Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бахлыкова Надежда Сергеевна

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ  МБДОУ  «_________» _______________.

Пояснительная записка

       Целью создания индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью  является реализация максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников при взаимодействии с родителями, освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника

Для детей с умственной отсталостью недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Дети  способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. 

 

Данный индивидуальный образовательный маршрут  составлен для ребенка дошкольной группы  МБДОУ детский сад « _________»  _________________________.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника МБДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК. В разработке индивидуального образовательного маршрута  участвовали все специалисты МБДОУ и воспитатели группы.

Учебный год  2022- 2023

ФИО ребёнка  _________________________
Группа старшего дошкольного возраста (6-7лет) для детей категории «ребёнок-инвалид с ОВЗ» с интеллектуальным нарушением

Актуальные проблемы ребенка: не способен усваивать образовательную программу ДОУ, дефекты тонкой , ручной моторики, ребёнок не владеет вербальными средствами речи, находится на «Д» учёте.

Сроки реализации программы _2  года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_bahlykova_arina_gotovaya.docx133.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

детского сада «_________»

Принято                                                                                                                        Утверждаю:                                                                                  На заседании педагогического совета                                                                    Заведующий                                                                            Протокол  №     «___» __________г                                                  МБДОУ д/с «__________

                                                                           ___________                     ___________

                                                                                Приказ от«___» ____________2021№

Индивидуальная образовательная программа

дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

 

Составили:

учитель –психолог _________

учитель - дефектолог _________

тьютор _________

воспитатель_________

_____________________


СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

Цель и задачи индивидуальной образовательной программы

Принципы и подходы к формированию программы

Психолого – педагогическая характеристика ребенка

Планируемые  результаты освоения программы

Принципы

Аналитическая деятельность

Программно-методическое обеспечение

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

Участники коррекционно-педагогического процесса:

Задачи коррекционного обучения в группе для детей с умственной отсталостью:

Функции индивидуального образовательного маршрута  ребенка            с умственной отсталостью:

Направления деятельности и задачи коррекционно-педагогического воздействия на развитие ребёнка с умственной отсталостью  в ДОУ

Этапы работы с ребёнком по внедрению индивидуального образовательного маршрута.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Взаимодействие специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка,

Направления работы: сенсорное воспитание, социально-коммуникативное  развитие,  формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, формирование предметно-игровой деятельности, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое  развитие

Педагогическая  работа с родителями.  Рекомендации.

Содержание программы

                    3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация  взаимодействия с семьёй  воспитанника

4. КОРРЕКЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Коррекционная программа учителя-логопеда

Коррекционная программа педагога-психолога

Содержание коррекционно- развивающих занятий.

Перечень методических пособий.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ  МБДОУ  «_________» _______________.

Пояснительная записка

       Целью создания индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью  является реализация максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников при взаимодействии с родителями, освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника

Для детей с умственной отсталостью недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Дети  способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка.  

Данный индивидуальный образовательный маршрут  составлен для ребенка дошкольной группы  МБДОУ детский сад « _________»  _________________________.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника МБДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК. В разработке индивидуального образовательного маршрута  участвовали все специалисты МБДОУ и воспитатели группы.

Учебный год  2022- 2023

ФИО ребёнка  _________________________
Группа
старшего дошкольного возраста (6-7лет) для детей категории «ребёнок-инвалид с ОВЗ» с интеллектуальным нарушением

Актуальные проблемы ребенка: не способен усваивать образовательную программу ДОУ, дефекты тонкой , ручной моторики, ребёнок не владеет вербальными средствами речи, находится на «Д» учёте.

Сроки реализации программы _2  года

Задачи

1.Диагностический блок

 Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

-изучение качественных особенностей психологического развития ребенка;

-выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными  возможностями);

-определение характера динамики обучаемости;

-определение эффективности реализации  индивидуальной программы развития ребенка.

2.Коррекционно-развивающий блок

Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

-развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;

- коррекция   познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;

-формирование ведущих видов деятельности.

-формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности

3.Здоровьесберегающий блок

Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

-создание условий для сохранения и укрепления здоровья,

-медицинский контроль и профилактика заболеваемости;

-включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;

-специально организованные занятия с  инструктором физкультуры по формированию двигательных навыков у детей.

4. Воспитательно-образовательный блок

Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.

-социально-нравственное развитие;

-познавательное развитие;

-эстетическое развитие;

-формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного            возраста для каждого периода.

  • создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для ребенка с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;

5. Социально-педагогический блок

-коллективные формы взаимодействия  с семьей;

-индивидуальные формы работы с семьей;

-формы наглядного информационного обеспечения;

-решение организационных вопросов;

-информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.

Согласно  заключению ПМПК  и диагностическим данным специалистов МБДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Показатели

Да                      Нет

Комментарии

ЗДОРОВЬЕ

Физическое развитие соответствует возрасту ( рост, вес, двигательное развитие и др.)

Нет

Нарушена координация движений

Есть проблемы со здоровьем ( нарушения зрения, слуха, физические, психические нарушения.)

ДА

Полевое поведение

Состояние здоровья требует особого ухода и специального оборудования.

Да

Передвигается в коляске

Состоит на учёте у специалиста

ДА

Состоит на «Д» учёте

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Просится на горшок или сигнализирует о необходимости физиологического отправления

Нет

_

Самостоятельно ест, пользуется столовыми приборами, пьёт из чашки.

Нет

Принимает пищу с помощью взрослого.

Умеет пользоваться мылом, полотенцем, носовым платком. Расчёской.

Нет

-

Самостоятельно одевается, обувается.

Нет

-

Обращает внимание на свой внешний вид, отмечает грязь, выделения из носа.

Нет

Рекомендации: приучать самостоятельно держать ложку, пить из чашки, намыливать руки, вытираться полотенцем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Знает и откликается на своё имя, имена близких, детей.

Нет

Реагирует на голос родителей.

Говорит про себя в первом лице

Нет

Привлекает внимание. Нуждается в общении

Нет

Проявляет интерес к сверстникам

Нет

Проявляет самостоятельно интерес к игрушкам

Нет

Захватывает случайные предметы и тянет их в рот

Умеет играть или действовать рядом, вместе с другими детьми

Нет

Легко ступает в контакт

Нет

Не вступает в контакт.

Рекомендации: развивать реакцию на голос и имя родителей, Вызывать положительную реакцию на сопровождающего педагога.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стремится подражать взрослому, смотрит на него

Нет.

-

Проявляет познавательный интерес

Нет

-

Проявляет интерес к музыке ( подпевает. двигается под музыку)

Нет

Проявляет интерес к рисованию

Нет

-

Может посещать занятия с другими детьми.

Нет

-

Может выполнять некоторые задания самостоятельно или методом «рука в руке»

Нет

-

Рекомендации: развивать реакцию на действия педагога: хлопки стук, простое действие с игрушкой,  удерживать взгляд на предмете, следить за его передвижением

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Понимает обращённую речь

Нет

Не реагирует на инструкцию

Владеет фразовой речью

Нет

Возгласы, крики

Речь оформлена грамматически

Нет

Активно пользуется речью для общения

Нет

Эмоции выражает криком

Проявляет интерес к художественной литературе

Нет.

Использует интонации.

