Формирование элементарных математических представлений у детей с РАС с использованием системы "Мате: плюс. Математика в детском саду"
статья по коррекционной педагогике

Лариса Павловна Волкова
Статья из опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей с РАС с использованием системы «Мате: плюс. Математика в детском саду»

Артемьева Ольга Викторовна

Учитель-дефектолог, МБДОУ «ДС №29 г.Челябинска, Ленинский район

Волкова Лариса Павловна

Учитель-дефектолог, МБДОУ «ДС №29 г.Челябинска», Ленинский район

Ермолина Ольга Владимировна

Учитель-дефектолог, МБДОУ «ДС №29 г.Челябинска», Ленинский район

Аннотация: В статье представлен опыт использования системы «Мате: плюс. Математика в детском саду» в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС для наиболее эффективного формирования их математических представлений.    

Проблема детского аутизма с каждым годом становится всё актуальней. У каждого ребенка с РАС имеются свои особенности. Как и у нормально развивающихся сверстников, у детей данной категории есть свои сильные и слабые стороны, они по-разному реагируют на одни и те же жизненные ситуации, положительно и отрицательно воспринимают совершенно разные вещи. Однако многие из детей с РАС с интересом воспринимают цифры, любят повторять их по порядку механически, при том, что количественные представления формируются с трудом. У детей часто отмечается неумение переносить полученные знания в новые ситуации.

Для детей с РАС является важным формирование у них математических представлений для повседневной жизни. Умения и навыки, которые формируются у детей данной категории в процессе освоения этой дисциплины, помогают им ориентироваться в окружающей действительности.

Повсюду мы можем увидеть математику: здания и предметы разной формы, смена времён года, традиции отмечать любимые события и праздники в одни и те же числа календаря. Дети начинают получать свой первый математический опыт сразу после рождения. Задача взрослых помочь в доступной форме перевести его на язык понятный детям. Самостоятельно ребёнок с РАС овладеть математическими представлениями не сможет и помощь взрослых здесь необходима.

Один и тот же педагогический подход не гарантирует успеха в коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории. Но некоторые из программ по формированию элементарных математических представлений можно адаптировать, учитывая индивидуальные интересы и особенности ребёнка с РАС таким образом, чтобы совершаемые при обучении действия стали понятными для него и приобрели нужное значение.

Одной из таких программ является система «Мате: плюс. Математика в детском саду». Она отвечает необходимым требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования и позволяет обеспечить  приемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.

Данная система полностью охватывает объем знаний по формированию математических представлений, которые предполагается усвоить ребёнку в детском саду. У аутичных детей с опорой на их чувственный опыт успешнее усваиваются предусмотренные данной системой представления о форме и расположении в пространстве, величинах и способах их измерений. В игровой форме дети знакомятся с математическими операциями и последовательностью их выполнения.

В программный комплект «Мате: плюс» входят методические материалы:

  1. Карточки для педагога, с  конкретными методическими указаниями со всеми материалами комплекта.
  2. Методические рекомендации для педагога.
  3. Карточки для совместной деятельности с детьми (карточки инструкции-иллюстрации к игре).
  4. Математические тетради для детей разработаны с учётом возрастных особенностей.
  5. Карточки- задания  для совместных игр с детьми.
  6. Сюжетные игровые поля.
  7. Игровое поле. Игры с правилами.

Набор «Мате: плюс» включает дидактические материалы:

Медведи

Фигурки медведей разные по величине, цвету. Способствуют формированию умения группировать предметы по заданному признаку: цвету, величине. Работа по расстановке медведей по образцу- схеме, для формирования пространственных отношений. Медведей можно пересчитывать, сравнивать.

Деревянное табло (кубики синие и красные)

Познакомить детей с составом числа можно с помощью деревянного табло. Размещаем кубики на табло окрашенные в разные цвета, которые позволяют увидеть, что при изменении цвета, общее количество остаётся неизменным.

