Занятие с элементами тренинга для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Занятие  с элементами тренинга для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка  - детский сад №54 «Золотой ключик» г. Рубцовска

658223, г. Рубцовск, пер. Гражданский,32

телефон:  4-64-88, e – mail: metodist54r@mail.ru

Занятие с элементами тренинга для педагогов:

«Психолого-педагогическое сопровождение

гиперактивных дошкольников»

Из опыта работы

Еруниной Анны Сергеевны

педагога-психолога высшей категории

г. Рубцовск

Цель:

  • актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников;
  • популяризация опыта через использование практических упражнений;
  • знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых

Ход проведения

 занятия с элементами тренинга для педагогов детского сада

Вступительная часть.

Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (9 мин)

Упражнение «Ваши ожидания» (5 мин)

-  Что вы ожидаете от семинара?

Упражнение «Приветствие» (3 мин).

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы; снятие мышечного напряжения.

Задача: по сигналу ведущего педагоги начинают хаотично двигаться и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Правило: здороваться надо по сигналу ведущего  хлопком.

- Один хлопок - здороваемся за руку друг с другом;

- Два хлопка - здороваемся плечами;

- Три хлопка - здороваемся спинами.

Итог: разнообразие тактильных ощущений даст гиперактивным детям возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Основная часть.

Мозговой штурм «Гиперактивность - это ...». (3 мин.)

Задача:  психолог  предлагает   педагогам продолжить   предложение: «Гиперактивность - это ...»

Информационное сообщение (10 мин) 

Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.

Портрет гиперактивного дошкольника

- Находится в постоянном движении.

- Не может себя контролировать.

- Быстро и много говорит.

- Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.

- Сон беспокойный.

- Частые кишечные расстройства, аллергии.

- Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.

- В каких - либо условиях ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты.

- Не контролирует свою агрессию.

 Причины гиперактивности:

- Органические поражения мозга.

- Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез).

- Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер).

-  Поражение ЦНС.

- Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).

- Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка

Упражнение: «Солнышко и тучка» (5 мин)

Цель: создание положительного группового взаимодействия между участниками, изучение индивидуальных особенностей гиперактивного ребенка.

- Психические отклонения родителей.

- Алкоголизм и курение родителей.

- Нежелательный ребенок.

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача: психолог предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств - положительных или отрицательных?

Выполнение домашнего задания.

Заранее было предложено воспитателям представить себя гиперактивными детьми и обыграть ситуацию «Один день из жизни гиперактивного ребенка».

Ролевое проигрывание «Мы - гиперактивные дети» (7 мин.)

Цель: дать возможность участникам семинара побыть   в роли гиперактивных детей, почувствовать и понять те проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день.

Игра «Рисунок на спине»

Обсуждение.

Просмотр фрагмента передачи «Гиперактивные дети» (5 мин)

Ведущий - врач Е. Комаровский.

Работа над проектом (20 мин.)

Упражнение «Что нужно гиперактивному ребенку»

Цель: формирование целостного взгляда на проблему психологии в педагогическом сопровождении гиперактивных дошкольников.

Два ватмана с изображением двух половинок солнышка, журналы, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры, маркеры.

Аптечка психологической помощи в работе с гиперактивными дошкольниками (3 мин)

-  Пытаться индивидуализировать работу;

- Поощрять хорошее поведение и игнорировать провокационные поступки ребенка;

-   Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться к воспитателю, просить помощи, если ему сложно, что-то выполнять (можно ввести невербальные сигналы)

- Использовать тактильный контакт.

Заключение.

Упражнение «Корзина желаний» (3 мин.)

Цель: изучить запросы педагогов по вопросам педагогического просвещения.

Материалы: бланк с вопросами.

Вопрос: какой психологический семинар вы хотели бы посетить?

-  Продолжить серию семинарских занятий по психолого-педагогическому сопровождению гиперактивных дошкольников;

- Сопровождение вновь прибывших;

- Детские страхи;

Тревожность детей;

Агрессивность детей;

- Никакой;

- Другое;

- Ваши предложения и рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия с элементами тренинга « Дом, в котором мы живем»

Целью данного мероприятия является сплочение педагогического коллектива посредством построения эффективного командного взаимодействия....

Занятие с элементами тренинга для родителей "Как эффективно взаимодействовать с гиперактивным ребенком"

В рамках занятия рассматриваются вопросы:1.  понятие «гиперактивность» и основными проявлениями2.  портрет гиперактивного ребенка3. эффективные способы взаимодействия с сыном или дочерью...

Занятие с элементами тренинга для родителей детей младших групп. Тема: «Семья как основа развития личности дошкольника».

В ходе занятия используются следующие формы и методы работы: психогимнастические упражнения, работа в подгруппах, тест «Модель семьи», мозговой штурм, аудиозаписи с голосами детей, презентация «Моя се...

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"...

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»

Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»...

Тренинг для воспитателей "Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников".

Актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников;популяризация опыта через использование практических упражнений;знакомство педагогов с неко...