Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и многообразностью. Задержка психического развития (ЗПР), к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям не достигающей степени слабоумия, а также отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и многообразностью. Задержка психического развития (ЗПР), к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям не достигающей степени слабоумия, а также отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Причины ЗПР выделяют следующие:

Биологические:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • асфиксия и травмы при родах;
  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
  • генетическая обусловленность.

Социальные:

  • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса   детского сада входят следующие блоки:

I - диагностический,  

II - физкультурно-оздоровительный,

III - воспитательно-образовательный,

IV - коррекционно-развивающий,

V - социально-педагогический.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать:

  • физическое,
  • социально-нравственное,
  • познавательное и речевое,
  • эстетическое развитие.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.  Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в специальном детском саду можно назвать следующие:

  • выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
  • выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
  • определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;
  • дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического изучения особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.

Реализация задач физкультурно-оздоровительного блока:

Основной целью физкультурно-оздоровительной работы в специальном детском саду является оздоровление ребенка, физическое развитие, воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

Реализации задач физкультурно-оздоровительного блока осуществляется по нескольким направлениям:

  • Создание условий в детском саду, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов (мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д).
  • Проектирование охранительного и двигательного режима с опорой  на современные нормативные документы.
  • Обеспечение полноценного питания.
  • Приобретение специального оздоровительного оборудования (кварцевые лампы, воздухоочистители, люстра Чижевского и т. д.)
  • Приобретение физкультурно-оздоровительного оборудования и тренажеров.
  • Обучение педагогов оздоровительным технологиям.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами врачей закрепленной за детским садом детской поликлиники (диспансеризация, профилактический осмотр). Внутренний медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами старшей медицинской сестры (штатная единица) и врача-специалиста: психиатра, невропатолога, физиотерапевта (по договору с учреждением).

Проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения проводят различные виды гимнастики, это: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки и упражнения на релаксацию, гимнастика пробуждения, "гимнастика мозга" и т.д.

Для правильной работы опорно-двигательного аппарата и профилактики нарушений остроты зрения проводятся специальные комплексы упражнений: утренняя гимнастика, двигательные разминки в режиме дня, на занятиях (как фрагмент).

Для общего оздоровления организма ребенка планируется система закаливающих мероприятий, проводится витаминизация, детей обучают навыкам ухода за собственным телом и  приемам самомассажа (по А.А. Уманской), дети принимают кислородный коктейль, и др.3. Физическое развитие, формирование двигательных умений и навыков.

Задачи физического воспитания решаются:

  • на специальных занятиях, таких как: физкультура, коррекционная ритмика; частично на музыкальном занятии;
  • средствами подвижной и спортивной игры, физических упражнений на прогулке, в свободной деятельности, в других режимных моментах;
  • путем обеспечения оптимального режима ежедневной двигательной активности как в саду, так и дома;
  • за счет привлечения родителей к совместному участию в спортивных и оздоровительных мероприятиях.

В период пребывания ребенка в детском саду педагоги и медицинские специалисты отмечают изменения в состоянии здоровья и физического развития в специальном документе - "Карте здоровья и физического развития".

 Реализация задач воспитательно-образовательного блока:

В рамках воспитательно-образовательного блока решаются педагогические задачи, заложенные в "Образовательной программе" детского сада, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Эти задачи реализуются через создание специальных условий, занятия в рамках учебного плана, организацию основных дошкольных видов деятельности, через режимные моменты. В содержании "Образовательной программы" можно выделить несколько разделов.

• Физическое развитие и физическое воспитание.

• Социально-нравственное развитие.

• Познавательное развитие.

• Эстетическое развитие.

• Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности.

Задачи сенсорного воспитания реализуются на занятиях ("Изобразительная деятельность", "Ознакомление с окружающим миром", "Музыка" и др.), через дидактическую игру и подвижную игру, средствами специальной развивающей среды (сенсорные уголки).

