Концептуальные основы развития предметной деятельности детей в раннем возрасте
статья на тему

Сосновских Татьяна Валентиновна

Определение «предметная деятельность» объединяет в себе такие понятия, как «предмет» и «деятельность» и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о предметной деятельности в целом. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «предмет» определяется как вещь, конкретный материальный объект. «Деятельность – это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром». Понятием «деятельности» охватываются, разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая и разрушительная и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предметная деятельность22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальныеосновы развития предметной деятельности детей в раннем возрасте

Определение «предметная деятельность» объединяет в себе такие понятия, как «предмет» и «деятельность» и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о предметной деятельности в целом. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «предмет» определяется как вещь, конкретный материальный объект. «Деятельность – это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром». Понятием «деятельности» охватываются, разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая и разрушительная и т.д.).

Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развития детей раннего возраста. Д.Б. Эльконин указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях, подчеркивая, что «в онтогенезе хронологически первой формой является ролевая игра».

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами, ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.д.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера, что позволяет развивать перцептивные действия.

В предметной деятельности ребенок овладевает знаниями об окружающем мире. Сначала содержанием этой деятельности являются предметы ближайшего окружения – своего дома, двора, а потом мир значительно расширяется – улица, парк, детский сад и т. д. К четырем-четырем с половиной годам ребенок уже ориентируется в окружающих предметах, знает их качества, назначение, способы использования.

Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка: приучает его быть внимательным к вещам, целенаправленно их воспринимать; в действиях с предметами развивается наглядно-действенное мышление ребенка; он учится называть разнообразные свойства предметов и их функции – это обогащает его лексику; свои впечатления от предметов ребенок запоминает, делится ими с родителями и ровесниками – это развивает его речь.

Опыт ориентировки в предметном окружении является той основой, на которой возникает и развивается наиболее интересная для ребенка и вместе с тем наиболее сложная по богатству содержания и форм деятельность – игра, являющаяся средством обогащения и углубления впечатлений и представлений ребенка об окружающей действительности, а также средством усвоения опыта социальных отношений.

Таким образом, предметная деятельность это форма активного взаимодействия, в ходе которого ребенок целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Важной чертой предметной деятельности является и то, что она формирует другие виды деятельности, и среди них особое значение для умственного развития имеют так называемые продуктивные деятельности.

Список используемой литературы:

  1.  Мухина B.C. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608с
  2.  Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374с
  3.  Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Владос», 2003. - 366с
  4.  Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Дрофа», 2003. - 128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

« Развитие игровой деятельности детей в раннего возраста»

:  научить детей играть; расширить кругозор ребёнка посредством игры; развивать коммуникативные способности; создать условия для развития игровой деятельности детей....

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...

развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возрастаВ раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладе...

Развитие предметной деятельности в группах раннего возраста

В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации....

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...