Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями
учебно-методический материал по развитию речи ( группа) на тему

Баженова Евгения Валентиновна

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.  

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. 
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota_word_2_-_kopiya.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка

 с особыми образовательными потребностями

 

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                 Баженова Е.В.

                                                                               группа № 190

Челябинск  

2016 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителями
в условиях ДОУ

  1. Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями…….6
  2. Классификации форм взаимодействия логопеда с родителями……..11

1.3. Формы работы с родителями по реализации  образовательной области

 «Речевое развитие»……………………………………………………19

1.4.Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей..22

ГЛАВА 2. Из опыта работы по организации взаимодействия логопеда
с родителями в МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска»……………24

2.1.Групповые формам работы с родителями в МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска»……………………………………………………………….26

2.2. Индивидуальные формы работы с родителями в МБОУ «Школе – интернате №4 г.Челябинска………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………32

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.  

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. 
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

  1. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей. 
    Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования, а также выполнения упражнений по заданию логопеда можно сделать вывод, что только третья часть детей находится в условиях, способствующих успешной коррекционно-воспитательной работе, а остальные дети не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительном эмоциональном отношении со стороны родителей.
    Проанализировав ответы родителей, я выяснила, что многие из них не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
    В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, я пришла к выводу, что одной из основных целей моей работы является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителями
в условиях ДОУ

1.1. Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- Объединить усилия для развития и воспитания детей;

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

- Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

- Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:

  • роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
  • тип семейного воспитания;
  • позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер.
Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются:

  • излишне негативная оценка деятельности ребенка;
  • распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;
  • негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);
  • противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;
  • резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.

Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:
- адаптация к неправильной речи ребёнка;

- многократные повторения одних и тех же упражнений;

- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;

- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;

- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;

- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.
Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Анализ ответов родителей по анкетам показал, что 60 % родителей предъявляют разные требования к ребенку, 25% детей чаще общаются с бабушками, чем с родителями, у 10% ощущается дефицит общения с родителями и только 5% родителей предъявляют одинаковые требования к ребенку. 

Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей можно условно разделить на 5 групп:

I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.

II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.

III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.

IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость.

Задания выполняются формально.

V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
  • То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
  • Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
  • Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!

Весь коррекционно-педагогический процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей.
Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.
Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

1.2. Классификации форм взаимодействия логопеда с родителями

В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.

По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические

К словесным формам относятся: 

Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши» и др.

Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).

Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. Вне зависимости от вида собрания следует придерживаться «10 золотых правил» :

  • Собрание должно запомниться.
  • Должно заставить задуматься.
  • Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
  • Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
  • В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
  • На каждого родителя должно хватить времени.
  • Собрание – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.
  • Уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться больше 1 часа 20 минут: 20 минут на новую информацию, 15-20 минут – выслушать вопросы и ответить на них, 20 минут – индивидуальные вопросы.
  • Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
  • Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому.

Родительские собрания наиболее эффективны в нетрадиционной форме:

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

  • «Читательская конференция»

Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например: собрание во 2 младшей группе «кризис 3-х лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

  • «Аукцион»

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех лет, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

  • «Семинар – практикум»

На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

  • «Душевный разговор»

Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.) . Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

  • «Мастер – класс»

Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенд.

Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.
К наглядным формам работы относятся:

  • Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
  • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.
  • Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
  • Выставки совместных творческих работ детей и их родителей, например, «Как умелые ручки язычку помогли».

К практическим формам работы можно отнести:

  • Открытые занятия 
  • Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
  • Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
  • Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

По количеству участников взаимодействия можно выделить коллективную и индивидуальную формы работы с родителями.

Индивидуальное консультирование родителей - проводится один раз в месяц на протяжении учебного года. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей. В ходе индивидуального консультирования логопед: Сообщает  о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;  Подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.  