Нет

Рекомендации: вызывать положительную реакцию на потешки, сопровождать потешки пальчиковыми упражнениями – играми. Акцентировать внимание ребёнка на одноступенчатой инструкции.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Может захватывать предметы и манипулировать с ними.

Да

Овладел предметной деятельностью

Нет

Владеет орудийными действиями.

Нет

Проявляет интерес к игрушкам. Выполняет отдельные игровые действия.

нет

Берёт предметы неосознанно.

Использует предметы заместители.

Нет

-

Играет в простую сюжетную игру.

Нет.

-

Исполняет роль в сюжетно- ролевой игре.

Нет

-

Рекомендации: упражнять в нанизывании колец на палочку, складывании кубиков в коробку, упражнять в удержании карандаша в руке, штриховке по указанию педагога.

СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ.  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Проявляет простые эмоции: радость, грусть.

Нет

Не реагирует на окружающих.

У ребёнка есть любимые игрушки

Нет

_

Участвует в организованной деятельности, играх

Нет

_

Контролирует своё поведение сам или с помощью взрослого

Нет

Резкие перепады настроения ( смех без причины)

Неадекватно реагирует на похвалу или замечания взрослого

Да

Поведение соответствует возрасту

Нет

Эмоциональная отгороженность

- стремится к уединению

- избегает смотреть в лицо

- не выполняет просьбы.

Нет

Нет

Нет

Д

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Агрессивность

- толкает, щипает, кусает сверстников

-может сказать нецензурные слова, обзывается , дразнится.

- сжимает кулак, говорит сквозь зубы.

Нет

Экспрессивна речь отсутствует.

Вспыльчивость: неожиданно для всех бросает игрушки

Негативизм: делает всё наоборот « не хочу, не буду»

Нет

Не реагирует на происходящее вокруг.

Демонстративно стремится обратить на себя внимание любым способом.

Нет

Провоцирует на конфликт, не учитывая интересы и желания сверстников.

Нет

Расторможенность

- поспешно планирует свои собственные действия

- темп действий убыстрён

- быстро возбуждается и медленно успокаивается

- неусидчивый в организованной деятельности

Нет

Нет

Нет

Нет

Рекомендации: учить ребёнка  распозновать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих, формировать положительное отношение к окружающим.

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования

Данные педагогического  обследования – ребёнок не усваивает образовательную программу.

Данные о психических процессах ( заполняют воспитатели)

Психические процессы

Соответствуют возрасту

Ниже возрастной нормы

Другие особенности

Память

не запоминает

Мышление

нарушения мышления

Речевое развитие

речь ниже нормы

Моторика

дефекты тонкой ручной моторики

Игровая деятельность

Дата обследования

Соответствуют возрасту

 Не соответствуют возрасту

Индивидуальные особенности игровой деятельности

игра отсутствует

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

Дата обследования

Соответствуют возрасту

 Не достаточно сформированы

Не сформированы

Индивидуальные особенности игровой деятельности

Не сформированы

Коммуникативные навыки- заполняют воспитатели

Дата обследования

Соответствуют возрасту

 Не достаточно сформированы

Не сформированы

Индивидуальные особенности игровой деятельности

Не способна поддерживать игру, малоконтактна с детьми и взрослыми

Темп деятельности

Дата обследования

Соответствуют возрасту

Быстрый

Медленный

Индивидуальные особенности

отсутствует

Индивидуальные особенности усвоения образовательной программы ДОУ-----------программу не усваивает

Данные обследования психических процессов – заполняет  педагог-психолог

Дата обследования

Процессы

Заключение

Сенсорное развитие , интеллектуальное развитие

На низком уровне

Особенности развития эмоционально-волевой сферы- заполняет педагог –психолог

Дата обследования

Настроение устойчивое

Не устойчивое, быстро меняется

Преобладает хорошее настроение

Преобладает подавленное настроение

Волевые особенности

Настроение не устойчивое

отсутствуют

Данные обследования учителя-дефектолога- заполняет учитель- дефектолог.

Дата обследования

Процессы

Заключение

Память

Запоминает или повторяет одно слово или слог

Мышление

Грубые нарушения мышления

Речевое развитие

Речь ниже нормы

Моторика

дефекты тонкой  ручной моторики

Данные логопедического обследования- заполняет учитель- логопед

Дата обследования

Процессы

Заключение

Связная речь

Не соответствует возрасту

Звуковая сторона речи

Отсутствуют звуки

Словарный запас

Ниже возрастной нормы

Грамматический строй речи

Навыки словообразования не сформированы

Общее звучание речи

Речь не соответствует возрасту

Развитие мелкой моторики

Дата обследования

Соответствуют возрасту

Ниже возрастной нормы

Проявление праворукости, леворукости.амбидекстрии

Индивидуальные особенности

(наличие гипотонуса, гипертонуса)

Ниже возрастной нормы

Дополнительная информация об особенностях развития поведения ребёнка; особенности социализации и интеграции _____ инструкцию не понимает, задания выполнять может только с помощью взрослого, на контакт идёт.

Сильные стороны в развитии ребёнка ( по результатам первичного обследования) ------- не выполняет инструкцию взрослого, но выполняет не во все 

Слабые стороны в развитии ребёнка ( по результатам первичного обследования) ------- целенаправленная деятельность затруднена, познавательные процессы и речевое развитие  не соответствуют возрастным нормам.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ребенок:

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- двигательные умения в соответствии с физическими возможностями;

- коррекция и компенсация физических нарушений;

- мышечный корсет развит в соответствии с возрастом.  

- освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей.

Принципы:

-Системный подход:

-Единство диагностики и коррекции развития ребенка;

-Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;

-Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;

-интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса.

Аналитическая деятельность

1. Мониторинг системы коррекционно-образовательной работы;

2. Исследование социально-коммуникативных способностей, образного мышления и готовности к школьному обучению.

Программно-методическое обеспечение

Модель индивидуального образовательного маршрута ребёнка с умственной отсталостью разработана на основе образовательной программы, адаптированной  для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью от 3-х до 7-х лет) МБДОУ детского сада  « _________», с. п.

_______________., __________________________

 

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

а) медицинское воздействие

-профилактические мероприятия,

-симптоматическое медикаментозное лечение,

-мониторинг здоровья,

-медицинское обследование узкими специалистами,

-здоровьеукрепляющая деятельность.

б) коррекционно-педагогическое воздействие

-познавательное развитие,

- коррекция вербально-двигательных процессов,

- коррекция речевого развития,

- становление игровой деятельности,

- формирование элементов трудовой деятельности,

- здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),

-коррекция сенсомоторных нарушений.

в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие

-формирование мотивации к познанию,

-формирование психических процессов,

-формирование ручной и тонкой ручной моторики,

-развитие коммуникативных способностей.

Участники коррекционно-педагогического процесса:

-врач-педиатр,

-врач-невролог,

-психиатр,

-учитель-дефектолог,

-педагог-психолог,

-музыкальный руководитель,

-инструктор по физвоспитанию,

-медсестра,

-воспитатель,

-родители.

Задачи коррекционного обучения в группе для детей с умственной отсталостью:

  • организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
  • социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
  • формирование позитивных личностных качеств;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.

Функции индивидуального образовательного маршрута  ребенка            с умственной отсталостью:

Диагностическая функция обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.

Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения.

Коррекционная функция предполагает создание коррекционно-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.