Кубики для строительства (деревянные кубики)

Кубики можно использовать для создания объёмных конструкций, развивая пространственное воображение или пристроительстве использовать карточки–схемы.

Мозаичные кубики (красные, жёлтые)

Мозаичные кубики способствуют формированию пространственного воображения. Можно использовать шаблоны для  строительства, а можно придумать свои фигуры.

Волчок и кубики

В играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети могут познакомиться с теорией вероятности.

Штампы

Весёлые цветные штампики, можно использовать для печатания цифр. Ребёнок запоминает порядок цифр от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

Трафареты

Трафареты  с геометрическими фигурами, можно использовать для создания различных предметов и узоров. Учить детей аккуратно обводить по контуру с помощью трафарета.

Мешочек для тактильных игр

Игра «Чудесный мешочек» Ребёнок прячет фигурку или предмет в мешочек , а потом с помощью рук найти заданный предмет, не подглядывая.

Фишки (круги синие, красные)

Фишки используем для счётных операций. С помощью фишек определяем количество предметов.

Тубы

Прозрачные тубы можно использовать для пересчёта большого количества фишек, фишки насыпаем в колбы и сравниваем их по высоте.

Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай» 

С помощью коробочки с шариками можно формировать такое понятие как: часть и целое.

Зеркало безопасное на подставке

С помощью зеркала дети знакомятся с таким понятием как симметрия.

Цветные геометрические фигуры.

Цветные геометрические фигуры можно использовать для сортировки по цвету, форме, считать, создавать различные узоры из геометрических фигур.

«Мате: плюс» состоит из 5 разделов:

  1. Пространство и форма (зелёный цвет).  Для детей  очень важно формировать ориентировку в пространстве окружающего мира (данный раздел предполагает: развитие зрительно- моторной координации, уметь вычленять из пространства формы и фигуры, классифицировать предметы по форме , положение этих форм в пространстве, понимание пространственно- временных отношений).
  2. Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет). Данный раздел предусматривает работу по группировке предметов. Работа по образцу, воссоздание различных узоров, комбинация различных элементов по цвету, форме, величине. Такой принцип работы позволяет сформировать у детей такие умения как, копировать образец, продолжать цепочки последовательностей, самостоятельно создавать новые узоры из различных материалов в повседневной жизни.
  3. Величины и измерения (красный цвет).С такими понятиями как время, длина, вес, деньги мы обычно сталкиваемся в повседневной жизни. Игры, разработанные «Мате: плюс» помогают детям получить практический опыт и усвоить эти понятия в играх, в которых дети могут сравнивать, измерять , упорядочивать – тем самым осваивать такие сложные понятия как: большой- маленький, высокий- низкий, толстый- тонкий , длинный- короткий …
  4. Данные, частота, вероятность (голубой цвет). Материал раздела предполагает знакомство детей с первичными представлениями теории вероятности, классификации данных, решению комбинированных заданий.
  5. Множества, числа, операции (жёлтый цвет). Данный раздел позволяет познакомить детей с арифметическими действиями, сформировать у детей понятия о числе, познакомить детей с такими понятиями как сложение и вычитание.

Все материалы программы можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Чтобы сформировать у ребёнка с РАС новые математические навыки, позволяющие ему быть успешным в социальном мире, мы создаём функциональную среду.

В детском саду проводим занятия в подгруппах, индивидуальные занятия, организуем самостоятельную и игровую деятельность ребёнка.

Зону для проведения занятий в подгруппах можно организовать, как на полу (физкультурные и музыкальные разминки, приветствие, чтение книг), так и за столом – «подковой», где дети сидят полукругом и видят друг друга. Это позволяет держать высокий темп работы, чтобы не потерять внимание детей.

Создавая зону для индивидуальных занятий, можно в групповом помещении отгородить зону мебелью, где должен стоять стол и два стула расположенные друг против друга. Количество отвлекающих материалов желательно свести к минимуму, чтобы самым интересным для ребёнка здесь был сам педагог, который проводит занятия.

