Технология "Мнемотехника в образовательном процессе в ДОУ"
учебно-методический материал по развитию речи

Харламбова Ольга Васильевна

«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx27.45 КБ
Файл shemy_dlya_opisatelnyh_rasskazov.docx1.96 МБ
Файл kons_dlya_rod_mnemotehnika.docx321.42 КБ
Файл konspekt_nod_opisanie.docx203.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

Почтовый адрес 142700, Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное, ул. Школьная, д.40 телефон  7-495-5411264, 8-499-674-75-14(зел. аллеи) e-mail: school-vid-2@yandex.ru

Место нахождения, адрес: 142703, Московская область, Ленинский городской округ  г. Видное  ул. Школьная  д. 59 а,  тел 8-495-541-18-10 e-mail:lastohka10a@yandex.ru

Технология "Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

     

Пояснительная записка:

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусства запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

Задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

7. Способствать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Практическая значимость: Создание картотеки мнемотаблиц, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у младшего школьного возраста.

Почему нужно использовать мнемотехнику?

В настоящее время учителя все чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

Бедный словарный запас

Неумение согласовывать слова в предложении

Нарушение звукопроизношения

Неспособность построить монолог

Бедная диалогическая речь

Плохое развитие связной речи

Несформированность психических процессов

Несовршеннство различных видов мышления

Поэтому перед нами встает задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственнообразовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях

Экономичностью – используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.

Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями.

На основании анализа научной литературы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :

Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике образования.

Мнемотехника помогает развивать :

Зрительную и слуховую память

Зрительное и слуховое внимание

Воображение

Восприятие

Развивает кругозор

Развивает все стороны речи

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Ее можно разделить на три этапа.

этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Например, елочка (какая) - колючая (рисунки елки и ежа) В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы еще называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

«Подскажи словечко»

«Найди пару»

«Скажу по – другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2- 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагается символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать»простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками

III этап: на этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Методы и приемы мнемотехники

Во – первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

Зрительного

Слухового

Кинистетического (движения глаза, руки, голосового аппарата)

Обонятельного

Вкусового

Осязательного. Для этого на уроках необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

«Что изменилось?»«Чего не стало?»

«Кто ушел?» «Кто позвал?»

«Развесим и соберем слова»

«Парные картинки»

«Узнай на ощупь»

«Чудесный мешочек»

«Узнай на вкус» и другие.

Во–вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

Метод «крокирования» (от франц. croguis-чертеж, схема, набросок) – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связывать их по смыслу, или классифицировать.

Коллаж – это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:

Закрепление различных методов запоминания

Развитие фотографической памяти.

Расширение словарного запасаобразного восприятия, умение говорить, рассказывать.

Обучающая задача, т. к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например: Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры«Цепочка слов»«Кто больше запомнит слов» «10 слов» и т. п.

Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т. е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию. Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.

«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает. Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии. Например:

«Давайте отправимся покататься на облаках»«Путешествие в сказочный лес» и т. д.

Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают слова-украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку. Можно собирать словаукрашения, начиная с первого или с последнего слова.)

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»).

Он заключается в том,что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.

метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например: Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – дерево – гнездо – птица – самолёт – машина) Игры со спичками или палочками.

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным».

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как:

«Найди отличия»

«Что изменилось»

«Не зевай»

«Запрещённое движение»

«Рассеянный художник»

«Лабиринты»

«Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего школьного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицыМнемотаблицы бывают двух видов :

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней. соответствовать уровню развития детей.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

(примеры)

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом для создания рассказа, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

(примеры)

Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем дети сами создают свою схему.

(примеры)

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов так же можно использовать мнемотехнику. Вместе с детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению.

(примеры)

Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая общие принципы построения сюжета, используя принципы построения сюжета

Мнемотаблицы-схемы можно использовать :

для ознакомления детей с окружающим миром

при заучивании стихов

при пересказах художественной литературы

при обучении составлению рассказов

при отгадывании и загадывании загадок

для обогащения словарного запаса

при обучении составу числа

при воспитании культурно-гигиенических навыков

при воспитании навыков самообслуживания

при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

С помощью мнемотаблиц

• Дети учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, заучивать стихи. у детей появляется желание пересказывать тексты • У детей расширяется круг знаний об окружающем мире

• Могут строить алгоритм высказывания. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения

• У детей увеличивается словарный запас. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, хотя пока употребляют их не всегда точно. Дети усваивают обобщающие понятия. Редко заменяют родовые понятия видовыми, словосочетаниями или предложениями. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов

• Улучшается грамматический строй, дети меньше допускают ошибок в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, правильно употребляют в активной речи предлоги, реже их пропускают и заменяют

• Развиваются психические процессы и способности : наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость.