Консультативная функция направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля  коррекционно-развивающего процесса  взаимодействия с ребёнком, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Субъектами консультативной деятельности являются педагоги и специалисты ДОУ.

Пропедевтическая функция обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка вторичного характера, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка

Координационная функция. Предполагает координацию деятельности педагогов и специалистов ДОУ, участвующих в разработке реализации индивидуального образовательного маршрута воздействия на ребенка и составляющего единую полидисциплинарную команду.

Практическая реализация названных функций осуществляется по нескольким направлениям:

  1. консультативно-диагностическое;
  2. коррекционно-развивающее;
  3. информационно-методическое;
  4. организационное.

Направления деятельности и задачи коррекционно-педагогического воздействия на развитие ребёнка с умственной отсталостью  в ДОУ

Консультативно-диагностическое направление деятельности

Задачи:

  1. определение уровня развития ребенка с умственной отсталостью в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
  2. мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического процесса;
  3. консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей данного возраста с ОВЗ:
  4. консультирование педагогов, работающих с детьми данного возраста по вопросам организации детской деятельности

Коррекционно-развивающее направление деятельности

Задачи:

  1. разработка индивидуального образовательного маршрута с ребенком специалистами и педагогами ДОУ.
  2. обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  3. проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
  4. проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка.

Информационно-методическое направление деятельности

Задачи:

  1. информирование о деятельности ДОУ с помощью средств массовой информации;
  2. создание методических разработок  по работе с детьми с умственной отсталостью.

Организационное направление деятельности

Задачи:

  1. координация деятельности специалистов разного профиля ДОУ и родителей по реализации индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы.
  2. организация обобщения и распространения опыта коррекционно-педагогической работы с детьми умственной отсталостью.

Этапы работы с ребёнком по внедрению индивидуального образовательного маршрута

I этап.

 В группу поступают дети, прошедшие ЦПМПК с диагнозом умственная отсталость легкой степени.

 Проводится диагностическое обследование параметров развития и на этом же этапе разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребёнка, оказываемой сотрудниками ДОУ, и медицинской помощи, которую ребенок получает параллельно в медицинских учреждениях.

В индивидуальном образовательном маршруте разрабатывается  индивидуальная программа коррекционно-педагогического процесса по достижению поставленных целей и задач, методы и средства их реализации.

Во время диагностического обследования, при поступлении ребёнка в детский сад,  оформляются карты индивидуального развития ребенка с умственной отсталостью (см. Приложение)

II этап.

Реализация индивидуального образовательного маршрута и его  корректировка по ходу реализации в соответствии с динамикой развития ребенка.

III этап.

Завершение программы индивидуального образовательного маршрута связи с достижением поставленных целей. Этот этап может протекать на протяжении всего пребывания ребёнка в ДОУ.

В условиях групп для детей с умственной отсталостью в  ДОУ коррекционно-педагогическая работа проводится с детьми в процессе:

  1. развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка, владения им вербальными и невербальными средствами общения. Определяется направленность стимулирующих педагогических воздействий в соответствии с результатами психолого-педагогической диагностики. Развивающие занятия проводятся с малыми группами детей, имеющих близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями. Эти занятия проводятся воспитателями группы во взаимосвязи с учителем-дефектологом и психологом;
  2. коррекционных занятий, проводимых учителем-дефектологом  в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом ребёнка.
  3. игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей. Эффективность решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях групп данного возраста определяется, как и при других организационных формах психолого-педагогической помощи, степенью участия родителей в их реализации, квалификацией педагогов, умением проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с умственной отсталостью и наличием соответствующей особенностям детей и характеру их особых образовательных потребностей развивающей среды в ДОУ.

Взаимодействие специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута развития

ребёнка

Участники образовательного процесса

Функции участников образовательного процесса

Зам. зав по ОР

1.создание условий в группах (планирование)

2.психолого-педагогического  сопровождения всех участников

3.контроль за организацией работы персонала групп,

4.координация действий педагогов и специалистов,

5.консультации.

Музыкальный руководитель,

инструктор по физкультуре

 - изучение амбулаторных карт (анамнез),

- консультации по запросам родителей

Воспитатели групп

1.анкетирование,

2. наблюдение  за детьми и заполнение адаптационных листов,

3.игры и упражнения с детьми,

4.консультации и беседы с родителями,

5.стендовая информация,

Заведующий ДОУ

1.составление графика комплектования групп,

2.собрание с родителями,

3.заключение договоров с родителями,

4.контроль за организацией всей работы.

Семья

 1.соблюдение правил адаптации (с учетом индивидуальных особенностей ребенка)

 2.выполнение рекомендаций, участие в семинарах-практикумах, совместных праздниках, занятиях

Медицинский персонал

 1.изучение амбулаторных карт, анкет,

 2.контроль за ребенком в группе (стул, термометрия)

 3.наблюдение за состоянием здоровья (сон, аппетит, термометрия).

 4.беседы с родителями о режиме.

Педагог – психолог

 1.изучение амбулаторных карт (анамнез),

 2.анкетирование, собеседование с педагогами,

 3.наблюдение, диагностика,

 4.игры и упражнения с детьми,

 5.консультации с родителями и педагогами

Учитель -дефектолог

 1.изучение амбулаторных карт (анамнез),

 2.анкетирование, собеседование с педагогами,

 3.наблюдение, диагностика,

 4.игры и упражнения с детьми,

 5.консультации с родителями и педагогами.

 6.информационные листы.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Сенсорное воспитание:

- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

- учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;

- учить различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;

- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

- учить выделять предмет из общего фона;

- учить соотносить игрушку с ее изображением;

- учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой;

- учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

выделять «большой, поменьше, самый маленький», складывать кубики-вкладыши, строить из этих кубиков башенки; разбирать и собирать трехместных матрешек; собирать пирамидки из трех шариков (колец); строить елочку из трех элементов; раскладывать по трем кубикам (полым) шарики (матрешек), соответствующие по величине; расставить машинки в гараж в соответствии с их размерами; раздавать игрушки куклам в соответствии с их размерами.

«Найди бабочке свой домик», «Спрячь мышку», «Собери цветок», «Поставь неваляшек в свои вагончики», «Найди каждому зайчику свой мячик» и т.д. При этом всегда делать выбор только из трех цветов (желтый, красный, зеленый).

- учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

- учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

- учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

- учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

- учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.

- учить воспринимать величину (большой, маленький).

- учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;

- знакомить  с названиями двух цветов: красный, желтый;

Развитие слухового восприятия и внимания:

- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

- учить реагировать на слуховые раздражители;

- вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:

- учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

- учить дифференцировать звукоподражания. – учить различать последовательность звучания музыкальных инструментов, проводить игры: «Угадай, на чем я сначала играла, а потом?..» (барабан, металлофон), «Где звенит колокольчик?» (у двери или у окна); показывать, называя, следующие изображения на картинках: «Покажи, где лягушка - жук; кошка - коза; тигр -волк; лиса – медведь» (выбор из двух) и т.д.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

- учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

- учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

- учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца; 

формировать ориентировку на форму и величину через тактильное восприятие – различать предметы на ощупь (выбор из 2-3), доставать предметы из мешочка по тактильному образцу и слову: «Достань такое, как у тебя в руке», в мешочке – яйцо, шарик, кубик; «Достань большое (маленькое) яйцо, большой (маленький) домик; достань морковку (яблочко, огурец, елочку)».

- учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

- учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

Итоговые показатели по разделу:

- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

- различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;

Социально-коммуникативное развитие

Форма проведения коррекционно-развивающих занятий - индивидуальная.

Планировать целенаправленную игровую деятельность с помощью индивидуального расписания «сначала-потом». Задачи этого раздела направлены на формирование  социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях

Ребенок

- приветствует собеседника жестом ( машет рукой из стороны в сторону), словом «Здравствуйте»

- взаимодействует со сверстниками;

- выражает несогласие жестом ( качает  головой из стороны в сторону), словом «Нет» Учить выполнять просьбы взрослых и выражать свои просьбы различными средствами— мимикой, жестом и словом: «нет», «хочу», «не хочу», «буду», «дай», «возьми».

- прощание с собеседником жестом (помахать рукой), словом « До свидания»

- снятие / одевание  отдельных видов одежды, расстёгивание / застёгивание  ( молнии, кнопок, пуговиц, липучек)

- учить выражать просьбу через карточку с графическим символом.

; во время еды – пользоваться

салфеткой, правильно держать ложку и т.д.;

 - создавать условия для речевой активности ребенка.

Проводить игры, сопровождая их потешками (или стихами). Например, игра: «Жил-был бычок – соломенный бочок, у него четыре ножки, очень остренькие рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и говорит: «Где здесь Настя? Я ее забодаю» (при этом большой, средний и безымянный пальцы соединены вместе, а указательный и мизинец направлены вперед). Игра повторяется 2-3 раза. В начале «бычка» делает взрослый, а потом сам ребенок выполняет действия пальчиками, а взрослый эмоционально произносит потешку.

Учить общаться со сверстниками: устанавливать положительный эмоциональный контакт – улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече и говорить: «Привет» («Здравствуй»), при прощании «Пока».

Учить сотрудничать со сверстниками, подражать действиям детей: «Музыкальный оркестр», «Игры с шариками»,  выполнять действия рядом с другими детьми и некоторые совместные действия с ними: «Кати мяч», «Пройдем по дорожке», «Лови воздушный шарик», «Бросай шарики в сетку», «Покатаемся с горки», «Проползи через ворота», «Покатаемся на плоту», «Соберем колечки» и т.д.

покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики»

(совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух

ритмов); игра-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка» (хлопать ладошкой ребенка по своей

и, наоборот).

Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы («покажи, где глазки,

Побуждать самостоятельно есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.

Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Учить выполнять действия с опорой на алгоритмы: «Умывание», «Одевание». Продолжать учить ребенка есть самостоятельно, используя ложку, переходить от тертой пищи к более твердой, учить тщательно ее пережевывать; пить из чашки (можно через трубочку); пользоваться салфеткой во время и после еды; надевать и снимать самостоятельно некоторые предметы одежды (обуви): пижаму, кроссовки, кофту и т.д.

Формирование предметно-игровой деятельности

Учить выполнять самостоятельно личные игровые действия с игрушками: «Покатаем куклу»  (в коляске), «Перевезем кубики»,  «Протолкни шарик», «Машинка поехала...»,  «Раздень куклу»,  «Свари суп», «Посади кукол в кресла» и т.д. Формировать интерес к сюжетной игре, развивать игровые действия: «Куклы пришли в гости», «Угощаем зверюшек» (зайчика – морковкой, ежика – яблочком, белку – шишкой),  Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, купание

куклы, укладывание куклы спать; строительные игры – нагружаем кубики, разгружаем, строим.

Познавательное развитие

Ребенок:

 - различает предметы по величине ( большой, маленький)

 умеет находить одинаковые объекты

- различает и называет круг, квадрат, треугольник.

 умеет двигаться в нужном направлении по сигналу;

- определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе;

- различает диких животных ( заяц, лиса, волк, медведь)

- различает домашних животных ( собака, корова, лошадь).

- различает фрукты ( яблоко, груша, лимон, банан

- различает овощи ( морковь капуста…).

Речевое развитие

Импрессивная речь:

- понимание имён ( мамы, папы, учителя)

- понимание названия предметов по темам: « Семья», «Игрушки», « Овощи», «Фрукты», «Одежда»

- понимание названий действий. (Девочка сидит. Он спит)

Экспрессивная речь:

- употребление отдельных звуков ( а, о, у,)

- употребление звукоподражаний животным.

- употребление простых слов ( «дай», «держи»).

- называние своего имени

Формировать представление о своих желаниях и потребностях:

«Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу играть» и т. д.

Развитие понимания обращенной речи:

- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? Вот они хлоп-хлоп!». Игра в «ладушки»; дай куклу, чашку, ложку.

Формирование активной речи:

- петь со звукоподражанием веселые, спокойные песенки, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

- учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др., такжепроводится массаж лица и артикуляционного аппарата;

- формировать у девочки предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить в процессе предметных и предметно-игровых действий с названиями новых слов: Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так и т.д.;

- учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «тетя, дай пить», «Коля, на мяч», «идем гулять», «идем спать»;

- учить произносить элементарные фразы, «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить»,

При разговоре взрослый стремится, чтобы ребенок смотрел ему в лицо. Развитие понимания обращенной речи с опорой на визуальное раписание, учить показывать некоторые действия, предметы, картинки с опорой на ответные карты по лексическим темам: «Покажи, где спит, ест, пьет?

«Покажи, как спит, ест, пьёт?», «Покажи, кто мяукает, лает, кудахчет?»,

«На чём ты сидишь, чем ешь, чем рисуешь?»

Во время прочтения коротких стихов (потешек), выполнять в это время простые действия по подражанию: «Идет бычок, качается...»; «Зайку бросила хозяйка...»; «Уронили мишку на пол...» Учить произносить слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка): имена кукол – Оля, Катя, Ваня; слова-действия - пить, есть, гулять, спать, рисовать, лепить, сидеть, копать, мешать, купать, петь, прыгать, ехать и т.д.;  олько в определенной ситуации: «Мама, дай пить; дай яблоко; хочу спать; поедем на машинке, хочу к деткам, хочу лепить; буду рисовать»; учить задавать вопросы: «Где папа? Где мяч? Где книжка?» и т.д.

,Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

 - различает звуки по высоте;

- движения под музыку ( топанье, хлопанье, покачивание в разные стороны)

- передача тихого и громкого звука ( маракас, бубенцы)

Физическое развитие

Продолжать развивать движения, совершенствовать ручную и мелкую моторику.

Проводить игры: «Лови мяч надувной», «Перекладывай игрушки из мешка в корзину», игры с мелкими предметами и игрушками: расставить зверей в клетки зоопарка; опускать фасоль в прозрачный сосуд. Учить бросать в цель игрушки (предметы): «Попади в цель»,

Продолжать поддерживать необходимые условия для защиты, сохранения,

совершенствования и укрепления здоровья ребенка, выполнять четко режим дня.

В процессе режимных моментов (прогулки, купание, игры с ребенком) необходимо выполнять разученные ранее игры-упражнения для развития моторики рук по подражанию и самостоятельно («Зайчики», «Шарики»).