  • Посещение занятий.
  • Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.
  • Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

К групповым формам работы с родителями относятся следующие виды работы:

  • Анкетирование - проводится не реже 2 раз в год – позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказать им помощь;
  • Тематические консультации с практической, обучающей частью, которая имеет цель: обучить родителей приемам работы с детьми-логопатами; показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
  • Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий.
  1. Формы работы с родителями по реализации  образовательной области  «Речевое развитие»

№ п/п

Организационная форма

Цель

Темы (примерные):

Педагогические беседы

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения

По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Как научить ребенка общаться

Практикумы

Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления

Учимся правильно произносить все звуки

Вместе придумываем сказки

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития детей

Развиваем речь детей

Играем в речевые игры

Тематические консультации

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в условиях семьи

Разговариваем правильно

Поиграем в сказку

Родительские собрания

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей

Технологии развития речи детей

Исправляем речевые ошибки правильно

Родительские чтения

Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами речевого развития детей

Развиваем речь детей

Если ребенок плохо говорит

Мастер-классы

Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка

Развивающее общение с ребенком

Учимся говорить правильно

Проектная деятельность

Вовлечение родителей в совместную речевую деятельность

Придумаем загадку вместе

Давай придумаем сказку

Конференции

Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного воспитания. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей

Развиваем речь детей в детском саду и дома

Говорим красиво

Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, которые представлены в следующей таблице:

1.4 Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей


Наименование


С какой целью используется эта форма


Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в конкурсах, выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-
просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек

ГЛАВА 2. Из опыта работы по организации взаимодействия логопеда
с родителями в МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска»

В своей работе с родителями я решаю следующие задачи:

1. Изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка для выбора оптимальной индивидуальной программы развития.
2. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

3. Повышение у родителей грамотности в области коррекционной педагогики, логопедии, пробуждение интереса и желания заниматься своими детьми.
4. Формирование навыков наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.

Планирование работы с родителями отражено в одном из разделов годового плана, который представлен в виде таблицы. (Приложение1)

В начале учебного года передо мной встает задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. В середине сентября, после логопедического обследования каждого ребенка, зачисленного на занятия, приглашаются их родители на индивидуальные беседы. Целью этих бесед является: 
- первичное знакомство;

- выяснение анкетных данных

 (Ф.И.О. родителей, возраст, образование, состав семьи и т.п.)  (Приложение 2)

-сообщение результатов диагностики речи их ребенка.
(Приложение 3)

Также при первой встрече родителям предлагается заполнить индивидуальные карточки ребенка для выяснения анамнестических данных  и анкеты. Кроме того, каждый родитель заполняет Соглашение, в котором он дает свое согласие на индивидуальные логопедические занятия со своим ребенком в любое время пребывания его в ДОУ и обязуется тесно сотрудничать с логопедом, выполнять все его советы и рекомендации. В противном случае родитель не имеет права предъявлять претензии к работе логопеда. (Приложение 4)

Полученные данные записываются и учитываются в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. Важно, чтобы знакомство семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников. Скорее всего, в таких случаях возникнет настороженность и напряжённость в отношениях. Я стараюсь искренне и с вниманием отнестись к чувствам и мнениям родителей, вести разговор на равных.
В начале сентября проводится первое организационное собрание, на котором обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий (график работы, формы проведения занятий), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Правила выполнения домашних заданий (Приложение 5). Также в течение всего учебного года проводится анкетирование родителей.

Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи.

В МБОУ «Школе-интернате № 4 г.Челябинска» мы активно используем различные формы работы с родителями, которые осуществляются как в индивидуальной так и коллективной форме работы с родителями.

2.1. К групповым формам работы с родителями относятся следующие виды работы: (Приложение 6,7,8)

  • Анкетирование - проводится не реже 2 раз в год – позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказать им помощь;  
  • Тематические консультации с практической, обучающей частью, которая имеет цель: обучить родителей приемам работы с детьми-логопатами; показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
  • Оформление информационно – методического уголка для родителей
  • Тематические выставки
  • Информационные буклеты 
  • Логопедическая газета 
  • Конкурсы 
  • Посещение занятий 
  • Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий.
  • Использование Блога ДОУ

2.2. Индивидуальное консультирование родителей - проводится один раз в месяц на протяжении учебного года. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей. В ходе индивидуального консультирования логопед: Сообщает  о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;  Подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.  (Приложение 3)

  • Посещение занятий.
  • Ящик вопросов и ответов.
  • Тетрадь для домашних заданий логопеда

МОДЕЛЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

в МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска»


Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных образовательных организациях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и «круглые столы», семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОО.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. В методический комплект к программе входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют». Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Полезные для родителей материалы включены и в книгу «Если ребенок плохо говорит».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться. 

