Индивидуальный образовательный маршрут 2020год
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Куприяшкина Ольга Васильевна

Индивидуальный образовательный маршрут 2020год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshput_matvey.docx52.63 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

 Ф.И. ребенка: Кондратенко Матвей

Дата рождения: 21.02.2013г.

ДОУ: МКДОУ «Улыбка» ЗАТО п.Солнечный

Тип группы: комбинированный

Подготовительная группа

Срок пребывания в данной группе 1год

В каком возрасте поступил: 5 лет

Откуда поступил: из другого ДОУ (смена места жительства)

Оценка адаптации ребенка в группе: удовлетворительная ребенок не испытывал особых трудностей в общении со сверстниками.

Физическое состояние ребенка: координация движений недостаточно развита, затруднение при выполнении движений по словесным инструкциям.

Матвей достаточно вынослив, но не усидчив.

Состояние моторики:

  • Ведущая рука правая
  • Точность движений: наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развита мелкая моторика.
  • Работа на листе бумаги: не ориентируется на листе, сформирован навык держать карандаш, раскрашивает выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры

Особенности познавательной сферы:

Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной активности, высокая любознательность.

Особенности внимания: с трудом концентрирует, быстро переключает внимание на другое, торопится.

Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления.

  • Низкая целеустремленность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию, не доводит все начатое до конца.
  • Продуктивность в работе и обучении: в обучении показывает низкие результаты, не может лепить, рисовать, вырезать ножницами.
  • Восприятие величины, формы, цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры.
  • Самостоятельно не может справиться с зщаданиями, спрашивает одобрения.

Особенности речи.

  • Хорошее понимание обращенной к нему речи.
  • Звукопроизношение нечеткое
  • Не умеет составлять сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.
  • Не умеет составлять рассказ по сюжетным картинкам, не анализирует текст

Элементарные математические представления.

  • Счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, меньше
  • Механический пересчет в пределах 10

Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:

  • У Матвея имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа)
  • Может рассказать о себе (адрес, как зовут маму, папу)

Особенности игровой деятельности.

  • Умеет подчиняться игровым правилам
  • В играх присутствует сюжет, иногда присутствует игровая  логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца.

Особенности конструктивной и изобразительной деятельности.

  • Не умеет создавать рисунок
  • Умеет создать конструкцию по образцу, умеет обыгрывать конструкцию
  • Не может объяснить  рисунок

Особенности личности.

  • Всегда активен, открыт
  • Не всегда опрятен
  • Адекватно реагирует на замечания, прислушивается.

Навыки самообслуживания: Воспитанник выполняет действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выраженно, ожидает помощь даже в освоенных микропроцессах.

Направление развивающей работы

Формы работы

Речевое развитие

Развитие общей моторики, развитие статической и динамической организации движений

 «Слоненок» (средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный «идут» по столу, большой палец лежит на мизинце).
- «Очки» (пальцы правой и левой рук сложить колечками и поднести к глазам).
Также с помощью пальчиков вы можете изобразить пистолетик, как ходит человечек, или ежика, ковшик, стул, стол, мячик, кошку, собаку, замочек, бабочку, показать, как распускается цветочек, как кошка выпускает коготки, как заводится моторчик и т. д. «открой и закрой» (поставить перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками). Предложить открыть баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Баночки должны быть разного размера и формы.
– «Золушка» (поставить перед ребенком 3 миски: одна заполнена горохом и фасолью, 2 другие миски пустые). Предложить в одну миску двумя пальчиками собрать горох, а в другую фасоль. Можно усложнить задание: движения выполнять одновременно левой и правой рукой.
– «Рвем бумагу». Предложить небольшую бумажку разорвать двумя пальчиками на мелкие кусочки. Нужно сделать это быстро.
– «Узелки». Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать. Взрослый развязывает первый узелок, ребенок все остальные.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

«Сидела кошка на окошке»

«Дятел разбудил сову»

«Мыши бегают, шуршат»

«Щеголь»

«На шкатулке два домочка»

«Мы охотимся на льва»

«Репка». 

«Отдохнем»

 «Оладушки»

«Дудочка»

«Дай молочка, Буренушка!»