Новая игра: «Нарисуем клубок» – ребенок держит открытую ладошку (вначале правой руки, затем левой), пальчики раздвинуты в разные стороны, а взрослый своим указательным пальцем проводит прямые линии по каждому пальцу ребенка и говорит: «Сейчас нарисуем клубок. Ниточка, еще ниточка, еще ниточка...». Затем взрослый на ладошке проводит круги и говорит: «А вот клубочек, он сейчас покатится». Делает движения по большому пальцу и продолжает: «Вот уже клубочек покатился далеко-далеко». Игра повторяется 2-3 раза. В последующие дни рисовать клубочек на ладошке рукой самого ребенка, используя его указательный палец.

Формирование наглядно-действенного мышления

Развивать предпосылки к наглядно-действенному мышлению: учить действовать целенаправленно, проводить игры: «Поймаем все шарики», «Соберем все колечки», «Соберем все каштаны», «Расставим всех зверюшек»; учить пользоваться предметами- орудиями: сачком ловить камешки, рыбок, уточек; возить каталки, используя ручки; наливать воду в сосуд, используя кружку и лейку; использовать различные палочки для доставания далеко закатившейся игрушки; использовать скамейки (стулья), чтобы достать высоко лежащие игрушки в различных игровых и бытовых ситуациях.

Ознакомление с окружающим

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей

действительности: выделять игрушки – «Вот наши игрушки и пособия: вот кукольный домик - там куклы живут; вот гараж - там машины стоят; вот полка - там краски, фломастеры и бумага лежат».

Учить выделять предметы посуды, узнавать их изображения на картинках, знать их назначение: «Покажи, в чем будем варить суп. Вот она, кастрюля, в ней будем варить суп. 

Педагогическая работа с родителями

1. Педагог рекомендует родителям:

а) заполнить таблицу предпочитаемых объектов, на основе которой подготовить карточки

б) вести дневник наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком;

В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом;

отмечаются задания на дом, фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпрепровождением ребенка как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу;

б) фотоальбом, в котором будут размещаться фотографии девочки, ее близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, она ест, она катает машинку и т.д.) в течение продолжительного периода времени;

в) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение дошкольного развития ребенка);

г) пропевать некоторые просьбы;

д) для коррекции нежелательного поведения создать домашнее визуальное расписание

2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании следующих условий для коррекционно-педагогических занятий с ним:

- организация и соблюдение взрослыми режима для ребенка;

- организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка);

- формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения);

- включение близких родственников в ход занятия.

Рекомендации для родителей

Важно начинать совместно не только играть с ребенком, но совершать простые бытовые действия – в позе рядом, напротив, помогая при этом своими руками. Необходимо побуждать и приучать Настю действовать сначала совместно, а затем самостоятельно, постепенно снижая степень физической подсказки. Все предлагаемые к выполнению задания рекомендуется комментировать простой инструкцией, понятной для ребенка.

Целесообразно подкреплять слово карточкой с графическим символом.   В конце каждого задания, игры или упражнения важно похвалить его, обнять, поцеловать.

Содержание программы

Участники сопровождения

Задачи коррекционной работы (направления работы)

Содержание деятельности (мероприятия, периодичность, количество занятий и т.д.)

Ожидаемый результат

Воспитатель

Бахлыкова Надежда Сергеевна

Лебедь Екатерина Васильевна

Развивать реакцию на действия педагога: хлопки, стук, простое действие с игрушкой, удерживать взгляд на предмете, учить следить за движением предмета

Упражнять в повторении простых манипуляций с игрушкой.  в нанизывании колец на палочку, складывании кубиков в коробку, катать мячик, машинку. Приучать пользоваться туалетной комнатой ( намыливать и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого). Учить частично раздеваться. Прививать навык самостоятельно есть пищу с ложки, пить из чашки, брать руками . ставить на стол. Учить держать карандаш и кисточки в руке. Упражнять в штриховке карандашом и примакивании кисточкой

Сенсорное развитие: представление о свойствах предметов и материалов. Освоение предметно-практической деятельности. Освоение продуктивной деятельности. Формирование игровой деятельности. Развитие двигательной деятельности. Развитие художественно- эстетических представлений

Коррекционно-развивающие подгрупповые занятия 3 раза в неделю по АОП для воспитанника с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Мониторинг оценки образовательного процесса. Частичное усвоение основной образовательной программы, реализуемой в  ДОУ.

Учитель-дефектолог

Геранина Наталья Павловна

Развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей. Вызывать у ребёнка голосовые реакции, лепет, сопровождать потешки пальчиковыми играми. Упражнять ввоспроизведении серии речевых звуков. Использовать инструкции с жестами. Знакомить с простыми игрушками( мячик, кубик, кошка), обозначать словом.

Коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи 1 раза неделю; по развитию и коррекции специальных умений и навыков 3 раз в неделю. Рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью  на 2021-2022 учебный год. АООП с умственной отсталостью с учётом психофизических особенностей  с НОДА.

Психолого-педагогическое обследование. Положительная динамика в развитии речевых процессов

 Учитель-логопед

Развитие правильного физиологического и речевого дыхания. Развитие слухового внимания и восприятия.

Рабочая Программа учителя – логопеда по развитию слухового внимания и восприятия. дошкольного возраста на 2021-2022 г сроком реализации 1 год; Коррекционно-развивающие занятия по развитию фонематического восприятия  по программе «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) , 

Незначительная динамика в речевых процессах

Педагог-психолог

Сарымсакова Лидия Каримовна

Формировать положительное отношение к сверстникам , педагогам, игрушкам. Привлекать к совместной деятельности(слушать музыку, читать)

художественную литературу).

Развитие сенсорной сферы, мелкой моторики рук.

Развитие внимания, памяти, мышления. Дыхательные упражнения, Арттерапия (музыкой, песочная терапия)

Коррекционно-развивающие индивидуальные занятия 3 раза в неделю по программе Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (6 - 7 лет)

Диагностика психического развития

Тьютор

Медведева

Инна

Александровна

Развитие сенсорной сферы

(слуховое восприятие, осязание – тактильно-двигательное восприятие,  формирование обоняния, зрительное восприятие, развитие мелкой моторики рук. Развитие внимания памяти, мышления. Активизация звукоподражания у неговорящих детей.

Коррекционно-развивающие индивидуальные занятия для развития внимания и активизации речи по программе Грузинова Т.В. «Игры с предметами». Полисенсорное развитие «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» В процессе обучения ребенок овладевает  своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами.  Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Мониторинг Слухового, тактильно-двигательного, зрительного восприятия, обоняния.

Родители

Здоровьесбережение

Выполнение рекомендаций. специалистов; лечение у невролога, психиатра.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Модель воспитательно -образовательного процесса с учетом традиционных мероприятий ДОУ реализуется в соответствии с ООП ДОУ.

Организация взаимодействия с семьёй воспитанника

Система взаимодействия МБДОУ с родителями подчинена основной цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад – семья».

Приоритетными задачами являются:

  1. Приобщение родителей к активному участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  2. Повышение педагогической культуры родителей;
  3. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Принципами сотрудничества МБДОУ с семьей являются:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Технология взаимодействия МБДОУ с семьей представлена следующими аспектами: принципами организации работы с родителями, методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников, выбором наиболее актуальных форм взаимодействия, включая традиционные и инновационные формы и методы.

