Статья "Эффективные формы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР в ГБДОУ "
статья по коррекционной педагогике

Аннотация. В данной статье «представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим» детей с отклонениями в развитии, изложены основные эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ГБДОУ . Основная цель работы – организовать эффективную комплексную междисциплинарную работу для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитанников для более успешного взаимодействия родителя и ребенка с ЗПР. Для этого были реализованы следующие задачи: анализ литературных источников, подбор и актуализация форм работы с родителями, разработка методологической базы для выявления проблем и направления комплексной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_po_state.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. В данной статье «представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим» детей с отклонениями в развитии, изложены основные эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ГБДОУ . Основная цель работы – организовать эффективную комплексную междисциплинарную работу для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитанников для более успешного взаимодействия родителя и ребенка с ЗПР. Для этого были реализованы следующие задачи: анализ литературных источников, подбор и актуализация форм работы с родителями, разработка методологической базы для выявления проблем и направления комплексной работы.

Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено как профессиональным интересом, так и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.

Вопросы обучения и развития в культурно-исторической парадигме «Л.С. Выгодского рассматриваются учеными во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания, так как именно семья оказывает преобладающее влияние на становление личности» детей раннего и дошкольного возраста и на «процесс формирования их социально-культурного опыта (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)». «Одним из факторов, который влияет на формирование, становление и развитие личности ребенка в процессе взаимодействия со взрослым является социальная среда, в нашем случае это внутрисемейные отношения и их атмосфера. При взаимодействии ребенка с родителем, он последовательно развивают различные виды психической деятельности (А.Н. Леонтьев), в том числе и личностные качества» [Ткачева В.В., 2005, с.8].

 Исследования последних лет доказали, что на становление личности ребенка с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) влияют следующие факторы: педагогическая компетентность родителей, семейные роли, стили семейного воспитания и определения причин его нарушений и т.д.  (Л.Н. Галигузова, С.Д. Забрамная, А.И. Захаров, Я.В. Крючева, И.Ю. Левченко, Е.А.Медведева, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Для предупреждения возникновения вторичных нарушений в развитие детей с ОВЗ и их коррекция необходимо своевременно в раннем дошкольном детстве привлекать к коррекционно-развивающим занятиям родителей (официальных представителей или лица их заменяющих) не только в образовательных учреждениях, но и в службах, ранней помощи, которые направлены и созданы специально с этой целью, раннего выявление и помощи детям с ОВЗ. Эффективность коррекционных мер зависит от характера взаимодействия родителя со своим ребенком и от качества целенаправленного педагогического воздействия [Югова О.В., 2012, с.1]

И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева представили «теоретико-методические основы комплексной психологической помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитие, где изложены рекомендации по анализу проблем в таких семьях, предложены авторские методики для скрининг-диагностики семьи, программы по консультированию и психокоррекционной работе. Также, были представлены факты, доказывающие, что своевременная помощь семьям способствует снятию психологических проблем у самих родителей» [Левченко И.Ю., Ткачева В.В. 2008, с.88].

Актуальность разработки отражена не только в современных разработках по эффективному взаимодействию с семьями, которые воспитывают ребенка с отклонениями в развитии, но и в ФГОС дошкольного образования в связи с увеличением в последние десятилетия количества детей с ЗПР. Большую значимость приобретает не только проблема воспитания и адаптации самого ребенка, но и организация и выстраивание грамотного подхода в работе с такими семьями. «Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.»

«Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения». «Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия». «Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.»  [Рожков М.И., Байбородова Л.В., 2012, с. 396].

При взаимодействии с родителями (законными представителями) дошкольное образовательное учреждение использует две формы: коллективная и индивидуальная. Рассмотрим подробно различные формы, представленные в Таблице 1, и за счет чего их можно реализовывать.

Таблица 1. Формы взаимодействия с семьями воспитанников [Белоножко В.В., 2018, с. 25]

«Информационные

Журналы; рекламные буклеты, листовки; брошюры и др.

Организационные

Родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.

Просветительские

Родительские гостиные; «Школа для родителей»; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.

Организационно-деятельностные

Психолого-педагогический мониторинг уровня развития детей; совместные детско-родительские проекты; выставки работ при участии детей и родителями; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение) и др.

Участие родителей в педагогическом процессе

Занятия с участием родителей; мастер класс, чтение и прослушивание детям сказок и их театрализованная инсценировка; тематические беседы с детьми; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в днях открытых дверей, днях здоровья, благотворительных марафонах; праздники, посвященные экологическому воспитанию и др.

Кротова Т.В. в своей книге выделяла следующие традиционные формы общения с родителями (законными представителями), которые мы представили в Таблице 2 [Зверева О.Л., Кротова Т.В., 2009, с.12].

Таблица 2. Традиционные формы общения с родителями

Формы общения

Содержание

Коллективные

Родительские собрания, конференции, «Круглые столы».

Групповые родительские собрания- это фронтальная форма работа со всеми родителями по их ознакомлению с целью, задачами методами воспитания, подходящие именно для данной возрастной группе детей, которые можно организовать не только в специализированном дошкольном образовательном учреждение, но и дома.

Индивидуальные

Тематические или заочные консультации (Ящик для анонимных писем на интересующие их вопросы).

Организуются с целью ответить на все вопросы, которые волнуют родителей. Главное назначение консультаций родителей получить поддержку, сочувствие и профессиональную помощь в сложившийся той или иной ситуации.

Наглядно-информационные

К ним относятся: видеоролики: режимные моменты, занятия, физминуток, прогулок, подвижных игр; выставки детских работ, папки-передвижки и т.д.

Организуются с целью знакомства и информирование родителей с активной жизнью детей в образовательной организации.

Инновация – это «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое» [Белая К.Ю., 2005, с.7].

Инновационная деятельность – это особый вид целенаправленной педагогической деятельности, который основан на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

В связи с информационной перенасыщенностью, в работе педагогов возникаем потребность в использование современных и более эффективных инновационных методов, которые помогут решить проблему и привлечь всех участников образовательного процесса. «Следовательно, изменения в развивающейся дошкольной образовательной организации происходят не беспорядочно, а прогнозируются и направлены на достижения определенных результатов, при этом необходимо помнить, что «основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения» [Белая К.Ю., 2005, с.7].

Рассмотрим некоторые нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями), которые представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей по Кротовой Т.В. [Зверева О.Л., Кротова Т.В., 2009, с.12]

«Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-

информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек»

Приведенные выше описательные характеристики форм работы педагога с родителями помогут нам организовать комплексное взаимодействие с семьями воспитанников на полученных данных от психолого-педагогической диагностики в рамках нашего дошкольного образовательного учреждении и помогут организовать работу всех специалистов ДОУ в зависимости от потребностей не только родителя и ребенка, но и нужд учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....

«Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации»

Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социал...

Основные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями воспитанников детского сада

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное р...

Проект взаимодействия педагогов группы, специалистов ДОУ и родителей: «Вместе дружная семья - детский сад, родители и я» на 2018 – 2019 учебный год

Проект является результатом творческого сотрудничества педагогов МБДОУ д/с № 6 "Страна детства"....

Игра по станциям «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (организация взаимодействия педагогов и специалистов ГБДОУ в работе с детьми)

Дети дошкольного возраста имеют поверхностное представление об истории развития спорта, мало внимания уделяют этому вопросу родители воспитанников. Очень редко встретишь семью, которая ведет активный,...

Научная статья "Эффективные формы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР в ГБДОУ д/с № 45"

Статья была подготовлена для участников I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии - 2020 по разделу «Семья особого ребенка&raqu...