«Технология трехмерной методической системы обучения Ж.А. Караева как средство образовательной деятельности в инклюзивной группе»
статья по коррекционной педагогике

Завгородняя Татьяна Анатольевна

Очень часто, ошибочно, педагогической общественностью инклюзивное образование понимается в узком контексте – это обучение детей с какими либо проблемами в физическом, психическом или умственном развитии в седее типично развивающихся сверстников.

На самом деле категория «дети с ОВЗ» намного шире. Детьми с ОВЗ считаются дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде, говорящие на другом языке, дети с отклонениями в поведении, одаренные дети. Иными словами, в одной инклюзивной группе детского сада могут оказаться разные категории детей с ОВЗ.

Как же педагогу организовать работу в группе не усредняя требования, ведь на ряду с выполнением требований ФГОСО нужно дать элементарный (базовый) запас знаний детям, имеющим  заключение ПМПК, и, по возможности, раскрыть потенциал талантливых детей?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ttmso.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология трехмерной методической системы обучения  Ж.А. Караева как средство образовательной деятельности в инклюзивной группе»

Очень часто, ошибочно, педагогической общественностью инклюзивное образование понимается в узком контексте – это обучение детей с какими либо проблемами в физическом, психическом или умственном развитии в седее типично развивающихся сверстников.

На самом деле категория «дети с ОВЗ» намного шире. Детьми с ОВЗ считаются дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде, говорящие на другом языке, дети с отклонениями в поведении, одаренные дети. Иными словами, в одной инклюзивной группе детского сада могут оказаться разные категории детей с ОВЗ.

Как же педагогу организовать работу в группе не усредняя требования, ведь на ряду с выполнением требований ФГОСО нужно дать элементарный (базовый) запас знаний детям, имеющим  заключение ПМПК, и, по возможности, раскрыть потенциал талантливых детей?

Для наиболее эффективной организации работы в инклюзивной группе хотим познакомить вас с технологией трехмерного методического обучения, разработанной профессором Жауымбаем Амантурлиевичем Караевым, доктором педагогических наук, профессором, первым  заместителем председателя правления АО «НЦПК «Өрлеу» Республики Казахстан.

Технология ТМСО используется в основном при обучении школьников, так как они умеют читать, писать, выполнять домашние задания и более самостоятельные. Как же такую не простую,  и тоже время эффективную технологию можно применить в работе с детьми дошкольного возраста? Данная технология привлекла нас двумя своими элементами: «прозрачный журнал» и разноуровневые задания для детей.

Основой данной технологии стала концепция С.Л. Рубинштейна о включении объектов мысли в новые связи в процессе мышления и, тем самым, выявления в нем новых свойств, приводящих к изобретениям и открытиям.

В основу технологии заложена также теория Л.С. Выготского о переходе в процессе обучения умственного развития ученика из зоны «актуального развития» к зоне «ближайшего развития», осуществляющемуся, на основе деятельности, переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному.

Основополагающие психолого-педагогические концепции предполагают кардинальное обновление всех компонентов методической системы обучения (цель, содержание, методы, формы и средства обучения).

Диагностичная постановка цели обучения характеризуется тем, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях детей, которые можно точно опознать и измерить. Наиболее известной системой целей, является таксономия целей обучения Б. Блума.

Английский педагог-методист Дж. Петти справедливо считает, что таксономия Блума имеет множество применений. Например, шесть основных ступеней таксономии можно рассматривать как иерархию умений и способностей. Эти ступени можно также рассматривать как уровни заданий, предлагаемых детям. Слово «задание» здесь используется в широком смысле – это может быть вопрос педагога, упражнение, игра, карточка и т.п.

Так как обучение на уровнях знания и понимания приводит к получению поверхностных знаний, для формирования функционального знания, педагоги должны предлагать задания, требующие мышления на высоком уровне – применения, анализа, синтеза и оценки.

Из вышеизложенного следует также вывод о том, что развитие поисково-исследовательских способностей детей требует выстроенную по вертикали систему заданий, т.е. иерархично представленную содержанию образования.

Поэтому данная технология называется технологией «трехмерной методической системы обучения» (ТТМСО). «Трехмерность» означает наличие многоуровневости, иерархии, т.е. вертикали (высоту) относительно каждого из ее компонентов: цели, содержания, методов, форм и средств обучения. Традиционное «знаниевое» обучение фактическии является только первой ступенью «лестницы развития» обучаемых.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы ребенок постепенно поднимались по «лестнице уровней» вверх, достигая более высших уровней усвоения последовательно.

В рассматриваемой технологии содержание учебного материала формируется главным образом в виде разноуровневых заданий для осуществления развивающей самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Данная технология подразумевает получение знаний детьми по 3 –м уровням:

1.Ученический уровень(обеспечение такого качества знаний, как правильность ( на первом уровне – это правильное выполнение аналогичных заданий, пересказа текста, и т.д. без собственных комментариев).