4 Коррекционный раздел

4.1 Коррекционная программа учителя-логопеда

Индивидуальный план логопедической работы по коррекции ЗРР

Литература:

Краузе Е.Н. Логопед массаж и артикуляционная гимнастика, практическое пособие. – Спб.: Корона, 2014 г.

Полякова М.А. Как правильно учить ребёнка говорить. М.: В. Секачёв, 2016 г.

Форма занятий: индивидуальные

Краткая логопедическая характеристика

В анатомическом строении речевого аппарата имеется нарушение прикуса (дистальный). Наблюдается небольшой тонус языка, страдает объём и точность выполняемых артикуляционных движений. Мышцы лицевой мускулатура развиты не достаточно.

Понимание речи (на бытовом уровне) и состояние фонематического слуха соответствуют возрасту. Активная речь не внятна, присутствует назальный оттенок, состоит из отдельных простых слов. Фразовая речь отсутствует.

Общая и ручная моторика развита недостаточно, отмечается моторная неловкость, медлительность, повышенный мышечный тонус.

Ребенок общителен и активен.

Направления работы

  1. Развитие артикуляционной моторики:

- артикуляционные упражнения;

- массаж артикуляционного аппарата.

      2. Обогащение словаря по темам:

 «Игрушки», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы», «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Времена года».

       3.Развитие речевого дыхания, голоса

       4. Совершенствование грамматического строя речи;

             - развивать понимание устной речи;

             - обучать согласованию;

             - обучать изменению имен существительных;

             - обучать употреблению в речи предлогов.

      5. Развитие связной речи:

              - развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы;

              - формировать навык составления простых предложений  из 3-4 слов.

      6. Совершенствование психологической базы речи:

             - игры и упражнения  на совершенствование словесно-логического мышления;

             - «Четвёртый лишний» по лексическим темам;

             - игры на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», « Чего не стало?».

     

 4.2 Коррекционная программа педагога-психолога

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа педагога-психолога предназначена для проведения коррекционной работы с ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющим НОДА и направлена на преодоление нарушений познавательной сферы.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Целью программы коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений познавательной сферы является: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА с учетом особенностей психофизического развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Задачи:

  1. диагностика уровня развития познавательных функций;
  2. определение особых образовательных потребностей обучающегося;
  3. реализация системы индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося в преодолении нарушений познавательной сферы и развитии высших психических функций.

Содержание программы по преодолению нарушений познавательной сферы разработано с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях с учетом рефлексивно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывает зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка обеспечивает гибкую адаптацию индивидуальной программы.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности;
  • обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности.

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в его восприятии, осмыслении, запоминании. Познание окружающей действительности обеспечивается процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. Соответственно содержание программы коррекционной работы направлено на: развитие коммуникативной деятельности; развитие конструктивной деятельности; сенсорное развитие (зрительное, слуховое и тактильное восприятие); формирование пространственно-временных ориентировок; развитие памятиразвитие мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации); развитие слухоголосовых координаций; развитие моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов ребенка,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ребёнок:

  • целенаправленно выполняет действия по инструкции педагога;
  • анализирует и сравнивает предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
  • узнаёт предметы по заданным признакам;
  • сравнивает предметы по внешним признакам;
  • составляет сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • различает основные цвета;
  • классифицирует и обобщает предметы по определённым признакам;
  • выбирает предмет по образцу;
  • определяет название предмета, форму предмета;
  • ориентируется в схеме собственного тела;
  • ориентируется в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
  • определяет источник звука;
  • различает речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
  • определяет последовательность событий;
  • находит сходство и различие между изучаемыми предметами;
  • классифицирует предметы по заданному признаку;
  • различает эмоциональные состояния других людей, проявлять чувство сопереживания.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I блок. Диагностический

Комплексный сбор сведений о ребенке. Обследование с целью выявления особых образовательных потребностей в коммуникативной и познавательной сферах.

II блок. Установочный

Выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Разработка программы коррекционной работы.

III блок. Коррекционный

Организация и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор оптимальных для развития ребенка методов, приемов, коррекционной работы в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Развитие коммуникативной деятельности

Формирование положительного эмоционального отношения к коррекционным занятиям. Обследование окружающего пространства, предметов, наполняющих пространство. Формирование положительного отношения к процессу общения. Формирование невербальных (жесты, предметы-символы) и вербальных средств общения. Развитие способности к совместной деятельности. Выражение своих потребностей в доступной для общения форме. Выполнение элементарных поручений «дай», «возьми», «покажи».

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги.

Развитие конструктивной деятельности

Формирование умений и навыков действий с предметами. Развитие координации движений, предметно-практических манипуляций и действий. Удерживание различных предметов, отличающихся размером, формой. Передвижение предметов из одной коробки в другую. Складывание формочек, пирамидки. Построение элементарных фигур из кубиков. Почтовый ящик. Нанизывание бусинок. Резание бумаги. Составление изображений из разрезанных картинок.

Развитие пространственных представлений

Формирование элементарных пространственных представлений, представлений о строении собственного тела. Расположение предметов в положении: «вверху-внизу». Работа с куклой: покажи руку, ноги, голову, глаза, нос. Работа перед зеркалом. Формирование умения ориентироваться на листе бумаги.

Развитие зрительного гнозиса (цвет, форма, величина)

Формирование мотивационной направленности на практические действия, восприятие, внимание. Формирование представлений о цвете, форме и величине предметов. Группировка предметов: расположение предметов по цвету (2-3), разложение предметов по величине (большие, маленькие). Составление фигур по образцу из кубиков (2-3 фрагмента). Игра с мозаикой. Выделение «замаскированных» картинок.

Развитие слухового восприятия

Формирование слухового сосредоточения на неречевых и речевых сигналах. Формирование умения дифференцировать на слух неречевые и речевые звучания (при выборе из 2-3-х). Реагирование: выполнение действия по инструкции на те или иные звучания (барабан, дудка, бубен). Дифференциация неречевых звучаний (бубен, дудка, колокольчик). Различие на слух 2-3-х, 3-4-х звукоподражаний. Игра «Кто как кричит». Усвоение понятий «громко-тихо», «долго-кратко». Дифференциация речевых звучаний, отличающихся длительностью. Игры по определению направления звучания. Игры по определению количества звучаний один-два, один-много.

Развитие тактильного восприятия

Развитие тактильного чувства. Игра «Ветерок» дыхание на ладошки. Использование предметов, различных по текстуре поверхности: твердые, гладкие, ворсистые. Различение температуры (с помощью бутылок, наполненных разной по температуре водой (холодная-теплая).

Развитие способности узнавания предметов с помощью осязания. Ощупывание и опознание предмета на ощупь и называние его. Игра «Волшебный мешочек».

Развитие памяти

Стимуляция процессов памяти. Игра «Чего не стало» (использование картинок, игрушек). Использование звукоподражания: (му-корова, ав-ав- собака и т.д.). Выполнение движений по подражанию. Найти картинку или предмет по словесной инструкции. Раскладывание картинок в заданной последовательности.

Развитие мыслительных процессов

Формирование базовых составляющих мыслительных процессов. Обучение подражанию при выполнении различных действий. Составление целого изображения на основе сложения разрезных картинок (из 2-3-х частей). Работа с парными картинками. Классификация предметов (по темам). Нахождение лишней картинки или предмета в ряду расположенных предметов однородной группы.