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.

Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:

  1. Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома.
  2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 
  3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей.
  4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома.
  5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
  6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
  7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабина Е.С. Помогаем детям вместе : [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.

2. Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.// Логопед, 2005, № 5. С. 57 – 61.

3.Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

4.Богомолкина Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006, № 2. С. 54-56.

5.Вренева Е. 16 вопросов логопеду : [логопед и родители] // Здоровье детей, 2008, № 1. С. 35-41.

6.Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.

7.Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.

8.Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.

9.Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.

10.Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.

11.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.

12.Мамаева В. В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика, 2006, № 4. С. 48-50.

13.Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.

14.Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.

15.Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.

16.Тихомирова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме развития речи детей раннего возраста / Н. И. Тихомирова, Н. А. Якушина // Самые маленькие в детском саду : приложение к журналу «Обруч». – М., 2005. – С. 46-49.

17.Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.


                                                                                           Приложение1

План работы с родителями на 2015– 2016  учебный год. 

в МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска»

Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

месяц

мероприятие

цели

Сентябрь

Сбор анамнестических данных

Родительское собрание на тему: «Вот и стали мы на год взрослее»

Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей.

Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

Показ артикуляционной, пальчиковой, зрительной гимнастики родителям.

Направление нуждающихся детей к специалистам (ортодонт, невролог, психолог)

Оформление стенда для родителей («Логопедические сказки», «Динамика формирования речи»)

Подготовка к конкурсу «Я – исследователь» с Мартыненко Иваном

Ведение индивидуальных тетрадей для работы с детьми и родителями.

Октябрь

Родительское собрание (Организационное);  (старшая, подготовительная группы)

Практикум для родителей:  «Как минуты общения с ребенком сделать интересными и полезными»

Индивидуальные консультации:

«Причины речевых нарушений»

Уголок логопеда:

1)«Как развивается речь ребенка»

2) «Как устроен речевой аппарат»

- цели, задачи совместной работы, система логопедической работы с детьми

- ознакомление с индивидуальным планом-программой работы на учебный год;

- обсуждение организационных моментов работы;

- консультации по работе с индивидуальной тетрадью ребенка

Ноябрь

Семинар-практикум: « Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

Посещение родителями, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Уголок логопеда: 

«Комплексы упражнений для развития органов артикуляции»

«Правила выполнения артикуляционных упражнений»

Тематическая выставка книг: «Артикуляционная гимнастика»

Повысить интерес к коррекционной работе детского сада.  Познакомить с понятием «Артикуляционная гимнастика».

Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций с родителями о необходимости:

- выполнения артикуляционной гимнастики;

Объяснить необходимость её проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Декабрь

Индивидуальные консультации:

«Ознакомление с пальчиковой гимнастикой»

Посещение родителями групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

 Уголок логопеда: 

1.«Советы логопеда»

2.«Мир под рукой /пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев/»

Тематическая выставка книг: «Пальчиковые игры»

Повысить интерес к коррекционной работе детского сада.  Познакомить с понятием «Пальчиковая гимнастика».

Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций с родителями о необходимости:

- выполнения пальчиковой гимнастики;

Объяснить необходимость её проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Январь

Индивидуальные консультации:

«О правильном речевом дыхании»

Посещение родителями групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

 Родительское собрание: «Наши достижения!»

Уголок логопеда: 

«Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием»

Познакомить с особенностями работы логопеда, его методами и приемами. Повысить интерес к коррекционной работе детского сада.  Познакомить с понятием «речевое дыхание».