«Козлик»

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза

Упражнение 1

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь (двери)

Тише, Танечка не плачь,

Не утонет в речке (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети (книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках (портфель)

«Я трудиться не привык!» -

Отвечает (грузовик)

Мы собирали васильки,

На головах у нас (венки)

Пёс козе принёс букет,

Сытный будет ей (обед)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи (туч)

То назад, то вперёд

Может плыть (пароход)

Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша (кошка)

Упражнение 2

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.Та – то – ту ну – ны – на бо – ба – бы

Ты – та – то но – на – ну бу – бо – ба

Му – мы – ма да – ды – до па – пу – по

Мо – ма – мы ду – ды – да ку – ко – кА

Ва – ву – во

Упражнение 3

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У).Аист, улитка, иголка, очередь, овощи, утка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение 4

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

«Скажи мягко (твёрдо)»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют твёрдый (мягкий) звук на мягкий (твёрдый) звук (с – с’, са – ся, т’ – т, ать – ат,)

«Скажи звонко (глухо)»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют звонкий (глухой) звук на глухой (звонкий) звук (п – б, та – да, том – дом, ж – ш, за – са, жить - шить)

«Поймай звук»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков или в слоге, хлопают.

«Сигнальщики»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, поднимают фишку.

«Узелочки»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: шнурочки.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, завязывают узелок.

«Что как звучит, кто как кричит»

Цельразвитие неречевого слуха.

Ход игры: играющие на слух определяют, кто или что издаёт звуки.

«Гласный — согласный»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы гласного и согласного звуков.

Ход игры: педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Твёрдый — мягкий»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы твёрдого и мягкого согласных звуков.

Ход игры: педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Шипит, свистит, жужжит, звенит»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: педагог показывает картинку. Дети произносят тот звук, с которым ассоциируется объект, изображённый на картинке (гусь – «ш», насос – «с»).

«Цветные карандаши»

Цельразвитие фонематического восприятия.

Оборудование: цветные карандаши (красные, синие, зелёные).

Ход игры: каждый участник получает карандаш и придумывает 3 слова с тем звуком, на который начинается название цвета («к»«с’»«з’») или на звук, который обозначается данным цветом (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

«Прохлопай слово»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Ход игры: дети прохлопывают слова, определяя количество слогов.

«Паровозик»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: паровозик с 4-мя вагонами с кармашками, предметные картинки.

Ход игры: дети определяют количество слогов в названии картинок и вставляют в соответствующий кармашек (1 слог – 1ый вагон, 2 слога – 2ой вагон и т. д.)

«Пирамидка»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: пирамида с кармашками.

Ход игры: дети определяют количество слогов в слове, вставляют картинку в нужный кармашек.

«Найди картинку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети называют картинки на заданное количество слогов.

«Найди игрушку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход игры: дети находят игрушки, в названии которых заданное количество слогов.

«Живые звуки»

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: символы звуков.

Ход игры: дети получают символы звуков, выстраиваются в заданной последовательности.

«Сколько звуков

Цельформирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: индивидуальные кассы с символами звуков.

Ход игры: педагог произносит несколько звуков, дети выкладывают символы. Проверяется, правильное ли количество фишек выложено.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

 Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

 Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. 
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

 Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
 «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

 «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. 
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

«Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью  суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощьюсуффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка –волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов 
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует». 

 «Посчитай - ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

 Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. 
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. 
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; 
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; 
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья. 
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово. 
«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных 
Предлагаем детям дать словами правильные определения. 
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). 
Примерный речевой материал: 
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ... 
Если человеку сопутствует удача, то человек ... 
Если у человека талант, то человек ... 
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова ... 
Если у человека есть здоровье, то человек ...

Развитие пространственных представлений

Упражнение 1.

Запомнить по порядку названия дней недели.

Записать подряд дни недели.

Сосчитать, сколько их?

Порассуждать, о чем говорят названия: вторник, четверг, пятница; суббота, воскресенье.

Упражнение 2.

Кто родился в понедельник,

Будет беленький, как мельник.

Кто во вторник – справедливым,

А кто в среду – молчаливым.

Кто в четверг – бродягой вечным,

В пятницу – добросердечным,

Кто в субботу – к делу гож,

Воскресенье – всем хорош.