VI блок. Итоговая диагностика

Обследование обучающегося с целью оценки эффективности коррекционной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

Организационный раздел

 Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий

Длительность занятий по ИОМ: один учебный год, всего 34 занятия.

Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Этапы индивидуального образовательного маршрута

Месяц

Этап

Цель

Содержание работы

Cентябрь

Начальный

Сформировать предпосылки для успешного освоения ребенком ИОМ

Провести диагностику, оценить актуальный уровень развития психических процессов ребенка, разработать ИОМ

Сентябрь – январь

Основной

Корректировать задержку психического развития и освоение ИОМ

Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти и мышления, эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития

Февраль – май

Основной

Оценить актуальный уровень развития ребенка и эффективность коррекционно-развивающей работы по ИОМ

Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти, мышления, развития эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития

Июнь

Завершаю­щий

Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы по ИОМ

Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы по ИОМ на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Условия коррекционно-развивающих занятий

Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ

1 квартал.

Решение образовательных задач в НОД и режимных моментах в соответствии с комплексно-тематическим планированием п образовательным областям.

Выполнение рекомендаций узких специалистов

1. Массаж кистей рук массажными шариками, хождение по массажным коврикам.

2. Дыхательные игры и упражнения

«Дутибол» «Насос».

3.Сенсомоторное развитие.

  • Пальчиковые игры «Колечки» «Колечки с усложнением»
  • Глазодвигательные упражнения «Слежение за двигающимся объектом (верх-низ, право-лево, конвергенция)

4. Развитие общей моторики и координации движений

5.Развитие мозговых механизмов

Упражнения на межполушарное взаимодействие «Лезгинка» «Реципрокные движения»

6. Развитие ориентировки в пространстве

Ориентировка в пространстве собственного тела, игры перед зеркалом

7. Развитие ВПФ

  • Внимание

«Три ладошки» «Хлопни, когда услышишь»

  • Мышление

«Покажи то, что я назову» «Что не подходит?»

  • Память

«Найди  фигуры»

8. Телесно-ориентированные игры для снятия мышечного напряжения

«Насос» «Тряпичные куклы»

  1. Слушание музыки П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  2. Музыкально-ритмические движения «Резвая лошадка»
  3. Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок?»

1.Упражнения

2. Покажи» и «Покажи на себе»

3.Дидактические игры « Что гремит?», «Погреми так же»
« Где звучит?»

4.Игры с мячом

5.Игры с разрезными картинками.

6.Игры на развитие:

-речевого дыхания

-артикуляционной моторики

- мелкой моторики

-мелодико-интонационной стороны речи

2 квартал

1. Решение образовательных задач в НОД и режимных моментах в соответствии с комплексно-тематическим планированием по образовательным областям.

2.Выполнение рекомендаций узких специалистов

1. Массаж кистей рук можжевеловыми брусочками, массаж ушей, хождение по массажным коврикам.

2. Дыхательные игры и упражнения

«Надуваем шарики в животе» «Насос».

3.Сенсомоторное развитие.

  • Пальчиковые игры « Цепочка» «Шарик»
  • Глазодвигательные упражнения

«Рисование» глазами восьмёрки, глядя на матрёшку»

4. Развитие общей моторики и координации движений

Поднятие рук  вверх- вниз

5.Развитие мозговых механизмов

Упражнения на межполушарное взаимодействие «Мамины помощники» «Реципрокные движения»

3 квартал

1.Решение образовательных задач в НОД и режимных моментах в соответствии с комплексно-тематическим планированием по образовательным областям.

2. Выполнение рекомендаций узких специалистов

1.Массаж кистей рук грецкими орехами, массаж ушей, хождение по массажным коврикам, массаж ног.

2. Дыхательные игры и упражнения

«Подуем на снежинку» «Звуковоспроизведение».

3.Сенсомоторное развитие.

  • Пальчиковые игры «Перебираем крупы и раскладываем по 4-м ёмкостям»
  • Глазодвигательные упражнения «Рисование» глазами диагоналей+право-лево+верх-низ+ конвергенция»

4. Развитие общей моторики и координации движений

Кинезиологические танцевально-гимнастические комплексы

5.Развитие мозговых механизмов

Упражнения на межполушарное взаимодействие «Двуручное рисование»

6. Развитие ориентировки в пространстве

Ориентировка на листе бумаги. Графические диктанты.

7. Развитие ВПФ

  • Внимание

« Три шарика» «Вежливое слово»

  • Мышление

«Покажи то, что я назову» « Самое непохожее»

  • Память

«Точки»

8. Телесно-ориентированные игры для снятия мышечного напряжения

« Огонь и лёд» «Надувные фигуры»

1.Слушание: Римский-Корсаков «Белка»

2.Музыкально-ритмические движения: танцевальная игра «Жираф»

3.Музыкально-дидактическая игра «Весенние голоса»

Игры: « Четвертый лишний»,

«Поручения»,

«Большой – маленький»,

«Парные картинки»
« Где звучит?»,

« Для него нужны…»
Упражнения «Эхо»,

Перечень методических пособий.

Список литературы

  1. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: 2016.
  2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Автор-сост. О.А. Зажигина.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Национальный книжный центр, 2016.
  4. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Фрукты

1

Овощи

1

Овощи, фрукты, ягоды

1

Золотая осень

1

Октябрь

Игрушки

2

Я и мое тело

1

Дикие животные

1

Ноябрь

Поздняя осень

1

Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк

3

Декабрь

Зима

1

Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона – синица

1

Новый год

1

Зимние игры и забавы

1

Январь

Зимние игры и забавы (продолжение)

1

Одежда

2

Февраль

Обувь

1

Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья

3

Март

8 Марта – мамин день. Весна

1

Моя семья

1

Мебель

1

Посуда

1

Апрель

Профессии

1

Наш город

1

Транспорт

1

Весна

1

Май

Весенние работы в саду и огороде

1

Домашние птицы

1

Насекомые

1

Всего

34

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема

Упражнения

Фрукты

Найди фрукты. Какая картинка лишняя. Сложи картинку: яблоко. Сенсорные эталоны: фигура круг. Один – много

Овощи

Найди овощи. Зашумленные картинки: овощи. Нелепицы: во саду ли, в огороде. Сложи картинку: корзинка. Цвет: зеленый. Большой – маленький

Овощи, фрукты, ягоды

Это ягоды. Сад-огород. Четвертый – лишний. Число и цифра: 1, 2. Понятие «пара»

Золотая осень

Осень в картинках. Сложи картинку: осень. Нелепицы. Найди предмет, который не похож на другие. Сосчитай и запомни. Логическая задача: грибы

Игрушки

Группы предметов: игрушки. Посмотри и запомни: игрушки. Что сначала, что потом: неваляшка. Найди матрешек одного цвета. Найди недостающую игрушку. Узнай игрушки на ощупь

Игрушки (продолжение)

Что сначала, что потом: пирамидка. Найди одинаковые игрушки. Правильное и неправильное обращение с игрушками. Логическая задача: игрушки. Работа с множествами: сравнение и уравнивание. Числовой ряд

Я и мое тело

Два предмета – одно слово. Что сначала, что потом: портрет. Чего один, чего два: пара. Вот ротик, вот носик. Добавь слово: «Глаза нужны, чтобы…». Понятия «раньше – позже», «до – после». Пространственное положение: лево, право, посередине. Помоги Пятачку и Винни-Пуху

