное проявление.

Основными составляющими коррекционной  работы  являются:

1.– учение о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации. Учение о первичном дефекте по отношению к коррекционной работе является первопричиной обоснования ее необходимости.

2.– закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии как причина обоснования содержания, методов и способов коррекционной работы.

3.-  качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка.

Обоснование необходимости коррекционной работы можно представить в такой взаимосвязи. В основании данной схемы находятся сведения о первичном дефекте (ПД) и связанные с ним особенности психофизического развития – вторичные отклонения (ВО), а на вершине триады располагается коррекционное воздействие (КР), которая строится на основе анализа и синтеза данных ПД и ВО. В условиях их интегративных связей создаются соответствующие содержание, методы и средства коррекционной работы.

Рассмотрение интегративной роли коррекционной работы в триаде позволяет представить ее как процесс приспособления, сглаживания и реабилитации, а затем и абилитации развития детей в отклонением в развитии. В связи, с чем и выделяются два направления коррекции: медицинская (МК) и психолого-педагогическая (ППК). Так как дефект, по выражению Л.С. Выготского, «не только слабость, но и сила», то влияние его двойственно: с одной стороны он нарушает деятельность организма, с другой – он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма». Это положение и определяет необходимость коррекционной работы. Имеющиеся исследования показывают, что психолого-педагогическая коррекция направлена на преодоление, замещение, выравнивание, сглаживание последствий влияния первичного дефекта.

В свете это в коррекционной работе выделяются две сферы влияния: на первичный дефект и вторичные отклонения. Последние требуют в свою очередь сложного дифференцированного подхода в зависимости от индивидуального проявления их в психике ребенка с отклонением в развитии, так как успешность коррекционной работы зависит от соответствия содержания, методов и средств коррекции своеобразию развития детей. Чтобы коррекционное воздействие было эффективным, необходимо изучить состояние первичного дефекта, степень его выраженности, время возникновения и выявления, характер и структуру, а далее рассмотреть особенности психофизического развития, так как от этого зависит содержание, формы, средства и методы коррекционной работы.

Трактование коррекционной работы как средства преодоления влияния первичного дефекта на психофизическое развитие является главным назначением коррекционного воздействия. Вместе с тем, целевой установкой в коррекционной работе являются:

  • доведение психических образований у ребенка с патологией в развитии как минимум до уровня способностей выполнять различные виды деятельности (игры, учебы, повседневных занятий);
  • формирование социально-адаптивных способов деятельности в условиях перестроенного взаимодействия анализаторов и компенсаторных свойств высших психических функций;
  • обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в окружающей действительности за счет сформированных способов социально-адаптивного поведения.

В коррекционной работе существует направленность, включающая специальную систему дидактических средств, обеспечивающих формирование у детей социально-адаптированных способов ориентации в окружающей действительности в целом, а также по отношению к различным видам деятельности.

Специфика коррекционного процесса состоит в пропедевтике у детей соответствующих коррекционно-компенсаторных способностей адаптивного характера. Будучи по своему внутреннему содержанию насыщенной задачами преодоления трудностей контактирования детей отклонениями в развитии с окружающим миром и людьми, коррекционная работа определяется как составной элемент общепедагогического процесса. Однако коррекционная работа проявляется в своем единообразии цели, содержания, методов и средств воздействия, сообразно с объектом, на который она направлена.

Содержание и цель коррекционной работы определяется рядом факторов. Прежде всего, общественно-историческими, социальными и биологическими, общими и специфическими особенностями развития ребенка. При этом учитываются те требования, которые предъявляются обществом в современных условиях к развитию, воспитанию и обучению детей.

Методологической основой коррекционной работы является психологическая теория развития аномального ребенка, специальная педагогика со своей спецификой в принципах, содержании и методах обучения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления нарушенной функции на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов, и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество нормально развивающихся людей на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Под влиянием коррекционного воздействия происходит нормализация развития  ребенка и восстановление связей с окружающей действительностью.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Направленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающихся формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счет развития сохранных анализаторов, речи и мышления.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

– специальные задачи по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

  • организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности.

Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка.

Содержание коррекционной работы – это  фактический материала, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира. Как важное коррекционное условие, программное содержание предусматривает включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате выполнения которых в значительной степени осуществляется расширение и обогащение чувственного опыта, наглядная для детей тренировка в общении с конкретными предметами и явлениями окружающей действительности. При этом у детей появляется возможность убеждаться в успешности ориентации и адекватности своих предметно-практических действий, что служит основой для осознания своих потенциальных возможностей.

Одной из задач специального коррекционного воздействия остается слияние его с общим процессом педагогического воздействия, не отделяясь от него, но, сохраняя при этом некоторую самостоятельность до того момента, пока в этом у ребенка есть психологическая потребность.

Одним из принципов построения коррекционной работы выступает ее целостность. Мотивированная целостность и целесообразность коррекционного воздействия включает в себя достаточное количество фактического материала, начиная от изучения своеобразия развития детей с патологией в развитии до создания модели средств и методов воздействия

В коррекционной работе должны быть три типа взаимодействия:

-  взаимодействие между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности;

- Взаимодействие между видами коррекционной помощи (медицинской, педагогической, психологической);

-       взаимодействие между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.

Тупоногов Б.К. представил свое понимание коррекции, показав, что ее нельзя искусственно вычленять из триединой схемы образования: обучения, воспитания и развития. Коррекция рассматривается им как подсистема и должна входить во все составляющие общего образования. Тупоногов Б.К. выделил три основные положения, характеризующие коррекцию: ее центральное положение в системе специального образования, на «перекрестке» обучения, воспитания и развития; функционирование в социальной среде. Они имеет самостоятельный выход в социум. Анализируя соотношение коррекции и компенсации, Б.К. Тупоногов не соглашается с определением коррекции как способа компенсации дефекта: «Коррекция первична, а компенсация всегда вторична (за исключением биологической компенсации), но это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обуславливают друг друга и не могут, в принципе рассматриваться один без другого».

Тупоногов Б.К. показал, что система коррекционной работы является открытой обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов у детей школьного возраста и позволяющей решать проблемы коррекции, как в области обучения, воспитания, так и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольное образование для детей с нарушениями речи – особая адаптивно-развивающая среда (Концептуальные основы)

Идея создания группы "Предшкольный класс" возникла в результате длительной опытно-экспериментальной работы. Разрабатывая идею непрерывного образования детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что...

"Концептуальные основы ФГОС ДОУ"

Что  является  концептуальной  основой  ФГОС  ДОУ...

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Концептуальные основы развития предметной деятельности детей в раннем возрасте

Определение «предметная деятельность» объединяет в себе такие понятия, как «предмет» и «деятельность» и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о предметной деятельности в целом. В толковом ...

Концептуальные основы Программы развития дошкольного отделения

Материал был подготовлен для городских " педагогических чтений". проводимых под эгидой ГМЦ ДОг.М.Знакомит  с  концепцией программы развития дошкольного отделения, рассказывает о совреме...

Развитие сенсорных систем ребёнка как основа коррекционной работы учителя-логопеда

В  логопедической практике коррекционная работа по формированию речи детей, например, с тяжелым нарушением речи ориентирована в основном на достижение результатов в развитии речи путем многократн...