Упражнение 3.

Составить и написать рассказ по опорным словам:

В понедельник, пять уроков, после школы, любимый фильм, вторник, контрольная работа, хорошая оценка, одноклассники, похвалили, довольные родители, среда, веселые старты, победитель соревнования, веселые. Смелые, ловкие, четверг, автобусная экскурсия, прекрасная погода, яркие впечатления, пятница, рано вставать, утренняя пробежка, радоваться солнцу, суббота, родители дома, бабушка и дедушка, семейное торжество, юбилейная дата, воскресенье, активный отдых, загородная прогулка, рыбная ловля, проделки щенка Джека, много впечатлений.

Упражнение 4. «Шифровальщик».

Ребенку предлагается задание:

«Представь, что ты разведчик, и тебе необходимо передавать и принимать сообщения так, чтобы враги не догадались об их содержании. Зашифруй и расшифруй сообщения. Учти, что буква соответствует цифре в строке-шифре».

А О П Н Е С Р Д В Л Я И Т Ь Ц К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ПОНЕДЕЛЬНИК –

НЕДЕЛЯ –

ВОСКРЕСЕНЬЕ –

  1. 13 2 7 4 12 16
  1. 7 5 8 1
  1. 11 13 4 12 15 1

Упражнение 5.

Прочитать произведение В. Даля «Старик-годовик».

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое крыло тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Проанализировать описанные в рассказе события и ответить на вопросы:

  1. Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
  2. Какие это четыре крыла у каждой птицы?
  3. Какие семь перьев в каждом крыле?
  4. Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Упражнение 6.

Догадаться, о каких временах года говорят авторы стихотворных строк. Объяснить значение выделенных слов, записать их. Нарисовать те образы, которые возникают при прочтении этих строк.

Замерзший бор шумит среди лазури,

Метет ветвями синеву небес.

И кажется, - не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю.

С Маршак

Как будто с яблонь облетая,

Последний падает снежок.

А ветер, щеки надувая.

Трубит в серебряный рожок.

И чутко ловит вся округа

Маститых елей разговор,

О том, что этот ветер с юга

Сзывает птиц на первый сбор.

Л.Татьяничева

Небеса прозрачны,

Как лесной поток,

Звездочкой

Невзрачной

Кружится листок.

В поле паутинка,

Как струна,

Звонка.

И грустит травинка,

Что зима близка.

Д. Павлычко

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул,

На пути;

Не проехать в снегу, не пройти.

С.Есенин

Июльский день был жаркий и веселый.

И пахло сеном. И жужжали пчелы.

Они под ярким солнцем золотились,

Садились на цветы и суетились.

Меж листьев липы медно-ароматной,

И этой молодой, и той, громадной.

В Приходько

Упражнение 7.

Дописать рассказ, отталкиваясь от его начала.

Главное время года.

Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:

-Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето главное!

-Осень главное время! – сказал Коля. –осенью все с огородов убирают.

-Вот! –подхватила Маринка. –Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой!

-И Новый год зимой. Зима – главное время года!

Упражнение № 8.

Назвать свое любимое время года и объяснит свой выбор.

Упражнение 9.

Расположить в нужном порядке карточки с названиями времен суток.

Упражнение 7.

Нарисовать один и тот же пейзаж в разное время суток.

Упражнение 10.

Ответить на вопросы: «Какой прибор люди используют для измерения времени? Какие бывают часы? Какие часы используют сейчас?

Упражнение11.

Прочитать загадку А. Бортника и отгадать ее:

Кто, по твоему, безногий,

Но ходить большой мастак?

Он идет не по дороге

Повторяя: «Только так!»

Все – и взрослые, и дети –

На него глядят порой.

«Как ползет…» - один заметит,

«Как спешит!» - вздохнет второй.

Ну а третий удивится:

«Мне пора!» - раздастся крик…

А решил остановиться,

То накрутят уши вмиг!

Формирование об общенных представлений о свойсвах предметов (цвет,форма, величина)

«Незнайка в гостях»

 «Художники»

 «Сломанная машина»

 «Угадай, какое число пропущено»

 «В какой сетке больше мячей»

 «Подбери фигуру»

 «12 месяцев»

«Матрешки»

 «Сложи из палочек»

 «С одним обручем»

 «Поездка»

 «Встань на свое место»

«Расскажи про свой узор»

 «Кто быстрее подберет коробки»

 «Сложи фигуру»

 «Живые числа»

«Назови пропущенное слово»

 «Калейдоскоп»

 «Сколько?»