Дикие животные

Кто спрятался. Что сначала, что потом: заяц. Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура овал. Величина: большой – маленький, побольше – поменьше, самый большой – самый маленький. Цвет: зеленый, красный, желтый

Поздняя осень

Что изменилось. Четвертый – лишний: листочки. Найди одинаковые зонтики. Число и цифра 3. Числовой ряд от 1 до 3. Обратный счет. Прямой счет. Работа со множеством: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу. Времена года: осень – зима

Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк

Кто где живет. Узнай по тени: белочка. Почини избушки зайцу и лисе. Кто спрятался в лесу. Чего не хватает. Запомни номера домов, где живут разные звери

Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение)

Назови детеныша. Где чей хвостик. Сложи картинку: лиса, блоки Дьенеша. Пространственное положение: лево – право, верх – низ. Правильно ли художник нарисовал животных. Узнай животных по голосам

Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение)

Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура круг, сравнение круг – овал. Величина: высокий – низкий, выше – ниже, самый низкий – самый высокий. Цвета: зеленый, красный, желтый, синий. Логические задачи: кто больше; звери. Нелепицы: в зоопарке

Зима

Зима в картинках. Сложи картинку: зима. Запомни пары картинок. Варежки. Подбери пару: варежки. Число и цифра 4. Числовой ряд от 1 до 4. Обратный и порядковый счет. Работа со множествами: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу

Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона – синица

Найди зимующих птиц. Что изменилось. Кого не стало. Хлопни в ладоши, когда я назову зимующую птицу. Помоги птицам добраться до корма. Нелепицы: ворона. Время года: зима. Зима – осень. Последовательность, понятия раньше – позже, до – после. Пространственное положение: все, что изучили раньше, и впереди – сзади

Новый год

Фрагменты на картинке. Какой шар забыли положить. Сложи картинку: елочки. Помоги Чебурашке. Разложи новогодние игрушки. Сенсорные эталоны: понятие угол. Фигура квадрат, сравнение круг – квадрат. Величина: длинный – короткий, длиннее – короче

Зимние игры и забавы

Запомни сюжетную картинку: зима. Найди отличия: снеговик. Нелепицы: зимняя прогулка. Подбери пару. Сложи картинку: снеговик, блоки Дьенеша. Число и цифра 5. Числовой ряд от 1 до 5. Обратный и порядковый счет

Зимние игры и забавы
(продолжение)

Найди тень от снеговика. Сложи картинку: горка; кубики Никитина. Работа со множествами: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу. Независимость числа предметов от их цвета. Времена года: построй последовательность «лето – осень – зима» в прямом и обратном порядке. Понятия раньше – позже, до – после

Одежда

Группы предметов: одежда. Подбери пару: носки. Какой шарф, не такой как остальные. Нелепицы: одежда. Подбери подходящую заплатку. Сенсорные эталоны: закрепление пройденного материала

Одежда (продолжение)

Подбери пару: варежки. Найди недостающие колпачки. Четвертый – лишний. Пространственное положение: все, что изучили раньше, и «над – под». Раздели геометрические фигуры на части и преобразуй их в целое

Обувь

Группы предметов: обувь. Соедини пары. Где чьи тапочки. Логическая задача: тапочки. Четвертый – лишний. Число и цифра 6. Числовой ряд от 1 до 6. Обратный и порядковый счет

Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья

Найди домашних животных. Сколько собак за забором. Найди тени. Найди 5 отличий: кошка. Сложи картинку: козлик. Работа со множествами: образуй множество больше заданного на 1. Независимость числа предметов от их расположения. Мячи

Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья (продолжение)

Кто где живет. Нелепицы: в деревне. Где чьи следы. Кому чего не хватает. Сложи картинку: собака. Узнай, кто это: собака. Части суток: день – ночь. Помоги белочке добраться до кроватки. Пространственное расположение: далеко – близко, дальше – ближе

Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья (продолжение)

Сколько животных за забором? Количество лап. Где чей хвост. Назови детеныша. Кто не такой, как остальные. Сложи картинку: свинья, блоки Дьенеша. Сенсорные эталоны: фигура треугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами. Величина: широкий – узкий. Цвет: черный, белый, серый. Логическая задача: узнай животное, найди лишнее

8 Марта – мамин день. Весна

Зачеркни лишний цветок. Что сначала, что потом. Кто что подарит маме. Какой торт отличается от остальных. Сложи картинку: цветочек. Числа 7, 8. Числовой ряд. Прямой и обратный счет

Моя семья

Семья: кто кому приходится. Найди отличия: семья. Что неправильно на рисунках. Нелепицы: семейный обед. Найди 5 отличий. Найди трех близнецов. Покажи фрагменты изображения. Работа со множеством: образуй множество на 1 больше заданного, сравни, уравни

Мебель

Группы предметов: мебель. Часть – целое: шкаф. Четвертый – лишний. Хлопни в ладоши, когда я назову предмет мебели. Найди тени: мебель. Части суток: день – ночь, утро – вечер, установи последовательность. Пространственная ориентировка на плоскости: углы, края, центр

Посуда

Группы предметов: посуда. Зашумленные картинки: посуда. Сложи картинку: кружка. Подбери пару каждому предмету. Какую чашку забыли поставить. Для чего нужен этот предмет. Сенсорные эталоны: фигура прямоугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами

Профессии

Найди отличия: художник. Что сначала, что потом: стрижка. Противоположности. Кому что нужно для профессии. Величина: толстый – тонкий. Цвет: оранжевый. Числа 8, 9. Числовой ряд. Различные виды счета: прямой, обратный, счет в пределе, досчет. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного

Наш город

Нелепицы: город. Чего не хватает на рисунках. Найди 8 отличий. Логическая задача: город. Какой домик лишний. Сложи картинку: домик. Времена года: весна. Установи связи между временами года в прямой и обратной последовательности. Понятия: раньше – позже, до – после

Транспорт

Найди транспорт. Найди два одинаковых кораблика. Предмет, не похожий на другие. Зашумленные картинки: транспорт. Что сначала, что потом: машина, самолет. Найди отличия: паровозы. Пространственная координата: лево – право, ориентировка по отношению к другому объекту

Весна

Весна в картинках. Сложи картинку: весна. Найди лишний рисунок. Запомни пары картинок. Найди и сосчитай: цветы. Сенсорные эталоны: форма многоугольник и его свойства. Цвет: фиолетовый. Величина: закрепление изученных параметров и дифференцирование категорий величины

Весенние работы в саду и огороде

Нелепицы. Посади недостающие цветы. Что во что превратится. Найди дерево по описанию. Число 10. Числовой счет от 1 до 10. Разные виды счета: прямой, в пределе, обратный. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного

Домашние птицы

Найди домашних птиц. Нелепицы: в деревне. Где чья мама. Отгадай загадку. Что сначала, что потом: цыпленок. Узнай животное, найди лишнее: петух. Сколько куриц за забором. Времена года: прямая и обратная последовательность, до, после. Лето

Насекомые

Это насекомые. Куда летят насекомые. Нарисуй недостающую фигуру. Найди трех одинаковых бабочек. Сложи картинку: бабочка, стрекоза, блоки Дьенеша. Пространственная координата: лево – право, ориентировка по отношению к другому объекту. Сенсорные эталоны: закрепление. Голубой – цвет майского неба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...