Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Алексеева Оксана Владимировна

Представлены  причины возникновения гиперактивности, основные проявления гиперактивности, даны рекомендации педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление синдрома дефицита внимания

у детей с гиперактивностью

В  настоящее время возрастает количество детей, испытывающих трудности в обучении, в усвоении материала, в связи с резким снижением показателей нервно-психического здоровья. И это не случайно. По данным отечественных педиатров, невропатологов на сегодняшний день перинатальная отягощённость в нашей стране резко увеличилась:

до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию.

Нормальное развитие отмечается лишь у 8%.

К моменту поступления в школу 28% детей имеют хронические заболевания,

45 % функциональные отклонения в физическом здоровье.

Проблема гиперактивных детей в последнее время приобретает всё большую актуальность. По данным специалистов не только в нашей стране, но и во всём мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребёнок гиперактивен, то трудность испытывает не только он сам, но и его окружение: сверстники, родители, педагоги.

Основные проявления гиперактивности:

  • дефицит внимания
  • двигательная расторможенность
  • импульсивность

Дефицит внимания:

  1. непоследователен, ребёнку трудно долго удерживать внимание, часто отвлекается
  2. не слушает, когда к нему обращаются
  3. с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его
  4. испытывает трудности в организации
  5. избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
  6. часто бывает забывчив

Двигательная расторможенность:

  1. постоянно ёрзает
  2. неспособен усидеть на месте
  3. проявляет признаки беспокойства, суетливости
  4. спит намного меньше, чем другие дети
  5. очень говорлив, чрезмерно болтлив.
  6. в двигательной сфере обнаруживаются нарушения координации, недостаточный мышечный контроль

Импульсивность:

  1. начинает отвечать, не дослушав вопроса
  2. неспособен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
  3. плохо сосредотачивает внимание
  4. не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами
  5. при выполнении заданий ведёт себя по - разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет.

Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития, тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит и будущей учебной деятельности.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Причины возникновения гиперактивности.

  1. Генетические факторы
  2. Особенности строения и функционирования головного мозга.
  3. Родовые травмы
  4. Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.
  5. Минимальная мозговая дисфункция (как следствие ранних локальных повреждений головного мозга)

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто встречаются в практике логопедической работы. Уже на самых первых занятиях такие дети с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, эмоционально неустойчивы.

Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, считая, что ребёнок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда ….», но в школьном возрасте проблемы будут лишь усугубляться трудностями в процессе обучения, поскольку  могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении чтению и письму.

 Ребёнку с СДВГ необходима своевременная комплексная помощь, которая должна включать: методы модификации поведения, психотерапию,  медикаментозное лечение, психолого-логопедическую коррекцию.

Рекомендации педагогам

  1. Демонстрировать позитивное отношение к нему.
  2. Не проявлять раздражение, не говорить приказным тоном.
  3. Общаться эмоционально, так как монотонная речь быстро утомляет.
  4. Работать с гиперактивным ребёнком целесообразно в первой половине дня.
  5. Меньше замечаний – больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».
  6. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
  7. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
  8. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  9. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  10. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины).
  11. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее
  12. Давать чёткие и конкретные инструкции
  13. Поощрять ребёнка сразу и не откладывать на будущее.
  14. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  15. Оставаться спокойным, нет хладнокровия – нет преимущества!
  16.  Вседозволенность и заискивание перед ребёнком недопустимы.

Требования к методике и организации логопедических занятий

  1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребёнка и проводиться по стереотипным правилам.
  2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе
  3. В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы.
  4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками.
  5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
  6. Использовать разнообразный наглядный материал, отдавать предпочтение игровым приёмам.
  7. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
  8. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

Использование данных рекомендаций позволит повысить эффективность и качество логопедической работы в комплексной коррекции преодоления СДВГ у детей.

Игры и упражнения для снятия двигательного напряжения

в процессе логопедического занятия

Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Поэтому важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку», задания, где нужно не только говорить, но и действовать.

Работая над звукопроизношением можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями:

  • Расправив руки – «крылья», « летать на самолёте» по комнате – л-л-л;
  • Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук:

СА (руки вперёд), СО (руки вверх), СУ (руки в стороны), СЫ (руки опустить).

  • Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями туловища:

ША (наклон туловища вперёд), ШО (наклон туловища вправо), ШУ (наклон туловища влево), ШИ (наклон туловища назад).

  • «Игра на пианино» - нажимать на клавиши поочерёдно всеми пальцами правой и левой руки и произносить ЗА – ЗЫ – ЗО – ЗУ – ЗЭ
  • Игры с перебрасыванием друг другу мяча («скажи ласково», «скажи наоборот»)
  • «Шаги»: сделать шаг вперёд при успешном выполнении задания (повторить слово, правильно произнося нужный звук),  при ошибочном ответе – шаг назад.
  • «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение.

       Каждому шагу должно соответствовать одно слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ОНР

В помощь воспитателям групп компенсирующей направленности...

Способы преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Синдром дифицита внимания и геперактивности очень распространен у дошкольников. Его изучением занимаются разные специалисты разных областей. В логопедических группах в существующих условиях возникает ...

Клинические проявления синдрома дефицита внимания у детей

Клинические проявления синдрома дефицита внимания у детей. Интерпретация результатов...

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Статья "Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с ТНР"

Статья "Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с ТНР" будет полезна родителям и специалистам....