Составление рассказа по картинкам «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей 5 – 6 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Абрамова Елена Ивановна

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_otkrytoe_zanyatie_5-6_let.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картинкам «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей 5 – 6 лет

Программное содержание: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя картинки. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Образовательные:

2. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием картинок. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Воспитательные:

3. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал:

Демонстрационный: картинки для мнемотаблицы «Осень», письмо от Осени, указка, мяч,

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень..

Ход ОД:

Дети сидят на стульчиках, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

«Осень» М. Ивенсен

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осеннним грибом

В: - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Д:- об  осени.

В:- Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, очаровательном времени года-осени.

В:- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте и скажите  о каком месяце в ней говорится:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! 

Д:- Сентябрь

В: - Ребята, а в сентябре, какая осень к нам приходит? (ранняя)

Прошу ребенка найти картинку ранней осени и выставить ее на доске.

Послушайте следующую загадку:

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Д: - октябрь.

В:- Какая осень бывает в октябре? (золотая, выставляем картинку «золотой осени»)

И снова загадка:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Д: - ноябрь.

В: - Какая осень приходит в ноябре? (поздняя, выставляем картинку «поздней осени»)

В: - А чем отличается ранняя осень от золотой? Золотая осень от поздней?

Д:- Ответы детей.

В: - Хорошо, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Погода осенью»

В: Дети, а какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь - дождливая

• Когда дует ветер - ветреная

• Холодно - холодная

• Пасмурно - пасмурная

• Сыро - сырая

• Хмуро - хмурая

• Ясно – ясная

Ребята, а давайте мы с вами отправимся на осеннюю полянку.

1, 2, 3, 4, 5 – Обычная ходьба.
отправляемся  гулять.
По извилистым тропинкам Ходьба «змейкой», взявшись за руки.
Потихоньку мы пойдём.
На носочки встали

К лесу побежали.

На грибы не наступаем.

Весело вперед шагаем.

Вот мы и на полянке. Ребята, посмотрите,   сколько листочков нападало под деревьями. Посмотрите внимательно и назовите, какие деревья растут на нашей поляне. Правильно, дуб, береза, рябина, клен, ель. Давайте, подберем к каждому дереву листок и зазовем его.

Это листик с березы – это березовый листок,

этот листик с рябины – это рябиновый листок,  

этот листик с дуба – это дубовый листок,

этот листик с клена – это кленовый листок,

эта шишка с ели – это еловая шишка.

Молодцы,  все деревья угадали!

 Ой, смотрите мячик. А давайте с вами поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Игра называется «Подбери действие».

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет, льет.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья, становятся голыми.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, передают письмо.

-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала нам вот это письмо, да письмо  не простое, а с сюрпризом.  Давайте возвращаться в детский сад. Проходите и садитесь на стульчики.

Здесь лежит письмо и в нем Осень просит составить красивый рассказ про неё по этим картинкам. Попробуем составить?

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о том, что осень наступила)

-Что можно сказать о деревьях? (Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают)

-какая продолжительность дня и ночи? (Дни становятся короче, а ночи длиннее)

-Что можно сказать про солнце и осеннее небо? (Солнце прячется за тучи, а небо осенью серое и часто идут дожди.)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Молодцы ребята.

 Физкультминутка

Дети представьте себе, что вы осенние листочки.

Дети: Мы листики осенние (Поднимают руки вверх наклоняют их вправо-влево)(Шум ветра)

На веточках сидели, (Приседают)

Дунул ветерок, (Дуют на листочки)

И мы полетели. (Поворачиваются вокруг себя.)

Мы полетели, мы полетели (Медленно приседают)

И на землю тихо сели. (Приседают)

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по этой таблице связный рассказ, сначала послушайте,  какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по картинкам.

 Наступила осень. Листья на деревьях стали разноцветными. Они высыхают и опадают. Дни стали короче, а ночи длиннее. Небо осенью пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают куртки и резиновые сапоги.

 Составление рассказов «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,

Итог ОД: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось,  как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали.

-Дети, а за ваши умения и старания осень вам приготовила подарки, они в конверте. Посмотрите, какие раскраски вам осень подарила. Давайте раскрасим листочки так, как осень раскрашивает природу осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии  недостаточный уровень сформированности  не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...

Интегрированная НОД "Встреча с Осенью" в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи "Встреча с Осенью" в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Составление рассказа по карт...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

Календарно тематическое планирование Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ». Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ».Старшая группа  компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)....

Методическая разработка: Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"

Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"...