Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме "Птицы Прибайкалья"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сапунова Яна Сергеевна

Образовательная область: познавательное развитие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №8

Тема «Птицы Прибайкалья»

Задачи:

1. Обогатить словарь по теме «Птицы»;

2. Способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать любознательность, умение придумывать объяснение явлениям природы, учить устанавливать причинно-следственные связи;

3. Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного.

Словарная работа: обобщающее понятие «птицы», «кедровка», «клёст», «кедровый орех».

Оборудование: картинки (или фотографии) с изображением птиц Прибайкалья; мнемотаблица для составления описательного рассказа о птице; видео «Питание клеста» https://www.youtube.com/watch?v=aqbk79ArNt0, видео «Кедровка прячет орехи», педагог комментирует происходящее на экране https://www.youtube.com/watch?v=xXERlEu2DJA 

Ход занятия

Ӏ. Организационный момент

Педагог: «Встанем в круг, ребята, и порадуемся тому, что мы снова вместе!».

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Педагог: «Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперёд свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями».

ӀӀ. Основная часть

1. Введение в игровую ситуацию

Педагог обращается к детям и предлагает рассмотреть пустые кедровые шишки:

- Вчера я гуляла по осеннему лесу, и увидела кедровую сосну. Вокруг дерева было много кедровых шишек. Но все они были пустыми, без орешков. Местные жители не знают в чём дело!

- Как вы думаете, куда исчезли орешки? (дети высказывают своё мнение)

- Я хочу узнать, куда исчезли орешки.

- Ребята! А вам интересно узнать, куда исчезли орешки? (Дети делают предположения, отвечают).

2. Актуализация знаний детей о животном мире Прибайкалья

Педагог: «Вы думаете, что орешки кто-то съел? Давайте присядем за столы и подумаем, кто это мог быть?».

Если дети затрудняются, педагог наводит детей на размышление:

- ребята! Мне кажется, что тот, кто съел орешки, был маленьким, это не мог быть медведь, лиса или белка (так как она унесла бы шишку в дупло). Заяц и вовсе не ест орехи!

 - если это маленькое животное, то это может быть… (птица)?

- Как вы думаете, какие птицы питаются орешками?

- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос? (дети высказывают предположения: в книге, интернете…)

- Хорошо! В Интернете тоже есть энциклопедии и сейчас мы с вами найдём ответ на этот вопрос!

Клёст – это птица, которая живёт в еловых лесах. Свои гнёзда клёст строит на верхушках деревьев. Клёст – птичка небольшая. Окрас грудки у самцов красно-малиновый, а у самочек – зеленовато-серый. Хвост прямой – раздвоенный, очень необычный клюв – скрещенный. Питается клёст семенами еловых шишек, всё, что не съедает, летит на землю и кормит долгое время мышей, белок или других обитателей леса.

Педагог предлагает детям посмотреть видео:

Показ видеофрагмента «Питание клеста»

https://www.youtube.com/watch?v=aqbk79ArNt0

- Клёст похож на похитителя кедровых орешков?

- Почему?

- Я думаю, что клёст … (рассуждения детей).

- Итак, это не клёст.

- Ребята, в энциклопедии написано, что есть ещё одна птица, которая ест орешки.

Кедровка – это зимующая птица Иркутской области. Она обитает в тайге, в хвойных лесах. Кедровка строит гнездо из мелких веточек и мягко выстилает его пухом. Какие перья у кедровки? (Перья кедровки коричневого цвета с белыми пятнами). Какой хвост? (Хвост прямой, короткий). Какой клюв у кедровки? (У кедровки тонкий, длинный клюв). Питается кедровка кедровыми орешками, еловыми и сосновыми семенами, ягодами, насекомыми. Знаете, куда кедровка прячет кедровые орешки? Орешки она прячет в специальный мешочек под языком, а потом летает по лесу и прячет орешки в пни, в траву, в снег, под коряги. Бывает, кедровка забывает, куда она спрятала запасы. И те орехи, что она забыла, весной разбухают – то есть из этих орешков появляются ростки. Эти ростки будут кедровой сосной.

Показ видеофрагмента «Кедровка прячет орехи», педагог комментирует происходящее на экране.

(https://www.youtube.com/watch?v=xXERlEu2DJA)

Как вы думаете, кедровка могла похитить кедровые орешки? Почему? (рассуждения детей).

- Неужели кедровка съедает все орешки?

- А что она с ними делает?

- Как вы считаете, кедровка приносит пользу лесу? Как?

— Вот мы и нашли ответ на наш вопрос: куда исчезли орешки!

2. Игра «Один – много»

Педагог: «Как вы думаете, в Иркутске и на Байкале живут другие птицы, кроме клёста и кедровки? (ответы детей). Сейчас мы вспомним всех птиц, которые живут в наших краях. Поиграем в игру «Один – много». (Педагог выставляет картинки)

Глухарь – много глухарей

Чайка – много чаек

Ласточка – много ласточек

Орлан – много орланов

Дятел – много дятлов

Кедровка – много кедровок

Филин – много филинов

Баклан – много бакланов

Снегирь – много снегирей

Кукушка – много кукушек.

Педагог: «Посмотрите, как много птиц живет в нашем краю! Какие они все красивые».

3. Составление описательного рассказа о птицах с помощью мнемотаблицы

Педагог: «Сегодня мы узнали много нового о клёсте и кедровке. Я думаю, вашим родителям тоже захочется узнать об этих птицах. Чтобы вы смогли рассказать родителям о клёсте или кедровке, мы сегодня попробуем оставить рассказ в группе. В этом нам поможет таблица (схема)».

3-4 ребёнка выходят к доске и рассказывают о понравившейся птице по картинному плану.

ӀӀӀ. Итог занятия

- Вам понравилось открывать тайну похищения орешков?

- Что нам помогло её раскрыть?

- О каких птицах вы сегодня узнали?

- Я рада, что вы узнали много интересного о птицах Иркутской области. Вы сможете рассказать эту историю дома? Как же вы покажете, как выглядят эти птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз

Конспект занятия в подготовительной к школе группе   по конструированию из бумаги...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Скоро в школу"

Воспитатель: Дети, совсем скоро вы окончите детский сад и пойдете в школу. За время, проведенное в детском саду, вы много считали, писали, играли, экспериментировали и рисовали. И сегодня у вас есть в...