2. Алгоритмический уровень усвоения(обеспечение такого качества знаний, как полнота и действенность, т.е. ребенок может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений).

3. Эвристический и творческий уровни (обеспечение, кроме перечисленных качеств знаний, также их осознанность, системность и прочность).

Ученический уровень представляет собой «обязательный уровень», а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ребенка. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития.

Требования к заданиям:

1 уровень. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.

2 уровень. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.

        В своей работе мы широко используем разноуровневые карточки. Наиболее оправданным этот метод стал в организованной учебной деятельности в областях «Коммуникация» и «Познание».

Для удобства дифференциации предлагаемых детям заданий, нами используются карточки 3 основных цветов, определяющие уровень задания. Задания первого, наиболее простого уровня, предлагаются на синих карточках, задания второго (среднего) уровня – на зеленых карточках, самые сложные задания третьего уровня – на карточках красного цвета. Предварительно детям объясняется, что синие карточки – обязательны для выполнения, зеленые карточки – содержат дополнительные задания, а красные – улучшенные (т.е. предлагаются задания, требующие  творческого выполнения).

Количество выполняемых заданий каждого уровня может варьироваться от 1 до 3, в зависимости от вида ОУД и периода обучения детей. В процессе изучения новой темы, обязательным является выполнения заданий первых двух уровней каждым ребенком. На обобщающих и итоговых занятиях, каждому ребенку предоставляется самостоятельный выбор сложности задания, так, например, один воспитанник может выполнить задания всех уровней, а другой – 3-4 задания третьего, наиболее сложного уровня.

Например в процессе НОД по «Обучению грамоте», тема «Деление слов на слоги». Педагогом предлагаются такие карточки:

1 уровень: Радели предложенное слово на слоги, обозначь свой ответ слоговой схемой.

2 уровень: Побери слова к указанной слоговой схеме.

3 уровень: Самостоятельно придумай слова, состоящие из заданного количества слогов.

На каждом занятии педагогом должны создаваться условия для самостоятельного выбора задания.

Следующий приём, который может успешно применяться в работе с дошкольниками это «Прозрачный журнал».

Профессор Ж.А. Караев предложи данную методику для эффективной системы оценивания результативности обучения учеников на уроке. В детском саду оценивание не производится. Поэтому, мы используем «прозрачный журнал» как эффективный прием мотивирования, активизации и стимулирования детей в процессе организованной учебной деятельности.

Мотивировать детей, чтобы они поднимались вверх по «лестнице развития» – задача архиважная. Главным эффективным средством формирования мотивов у учащихся в ТТМСО определен стимулирующий подход оценивания учебных достижений детей.

Ж.А. Караев предложил «Прозрачный журнал» в виде таблицы, содержащей фамилии детей и названия темы занятия, для работы с детьми дошкольного возраста его вид и структура были адаптированы для удобства педагога и детей.

Наш «Прозрачный журнал» представляет собой магнитную доску в виде большой таблицы, разделенной на сегменты, расположенной в учебной зоне.  С лева таблицы, в ячейках располагаются фотографии детей группы, верхняя часть таблицы содержит 3 графы, обозначающие уровни выполняемых заданий. Каждый столбец обозначен цветом: синий – первый уровень, зеленый – второй уровень, красный – третий уровень.

Рассмотрим вариант использования «Прозрачного журнала». Воспитанник, который правильно выполнил простое задание первого уровня, подходит к журналу и на глазах у всех наглядно фиксирует свой успех в журнале, прикрепляет звездочку синего цвета. Затем он приступает к выполнению заданий следующего уровня.

В процессе фиксирования выполненных заданий каждым из воспитанников группы в этом журнале, они получают информацию об успехах каждого ребенка группы. В результате чего создается здоровый дух соревнования. Движение вперед каждого ребёнка наглядно, прозрачно представляется для внимания всей группы.

Опыт показал, что ребенок-дошкольник, сравнивая свои успехи с динамикой других, более успешных сверстников, старается не отставать от них, появляется желание показать себя с лучшей стороны, и процесс обучения приобретает игровой характер. Мотивационный потенциал у детей дошкольного возраста ярко выражен, что позволяет педагогу использовать этот метод, как эффективный прием стимуляции ребенка переходить от одного уровня выполненных заданий к другому, от простых  до  более сложных.

Таким образом, основными правилами технологии разноуровневого обучения в обучении дошкольников можно сформулировать следующим образом: не нужно дотягивать всех детей до единого уровня, а необходимо создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии...

Методическая разработка интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе с использованием современных здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ

Методическая разработка  интегрированной непосредственно-образовательной деятельности  в средней группе с использованием современных здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ    ...

Организационно-методическое сопровождение образовательной деятельности по инклюзивному образованию и работе с детьми-инвалидами в ДОУ

Презентация деятельности муниципального ресурсного центра по организации методического обеспечения образовательной деятельности по инклюзивному образованию и работе с детьми-инвалидами на РМО старших ...