Развитие слухового внимания и памяти

Игра «Рассказываем сказку».

Упражнение "Запоминаем слова"

Игра «Запахи и звуки»

Игра «Вкус и запах»

Игра «Снежки »

Игра «Загадки»

Игра «Экран».

Игра «Опиши предмет»

Игра «Запомни картинки»

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Игра «Пересказ по кругу»

Игра «Обезьянка»

Игра в слова 

Игра «Запоминаем вместе».

Игра «Вспомни пару».

Игра «Пары картинок».

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту - ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Игра «День рождение куклы».

 Игра «Пара слов». 

Упражнение «Осень».

Игра «Магазин»

Художественно-эстетическое развитие

Развитие умений узнавать произведения. Называть 2-3 авторов, любимые книги, излагать их содержание

Создание развивающей среды. Оформление выставок книг по следующим темам: ​«Семья глазами детей», «Мы наследники Победы»,

«У каждого из нас в душе Россия», «В безбрежном океане звезд», «Побеждайте зло добром!», «Как стать неболейкой».

Изготовление аппликаций, лепка, рисование «По страницам любимых книг»

Настольные игры: Игра «Странные слова»

Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

Материал: В. Бианки «Купание медвежат»

Игра «Я начну, а вы продолжите»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Игра «Исправь ошибки»

Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте

Игра «Сочинялка», Игра «Какого цвета осень?»

Развитие умений выразительно читать стихи

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                    

                                                                                         

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

 и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

 «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

 «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

 подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

 её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если

она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Чтение стихотворений с показом:

Я.Аким «Апрель», П.Воронько «Лучше нет родного края», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», П.Соловьева «Подснежник»,

Развитие умений создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции, использовать различные материалы

Упражнения на рисование предметов различной формы, печатание печатками, использование рисование нетрадиционным методом.

Дидактические игры:

 «Весёлый клоун»

«Симметричные предметы»

 «Дорисуй половинку предмета»

« Волшебные цвета»

«Четвертый лишний»

Развитие умений лепить разные предметы

Использование лепки в режимных моментах; привлечение к изготовлению предметов из пластилина, теста для общих игр: «Магазин», «Больница», «Кухня», «Зоопарк», «Дорога»

Создание подарков, используя пластилинографию.

Лепка персонажей для показа театра

Познавательная деятельность

Развитие умение развивать пространства способом обстраивания плоскостных фигур; умение понимать взрослого, думать, находить собственные решения

Упражнения на усвоение пространственных понятий «справа-слева», «ближе-дальше»

 Игра «Корабль плывет»

Танец «Буги-Вуги» 

Зеркальное отражение.

Игра «Найди игрушку»

Игра «Справа-слева»

Игра "Зеркало"

 Игра «Волшебный квадрат»

Игра "Передай движение".

«Что изменилось?»

«Куда пойдёшь и что найдёшь»

«Новая походка»

Конструирование по условиям.

Работа по шаблону.

Игры и упражнения на различение и правильное название цветов.

«Рисуем море»

«Собери гусеничку»

«Пятачок и радуга»

«Собери игрушку»

«Цветные капельки»

«Цветовое лото»

«Лесовичок и его разноцветные колпачки»

«Правильно назови цвет»

«Собери цветок»

«Собери капельки в стакан»

Социально – коммуникативное развитие

Способствовать развитию и воспитанию желания соблюдать элементарные правила в быту, на улице, на дорогах, в общественных местах

Ситуативные разговоры в течении дня об элементарных правилах поведения.

Театральна деятельность: разыгрывание ситуаций.

Решение проблемных ситуаций.

Развитие умений договариваться с партнерами, во что будешь играть, кто кем будем в игре; подчиняться правилам игры

Беседы об отношении человека к своей профессии, домашним обязанностям.

Беседы на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях,игровых атрибутов)

Побуждение детей к самооценке в игре

Приобщение к труду, задания на выполнение поручений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....