Проект "Очки носить, не стыдно!"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В данной публикации, представлен опыт работы с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_ochki_2022.docx315.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:  «В очках ходить не стыдно»

Авторы и реализаторы проекта: Хилкова Л.Е., Иванова О.Ю., Панфилова С.А.

Реализаторы проекта: учитель-логопед Фастова С.А., музыкальный руководитель Иванова Г.Г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Улыбка», старшая медсестра.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

База проекта: МБДОУ д/с №37, дети подготовительной к школе группы «Улыбка»

Тип проекта: краткосрочный, групповой, практико-ориентированный

Срок реализации: ноябрь-декабрь 2022 г.

Гипотеза проекта:

Глаза - самый ценный и удивительный дар природы, но лишь немногие могут похвастаться 100% зрением. По показаниям здоровья, врач-офтальмолог назначает многим детям нашего детского сада постоянное ношение очков. Некоторые дети отказываются носить их. Задают вопрос: «Зачем они мне? Давят за ушками, да я и без очков все вижу», поэтому часто забывают их дома. Родители стесняются своих детей в очках, поэтому снимают их на праздниках и как только выйдут за пределы детского сада. Данный проект поможет детям найти ответы на вопросы: «Для чего нужны очки? Все ли очки одинаковы? Какие очки самые лучшие? Как помогают очки нашим глазкам?», а родителям мы приведём ряд аргументов, подтверждающих о необходимости строгого зрительного режима и систематического ношения очков своими детьми.

Цель проекта: воспитание осознанного, правильного отношения у детей, имеющих нарушения зрения, к ношению очков. Выработать у детей устойчивую позицию на дразнилки.

Задачи:

1.Сформировать правильное понимание значения очков в жизни человека, познакомить с их историей, правилами пользования.

2.Воспитать правильное отношение к проблемам зрения, назначениям врача окулиста, ношению очков, сохранению и укреплению зрения.

3.Познакомить детей с элементарными представлениями о строении глаза, его функционировании, причинах нарушения зрения, средствами его восстановления.

4.Создать в группе атмосферу доброжелательного отношения к детям с нарушением зрения, воспитать толерантное отношение и принятие детей с ОВЗ, активно включать дошкольников в совместную деятельность.

5.Способствовать успешной социализации детей, имеющих нарушения зрения.

6.Формировать у детей понимание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, углубление знаний и навыков здорового образа жизни.

Актуальность проекта:

Здоровье, было, есть и будет особой ценностью для каждого человека и человечества в целом. В век информационных технологий, когда зрение ухудшается с раннего возраста, очки необходимы многим. При сегодняшнем многообразии форм стёкол, оправ, цветовой гаммы очков остаётся неизменной функция очков- защита и коррекция зрения.

Зачастую дети, имеющие ту или иную зрительную патологию, в силу своего возраста, не всегда осознают роль зрения в своей жизни, не владеют навыками гигиенического ухода за своими глазами, а самое главное, стесняются носить очки, что в свою очередь, ведет к нехватке знаний о явлениях окружающего мира, поскольку зрение является одним из самых мощных источников получения информации. Происходит это из-за излишнего внимания и некорректного поведения сверстников. В результате ребенок отказывается надевать необходимый для его здоровья предмет, становится раздражительным, а иногда агрессивным. Как помочь дошкольнику справиться с этой проблемой? Как научить детей относиться с пониманием к людям, которые носят очки?

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей понимания того, что зрение надо беречь, повысилась мотивация к сохранению и укреплению здоровья. Они приобрели навыки снятия зрительного напряжения. Изменилось поведение воспитанников в группе. Дошкольники с нормальным зрением стали внимательнее относиться к тем, кто носит очки. Многие дети выразили желание помогать людям, имеющим проблемы со здоровьем. Участие родителей группы в организации работы по проекту. Накопление дидактического материала и практического опыта в работе с детьми. Создание благоприятных условий для учебно-воспитательной и лечебно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный 

1. Сбор детской и педагогической литературы, картин, дисков, презентаций, слайдов, дидактических игр по теме.

2. Подготовка презентации из серии «Пять чувств: зрение».

3. Подборка материала для разработки рекомендаций для родителей «Как сохранить хорошее зрение? «Гимнастика для глаз».

