Статья "Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период."
статья по коррекционной педагогике

Головина Татьяна Владимировна

Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период.

Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется в широком социальном КОНТЕКСТЕ. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.

Термин “дети с особыми образовательными потребностями|” ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ребенку с нарушениями в развитии необходимо создавать особые условия в образовательном пространстве для достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются принятыми способами воспитания и образования принятыми в массовом образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt51.21 КБ

Предварительный просмотр:

                Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период.

Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется  в широком социальном КОНТЕКСТЕ. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.

Термин “дети с особыми образовательными потребностями|” ГОВОРИТ  О ТОМ, ЧТО ребенку  с нарушениями в развитии необходимо создавать особые условия в образовательном пространстве для  достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются принятыми способами воспитания и образования  принятыми в массовом образовании.

Особые образовательные потребности – это понятие, которое постепенно вытесняеть из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его воспитания, развития и  обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств.

Следует особо обратить внимание Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

- с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;

- столкнувшиеся с трудностями при обучении;

- живущие в неблагоприятных условиях.

Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:

- дети с нарушением слуха; - дети с нарушением зрения;

- дети с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место ЗПР); у которых нарушена речь;

- дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;

- дети со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые);

- дети с аутистическим спектром;

- дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.

Дети с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками:

недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.

проблемы с общей и мелкой моторикой.

заторможенность в развитии речи.

трудность в произвольной регулировке поведения.

нарушение коммуникации.

проблемы с познавательного характера.

пессимизм.

неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение

низкая или слишком высокая самооценка.

неуверенность в своих силах.

полная или частичная зависимость от окружающих.

И все дети с ООП имеют трудности в общении, у них низкий уровень социализации. Они требует к себе постоянного внимания со стороны взрослых (родителей, педагогов). Чаще всего эти дети не умеют играть в коллективе, у них нет друзей. Чтобы ликвидировать все эти трудности и проблемы необходимо создавать специальные условия жизнедеятельности этих детей с учётом их потребностей и индивидуальных возможностей.

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специальных методов устранить эти общие недостатки.

В зависимости от характера нарушения дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка.

Для этого используют приёмы и методы, облегчающие понимание ребенка.

 При этом надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С. Макаренко

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко»«Не перебивай беседующих»«Не трогай чужую вещь»«Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.

Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).