• У детей возрастает умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы

• Дети учатся перекодировать информацию, т. епреобразовывать абстрактные символы в образы

• Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Литература:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб. ,2005

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4.

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда - Ростов на Дону «Феникс», 2002.

5. Фотекова Т. А., Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. «Айрис-пресс», 2007

6. https://logopediya.com/

7. https://festival.1september.ru/articles/556663/

8. https://ipk74.ru/

9. https://www.boltun-spb.ru

10. https://www.logoped.ru/ 2. https://logoped18.ru/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»

Мнемотехника это хороший способ запомнить нужную информацию. Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения. Для дошкольников это незаменимый способ, если необходимо легко запомнить стишок, или развить фантазию. В этой технике используются мнемотаблицы, мнемодорожки, и мнемоквадраты, но все они нацелены на то, чтобы перевести визуальную информацию в текстовую, или наоборот.

На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.

Мнемотехника помогает маленьким детям:

– Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

– Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

– Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

– Обогащает словарный запас;

– Помогает развивать мышление;

– Развивает фантазию;

– Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.

Различают такие мнемотаблицы:

– Для стихов, загадок или сказок;

– Для запоминания правил;

– Для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

– Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

– Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

– Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

– Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;

– Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;

– Составление рассказа по картинкам;

– Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:

Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.

Запоминание по мнемотаблицам

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:

Заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома. Если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать в дошкольном возрасте, он пойдет в школу, имея хорошую подготовку, которая выделит его среди других одноклассников.

Рассказывание сказки «Три поросенка»

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/12/11/s_61b4ca9b997d5/phprdQrZD_Nnemoshemy-skazki_html_127206dd5f3c0030.jpg

Заучивание стихотворения «Лето, лето к нам пришло…»

http://ukolova-ov.com.ru/wp-content/uploads/2015/10/img16.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект проведения НОД по теме: «Использование мнемотехники при составлении описательного рассказа о диких животных».

Цели: Развивать связную монологическую речь детей.

 Учить при описании диких животных, планировать высказывания, опираясь на таблицы мнемотехники; закреплять знания детей о диких животных и использовать их в составлении рассказов. 

Развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки;

 Формировать грамматический строй речи с помощью приемов словоизменения и словообразования существительных.

 Применяя метод наглядного моделирования, учить отбирать условные заместители для обозначения персонажей знакомых сказок; развивать умение соотносить знакомые образы с символами; называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей.

 Используя  кинезиологические упражнения «Гимнастика мозга», стимулировать мыслительную деятельность детей, способствовать запоминанию, повышать устойчивость внимания, улучшать память, развивать мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее эмоциональное напряжение.

 Воспитывать любовь к диким животным и доброжелательное отношение к героям сказок, а так же интерес и любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия.

Рады видеть всех сейчас

Ведь давно мы ждали вас,

Дружно за руки беремся.

И гостям мы улыбнемся!

- А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу удачи на занятии. Давайте передадим наше настроение через ладошки. Как приятно, тепло, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всего нашего занятия. Проходите, садитесь на стульчики. Удачи мы друг другу уже пожелали, но чтобы занятие прошло успешнее, надо чтобы вы внимательно меня слушали и быстро и правильно думали, выполняли все задания и отвечали на все вопросы. А чтобы все именно так и происходило нам нужно сосредоточиться и разбудить наш мозг. Настроить его на работу. И в этом нам поможет следующее упражнение.

Кинезиологическое упражнение «В лес зайдем»

Мы тихонько в лес зайдем.  -  пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?   - одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо                                  (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. -   
одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти,   - 
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти.  -  одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот).

А каких животных мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют диких животных.)

-Молодцы! А давайте назовем этих животных ласково.

Лиса -, волк -, медведь -, белка -, кабан, еж, барсук, и т.д.

А у этих животных есть детеныши? Давайте их назовем. У лисы - …, у волка -…, у медведя,…

А этих животных в лесу мало или много?

А вот послушайте, как я скажу об этих животных, сколько их, например, волк - один волк, два волка, много волков…
лиса - …

Молодцы, все справились. А теперь давайте закроим глаза и перенесемся в лес. Только никто не открывает глазки, пока я не скажу. (Звучит волшебная музыка). Ой, ребята, посмотрите, вот мы с вами и в лесу, только он какой-то необычный. Деревьев в лесу много, но между ними находятся не животные, а какие-то странные фигуры. Что бы это могло значить? А, я догадалась. Мы с вами попали в заколдованный лес, и животные здесь заколдованные. Ребята, а здесь есть какая-то записка. Прочтем? В ней написано:

«Здесь Злой волшебник побывал

И нас всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть,

Где живем, и как кричим.