4. Проведите анкетирование среди детей старшего возраста.

Предложите им ответить на вопросы:

Почему человек носит очки?

Что ты чувствуешь, когда видишь человека в очках?

Чем ты можешь помочь человеку в очках?

2 этап -  основной

  1. Рассказ педагога о пользе очков.
  2. Рассматривание альбома «Очки бывают разные»
  3. Просмотр слайдов и видеофильмов по теме.
  4. Беседы, составление творческих рассказов «Для чего нужны глаза», «Ты себе не навреди, свои глазки береги»,  

3 этап - заключительный

  1. Выпуск памятки для родителей: «Профилактика нарушения зрения у детей»
  2. Оформление выставки поделок «Весёлые очки»
  3. Оформление тематических выставок рисунков в группе
  4. Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню инвалида

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Познавательное развитие:

Беседа «Для чего нужны глаза».

Глаза- один из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах.

Люди с хорошим зрением воспринимают до 80 процентов информации о мире визуально, то есть глазами. Благодаря слаженной работе глаз и мозга мы можем различать полный цветовой спектр, следить за движущимися изображениями и предметами, распознавать формы и узоры, а также видеть в трех измерениях. К тому же наше зрение может адаптироваться к разной степени освещенности.

Зрачок способен расширяться от 1,5 до 8 миллиметров в диаметре, при этом в глаз может попадать в 30 раз больше света. Пройдя через хрусталик, свет фокусируется на сетчатке, и первичный световой сигнал может усиливаться в 100000 раз. Поэтому никогда не смотрите на солнце невооруженным глазом!

Загадывание загадок:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят.

Два соседа –непоседы: день на работе, ночь на отдыхе.

Два брата живут рядом, а сойтись не могут.

Круглое озеро никогда не замерзает.

Беседа «Ты себе не навреди, свои глазки береги».

-Сейчас мы с вами проведём эксперимент. Закрывайте все глаза и скажите, что вы сейчас видите? Почему вы ничего не видите? (Потому что закрыты глазки.)

-Откройте глазки, что вы видите? (нашу группу, предметы, игрушки).

-Да, благодаря глазам мы видим предметы, глаза для того чтобы видеть, смотреть, различать предметы, глаза помогают передвигаться в нужном направлении. А как вы думаете, ещё что-нибудь нужно, чтобы нам видеть (Свет.)

-Конечно, нам нужен свет. А кода вы видите хорошо? В темноте или когда светло? (Когда светло - глаза хорошо видят)

Беседа  «Когда меня называют «очкарик».

Ребята, Котенок сказал мне на ушко, что он боится, что его будут дразнить «очкариком»… Что же делать? (Ответы детей)

Чаще всего ребята дразнятся потому, что не понимают, почему ты ходишь в очках. Может быть, у них в семье никто не носит очки, может, они никогда не дружили с такими детьми. Но эти люди точно такие же, как и он сам. Нужно постараться объяснить это «дразнильщику». Если не помогает - самый лучший способ защиты от таких насмешек – не обращать на них внимания, не показывать свою обиду. Тогда и «обзывальщику» становится неинтересно. Обратите внимание на  портреты.

Дети усаживаются полукругом, работа с презентацией на ноутбуке.

Вы знаете, что много людей имеют не очень хорошее зрение, некоторые из них ходят в очках. Многие знаменитые люди носили очки и ничуть не стеснялись этого. (Демонстрация портретов)

Вот этот человек – русский писатель Антон Павлович Чехов, детский писатель Самуил Яковлевич Маршак,  а это – известный на весь мир ученый Иван Петрович Павлов. Это – портреты известных композиторов Сергея Сергеевича Прокофьева и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. А кто это? Гарри Поттер, сказочный мальчик-волшебник. Даже в мультфильмах Сова всегда носит  очки, потому что она очень умная и мудрая.  И самое главное – «Очкарик» звучит как-то ласково, правда? Давайте все вместе, и Котенок тоже, возьмемся за руки и  дружно скажем  три раза «Мы не будем обижаться на это слово!»  «Мы не будем обижаться на это слово!» «Мы не будем обижаться на это слово!»