Ознакомление с окружающим миром осуществляется на занятии "Ознакомление с окружающем миром", тематические беседы и экскурсии, знакомство с специально подобранной детской литературой и иллюстративным и наглядно-практическим материалом, через игру. Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами игры.

Задача развития речи является одной из ведущих образовательных задач, поэтому она решается практически на каждом занятии и в свободной деятельности детей. Но в "Учебном плане" есть занятия, на которых задача развития речи является ведущей - это "Ознакомление с окружающем миром и развитие речи", "Развитие речи", "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте". Педагоги стимулируют развитие диалогической речи через сюжетную, театрализованную и дидактическую игру, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий: первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.

 Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специальных занятиях. В старшей группе -это "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте", в подготовительной - "Подготовка к обучению грамоте".

Задачи формирования школьнозночимых умений и функций практически реализуются на всех занятиях "Учебного плана", но на каждом из занятий можно выделить приоритетные задачи. Так графомоторные навыки в большей степени формируются на занятиях по рисованию, математике, грамоте, ознакомлению с окружающим миром. На занятиях по изобразительной деятельности (особенно на занятиях по аппликации) и конструированию развивается способность к планированию и произвольной регуляции деятельности. На занятиях по развитию элементарных математических представлений (опора на схему, таблицы, условные обозначения), конструированию (схемы построек, планы, макеты), грамоте (заместители звуков, схемы слов и предложений), развитию речи (схемы планов рассказа) развивается способность к моделированию и замещению.

Художественно - эстетическое развитие

Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность:

  • музыкальное воспитание,
  • театрализованная деятельность,
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Реализация задач воспитательно-образовательного блока осуществляется на специальных  занятиях, отраженных в "Учебном  плане". Большинство занятий построены по взаимопроникающему принципу. Это означает, что, например, на занятии по "Развитию элементарных математических представлений", помимо основных, решаются и задачи развития речи, формирования графомоторных навыков, конструирования, развития познавательных процессов и др

 Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование, в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы.

Реализация задач коррекционно-развивающего блока:

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно - оздоровительной, образовательно-воспитательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.

Возникает необходимость в конструировании и реализации "уровневых программ", что позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс. В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно - развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).

Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности

• развитие общей и ручной моторики;

•  развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей

Реализация задач социально-педагогического блока:

В условиях специализированного ДОУ для детей с ЗПР (как и иного коррекционного ДОУ) перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с  семьями детей, т.к. в специальной  поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.  
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут быть разные объективные обстоятельства. Перечислим некоторые из них:

  • некоторые родители, приведя ребенка в коррекционных детский сад, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от "нормы" и у него нет особых проблем;
  • у некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка, им безразлично, чем занимаются педагоги с ребенком, безразличны его успехи и неудачи;
  • некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с работами других более успешных детей;
  • иногда возникают психологические проблемы при установке доверительных отношений между специалистами и родителями, особенно часто такая ситуация возникает, если специалист значительно моложе родителей ребенка; в этом случае психологическая поддержка требуется не только родителям, но и специалисту;
  • многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могу объективно оценить проблемы своего ребенка; их пугает термин "Задержка психического развития", они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболевание.

Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие "психолог - педагог - родитель". При этом активная позиция в этой системе принадлежит психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности воспитанников. Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы каждого ребенка, но и создает условия для сохранения психического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников следует разработать план работы по этому направлению социально-педагогической деятельности. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированной группы.

Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированной группы.Презентация для родителей о системе работы коррекционной группы, функциях педагогов группы....

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Организация коррекционно- воспитательной работы со слабовидящим ребенком в условия ДОУ общеразвивающего вида"

РАБОТА СО СЛАБОВИДЯЩИМ РЕБЕНКОМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЫЧНОГО ТИПА, ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИИ...

«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и многообразностью. Заде...

Современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта.

В работе педагог будет использовать современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта;Будут учтены особеннос...