Для самостоятельной деятельности ребёнка, мы выделили отгороженную зону, в которой находиться систематизированные учебные и игровые материалы, легко находимые ребёнком для занятий.

Игровую зону организуем таким образом, чтобы дети знали, что игрушками можно играть, а затем убрать их на место, только в этой части групповой комнаты.

Для ознакомления с комплектом «Мате – плюс» материал выкладываем поэтапно в РППС в свободный доступ детей. Затем планируем образовательную деятельность с учётом уровня знаний и навыков аутичного ребёнка. Даём инструкции по очереди, а не все сразу. Проговариваем вслух описание действий, которые ребёнок выполняет последовательно, решая задания. Произносим указания кратко и чётко. Следуем за интересом или выбором ребёнка. Цель учебных эпизодов, инициируемых ребёнком, состоит в том, чтобы повысить его мотивацию к участию и использовать достижения в качестве позитивного последствия. Используем подсказки, как дополнительный стимул, помогающий дать верный ответ. Дополнительно мотивируем не похвалой и одобрением, а любимыми «вкусняшками», игрушками, сенсорными ощущениями, увлекательной активностью, а на определённой стадии и социальной похвалой. Адаптируем собственную коммуникацию под особенности конкретного ребёнка. Просим повторять наши действия, т.е. подражать нам.

Пособия «Мате – плюс» привлекают  внимание ребёнка с РАС благодаря ярким цветам и развлекательному характеру. В процессе апробации комплекта наибольший интерес у детей вызывают мозаичные кубики, которые служат для развития пространственных представлений, коробочка с шариками «Встряхни и отгадай», штампы с цифрами и игровые поля. Детям нравится играть с фишками, кубиками. Они успешно пользуются схемами – подсказками и карточками. Помимо схем и заданий, предлагаемых комплектом, дети придумывают свои игры, экспериментируют с геометрическими фигурами.

Игры и задания «Мате: плюс» помогают в работе с детьми с РАС совершенствовать математические действия, пополнять активный словарный запас, осознанно принимать и анализировать различные аспекты обычной жизни с точки зрения их математического содержания, самообучаться, делать собственный выбор, развивать творческое воображение, исследовать закономерности, экспериментировать, с удовольствием осваивать математические понятия через игру.


Список литературы:

  1. Кауфман, С. Мате: плюс: Математика в детском саду – математический комплекс нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет / С. Кауфман, Дж. Лоренс. М.: Национальное образование, 2016.
  2. Лебединская, К.С., Ранний детский аутизм / Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской. – СПб. : Дрофа, 2005. – 347 с.
  3. Мате: плюс. Математика в детском саду. Методические рекомендации / С.Кауфман, Дж.Лоренц; пер. с нем. Е.С. Стариковой. – 2-е изд. – М: Издательство «Национальное образование», 2018.
  4. Математический комплекс нового поколения. Реализация Концепции развития математического образования РФ [Электронный ресурс] – URL: http//mate.plus
  5. Морозов, С. А. Детский аутизм и основы его коррекции / С.А. Морозов. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 215 с.
  6. Никольская, О.С., Баенская Е.Р. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 193 с.
  7. Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение»/ под.ред В.К. Загвоздкина, И.Е.Федосовой. - М: Издательство «Национальное образование», 2016.
  8. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 464 с.
  9. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия / Е.А. Янушко. – М. : Теревинф, 2018. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики (задачи – шутки, головоломки, задания на сообразительность)»

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолго, а как он насыщен познанием! Каждый день...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование элементарных математических представлений» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы по разделу "Формирование элементарных математических представлений"  включает всебя темы занятий н...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы "В гости к королеве Математике".

открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Математики"

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостояте...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием развивающих игр Воскобовича «Математическое путешествие в страну Знаний»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группыс использованием развивающих игр Воскобовича«Математ...