Ну, что, Котенок, понял теперь, что очки – это твои помощники? Ребята, как вы думаете, что Котенок узнал сегодня нового? А вам, что больше всего понравилось? Может быть, вы тоже узнали что-то новое? Как вы оцените наши сегодняшние игры? (жестами рук)

Котенку  очень понравилось сегодня с нами играть. Котенок прощается с детьми и уходит.

Беседа с рассуждением на тему "Здоровье и болезнь, или как относиться к человеку, имеющему индивидуальные особенности» (воспитывать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями зрения).

Беседа: «Из чего состоит глаз» (с использованием макета глаза)

Беседа: «Как появились очки»

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы:

С. Погореловский «Про глаза-глазенки, про глаза- глазища»;

Н. С. Орловой «Про очки», «Соринка», «Во дворе», «Береги свои глаза» ;

С. Я. Маршака «Четыре глаза»;

Л. В. Кулаги «Про мальчика Петю и его очки»;

А. Л. Барто «Очки»;

Е. В. Хочинской «Доктор мне очки надел…».

Разучивание зрительной гимнастики(используется в ходе ООД)

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише.

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка «Отрава для очков»

Аппликация «Укрась свою оправу»

Рисование «Красивые глаза моей мамочки».

Рисование «Полезные продукты для глаз»

Конструирование «Очки своими руками» (изготовление очков из картона - конструирование), «Футляр для очков из ткани».

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

-Нельзя тереть глаза грязными руками.

-Нужно вытирать глаза чистым платком.

- Нельзя читать в транспорте.

- Нельзя читать, лежа в постели.

-Правильно читать за столом в хорошо освещенной комнате.

-нельзя смотреть телевизор, сидя близко к экрану.

-Правильно смотреть телевизор далеко от экрана.

Дидактические игры «Назовите полезные и вредные для зрения продукты».

Подвижная игра «Найди свой дом» на ориентировку в пространстве.

Каждый воспитанник выбирает себе домик – обруч. По сигналу воспитателя дети выходят из своих домиков и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» они возвращаются на свои места. Затем игра повторяется.

Правила игры:

• закрыть один глаз (здоровый) во время движения;

• бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом;

• не бегать рядом со своим домиком;

• не подбегать к домику до сигнала воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «На приеме у окулиста».

Консультация «Особенности развития зрения и характер зрительных

расстройств в дошкольном возрасте».

Консультация «Профилактика и коррекция зрения у детей дошкольного

возраста средствами специальных упражнений».

Консультация «Гигиена зрения у дошкольников».

Итоги реализации проекта:

По итогам работы можно сделать вывод, что у детей отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик к данной теме, у детей выработалось положительного отношения к постоянному ношению очков, значительно снизилось эмоциональное напряжение при ношении очков, ребята разучили новые зрительные гимнастики.

C:\Users\Кулинич\Downloads\image-26-12-22-12-11.jpeg

C:\Users\Кулинич\Downloads\image-26-12-22-12-11 (1).jpeg

C:\Users\Кулинич\Downloads\image-26-12-22-12-11-2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема:  «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»...

Музыкально-ритмические движения "Просто-просто мы маленькие звёзды" (носа-носа)

Популярная среди детей музыка, которая заводит и хочется под неё не только танцевать, но и петь.  А танец всем знакомый "Носа-носа" и песня хороша тем, что она переделана для выпуска в школу. ...

современный танец к выпуску "Просто мы маленькие звёзды" на современную музыку "Носа-носа"

"Просто, просто, мы маленькие звёзды" под современную флэшмоп музыку "Носа-носа"Детям танец очень нравится, с удовольствием подпевают и чувствуют себя взрослыми. Музыка заводит родителей, несложные, п...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема "Когда бывает стыдно..."

Данная технологическая карта предназначена для детей 5 лет. в ней используются такие методы формирования нравственных ценностей, как аксиологические ситуации, театральный этюд, игра социально-нраствен...

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

В мае, когда на деревьях распускаются листья, и по берегам рек расцветает душистая черемуха, из теплых краев к нам возвращаются соловьи. В густых зеленых зарослях заливаются эти лесные певцы!...

Конспект организованной образовательной деятельности "Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой"

Конспект ООД по развитию связной речи могут использовать в своей работе воспитатели старших и подготовительных групп ДОУ....

Статья: «Стесняться не стыдно»

Статья: «Стесняться не стыдно»...