Выручайте, помогите,

И о нас все расскажите».

Ну что, поможем животным, расколдуем их? Хорошо. Как вы думаете, какие животные превратились в эти геометрические фигуры? (Коричневый большой круг – медведь, серый – волк, оранжевый – лиса, серо-белый – заяц). Правильно, а на какой признак животного вы опирались, чтобы правильно угадать модель? (Цвет шерстки, размер). В записке животные просят нас, чтобы мы рассказали о них все, т.е. составили рассказ-описание. А поможет нам правильно это сделать вот эта таблица. Давайте вспомним, что означает каждая картинка этой таблицы.

https://www.maam.ru/upload/blogs/cba971c45cb547623b00e7f5b8a9f058.jpg.jpg

- Название животного

-Где живет? Среда обитания (лес, река, болото, поле и т.д.)

- Внешний вид животного (части тела: лапы, хвост, рога, копыта, шерсть, окрас)

- Чем питается?

- Где можно встретить это животное?

- Чем полезно животное? Отношения с человеком.)

Составление рассказов о зайце, волке, лисе, медведе с опорой на таблицу.

В конце рассказа открывается настоящее изображение животного. Дополнительный вопрос. В каких сказках встречается это животное. Как называют это животное в сказках, какое оно в сказках.

Молодцы! Всех животных расколдовали.

Что-то засиделись мы на месте, давайте немного разомнемся и сделаем зарядку.

Физминутка «Лесные жители»

Раз-присядка, два присядка

Это заячья зарядка,

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть,

Медвежонок косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало,

Начинает все с начала.

- Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? Вы готовы?

Начинаем колдовать,

Двери в сказку открывать.

Посмотрите, на двери-то замок. Давайте его откроем.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок     (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?        (Пожимают плечами)

Потянули       (руки тянутся в стороны),

Покрутили          (круговые движения пальцев от себя),

Постучали      (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли         (разомкнули пальцы).

Проходите, садитесь за столы. Посмотрите, что-то сказок нигде не видно. А на столах лежат листы с нарисованными пустыми кругами. Наверное, и здесь Злой волшебник побывал, сказки все заколдовал. Опять нам придется потрудиться. Я, кажется, знаю, что нам делать. Давайте в каждом круге нарисуем какого-нибудь героя сказки. И давайте начнем, с тех животных, которых мы уже расколдовали. Ведь, как мы уже с вами говорили, они тоже являются героями  различных сказок.

-Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

А что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

- Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Теперь рисуем волка. А что отличает волка от лисы? Правильно, острые зубы. Молодцы. А каких еще сказочных героев вы знаете? Например, кто еще жил в теремочке? (Схематично рисуют различных сказочных героев) Вот как много героев сказок мы с вами нарисовали. А сейчас я выложу из изображений героев какую-нибудь сказку, а вы мне ее назовете, отгадаете, схему какой сказки я выложила.

Игра «Отгадай сказку по схеме».

Молодцы! Все-то вы знаете. Все сказки угадали. Тогда для вас следующее задание.

Упражнение «Выложи схему сказки»

Выложите мне, пожалуйста, схему сказки «Репка». Все у нас герои сказки есть или что-то надо дорисовать? Правильно, надо дорисовать репку. Что нам нужно дорисовать, чтобы из круга получить репку? Правильно, надо дорисовать корешок и листья. Так, теперь все герои готовы, приступаем к выкладыванию схемы. Так, давайте проверим, вся ли схема выложена правильно. (Рассказывают по схеме сказку «Репка») Молодцы! А сказку «Теремок» хорошо знаете? Давайте выложим схему этой сказки, ведь все герои у нас уже есть.  Умницы все справились с заданием.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора. Становитесь все за мной.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)

- Ой, посмотрите, волшебный сундучок! А что же внутри?  А внутри угощение и какая-то записка. Давайте ее прочтем.

«Дорогие ребята! Мы, звери, живущие в лесу и герои сказок, благодарим вас за то, что вы помогли нам, разрушили чары злого волшебника и освободили нас всех! И за это мы дарим вам вот это угощение. Кушайте на здоровье! Дикие животные и герои сказок».

Рефлексия. Ребята! А как вы думаете, что мы сделали для животных? А для сказочных героев? Правильно, все вы сегодня постарались, сделали много доброго, очень хорошо занимались и полностью заслужили угощение, но давайте поделимся им с нашими гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов

Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре

Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в ноябре

Планирование на каждый день период: с 1 ноября по 30 ноября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....