Дидактическое пособие "Аквариум"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Дидактическое пособие «Аквариум»

Пособие разработано для детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями.

Игра направлена на развитие ориентировки на вертикальной поверхности, закрепления сенсорных эталонов, внимания, умения выполнять задание по схеме и вербальной инструкции. Способствует формированию умения действовать целенаправленно, ориентируясь на схему и инструкцию, соблюдая правила.

Игра состоит:

- магнитная поверхность 90/60 см., расположена вертикально;

- рыбки на магнитах трёх размеров (большие, средние, маленькие), плывут в двух направлениях (направо и налево), на каждой рыбке изображена одна из 9-ти фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, трапеция, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник), всех фигур по 4-е цвета (красный, зелёный, желтый, синий). Всего по 5 экземпляров каждой рыбки, и того 1080 штук;

- дополнительные объекты из фетра на магнитах: черепаха, медуза, ракушка, водоросли, волна, песок;

- объекты для составления схем к заданиям: рыбки без изображений, трех размеров и двух направлений по 5 каждой, всего 30 штук; карточки со знаками для определения правой и левой стороны аквариума; карточки, указывающие на цвет (красный, зелёный, желтый, синий); фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, трапеция, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник); карточки, указывающие на положение рыбки в аквариуме; цифры от 1 до 5. Все объекты на магнитной основе.

Обучение:

На первом этапе знакомим ребёнка с рыбками без изображения большого и маленького размера, берём только одно направление, а так же просим их разместить внизу и наверху аквариума, используя карточку указывающую размещение (верх, низ). Добавляем объекты – песок внизу аквариума, волна – наверху. Используем простую схему: рыбка соответствующего размера и карточка, указывающая размещение. Просим ребёнка проговаривать задание.

Когда ребёнок будет легко ориентироваться в этих понятиях, добавляем рыбку среднего размера и того же направления, и понятие – середина, используя карточку указывающую размещение (середина). Используем простую схему: рыбка соответствующего размера и карточка, указывающая размещение. Просим ребёнка проговаривать задание.

Затем размещаем справа и слева аквариума карточки, обозначающие правую и левую стороны, и знакомим с этими ориентирами ребёнка, при этом необходимо закрепить эти понятия через знакомство с рыбками, которые плывут направо и налево. Используем простую схему: рыбка соответствующего размера и плывущая в соответствующем направлении, и карточка, указывающая размещение. Просим ребёнка проговаривать задание, акцентируя на том в какую сторону плывёт рыбка.

Следующим этапом будет введение рыбок с желтым кругом и объекты указывающие цвет и фигуру на рыбке. В схему включаем цифру 1, указывающую количество рыбок.

По мере усвоения добавляем красный, зелёный и синий цвета, а так же разнообразие фигур. Увеличиваем в заданиях количество рыбок, которые необходимо разместить.

Добавляя дополнительные объекты (черепаха, медуза, ракушка, водоросли), осваиваем пространственные предлоги (над, под, справа от, слева от, сверху, снизу).

Учим ребёнка, ориентируясь на вербальную инструкцию составлять опорную схему и затем по ней выполнять задание.

Ребёнок может составлять схему для партнёра по игре.

Для сохранения интереса можно добавлять объекты (затонувший корабль, осьминог и т.д.), добавить цвета, цифры, увеличив количество.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...