Февраль

Индивидуальные консультации:

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. Индивидуальные беседы о необходимости ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя- логопеда

Уголок логопеда: «Игры для развития слухового внимания»

Познакомить с понятиями «Фонематическое восприятие», «Звуковой анализ и синтез», дать рекомендации по развитию фонематического слуха. Воспитывать умение взаимодействовать (взрослый – ребенок)

Март

Индивидуальные консультации: «Мимические упражнения» (советы родителям)

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Уголок логопеда: 

«Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми»

Познакомить с комплексом мимических упражнений, объяснить необходимость его проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Апрель

Индивидуальные консультации:

«Правильная речь – одно из условий успешного обучения в школе»

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Познакомить с особенностями работы логопеда, его методами и приемами. Повысить интерес к коррекционной работе детского сада по развитию дикции, музыкально-ритмических способностей, интонационной выразительности речи.

Май

Отчетное родительское собрание «Итоги коррекционной работы»

Ознакомить родителей с результатами проведенной коррекционной работы. Ответить на интересующие вопросы. Подвести итог совместной работы.

Учитель-логопед Баженова Е.В._____________

                                                                                                  Приложение 2

                                                           СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать_________________________________________________________________________ Возраст___________________Образование ________________________________________

Отец _________________________________________________________________________ Возраст____________________Образование _______________________________________

Жалобы родителей_____________________________________________________________________

АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________

_____________________________________________________________________________Возраст матери при рождении ребенка____________________________________________

От какой беременности ребенок__________________________________________________

Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикация,

заболевания и др. _____________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные___________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция__________________________  

_____________________________________________________________________________  

Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость________________________

_____________________________________________________________________________

Крик: был, нет_________________ Наблюдалась ли асфиксия: ________________________

_____________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод: анамнез нормальный, отягощённый. _______________________________________

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Удержание головы _________ (1,5 мес.) Ползает __________ (5 мес.)

Сидит _____(6 мес.) Ходит ___________(до 1г.) Первые зубы __________ (6-8 мес.)

Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Гуление _________ (2-3 мес.)   Лепет _________(4-8 мес.)   Первые слова _____  (1 г.)

Первая фраза _________________________________________(1,5 –2 г.)

Отмечались ли грубые искажения звукослоговой структуры и аграмматизмы после

3 лет._________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно ____________________________________

Использование жестов _________________________________________________________

Наличие двуязычия в семье ____________________________________________________

Вывод: скачкообразное, с перерывами, постепенное. _______________________________


                                                                                                                                                                                                                       Приложение 3

Результаты логопедической диагностики на начало учебного года:

  1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата: _________________________________________________________________

2.Состояние просодики: ___________________________________________________________________________________________________

3. Обследование мелкой моторики: ________________________________________________________________________________________

4. Состояние звукопроизношения:

Звуки

Б-П-М

В-Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

Й (Е,Ё,Ю,Я)

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

ЛЬ

Р

РЬ

5.Воспроизведение слоговой структуры: ____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

6.Фонематическое восприятие: ____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

7.Языковой анализ и синтез: ______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

8. Импрессивная речь: ____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

9.Экспрессивная речь: ____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

10. Связная речь:_________________________________________________________________________________________________________                                                 С результатами диагностики на начало года ознакомлены: ___________________________________________________________________

                                                                                                                                                                              Приложение 4


С О Г Л А Ш Е Н И Е
между образовательным учреждением (в лице логопеда) и родителями  (законными представителями) воспитанника.

Я__________________________________________________________________________________________________________
                                                                           
(Ф.И.О. родителя)
ознакомлен(а) с проблемами в речевом развитии моего ребенка_____________________________________________________
                                                                                                                                         
(Ф.И. ребенка)
Выражаю свое согласие на проведение с ним логопедических занятий по коррекции звукопроизношения и исправлению речи в любое время пребывания его в д/с.

В целях эффективности работы обязуюсь:

  • Регулярно выполнять задания логопеда на закрепление пройденного материала в домашних условиях;

  • Посещать консультации логопеда;

  • Предупреждать логопеда заранее о предстоящих днях непосещения ребенком детского сада.

В случае невыполнения данных мною обязательств претензий к работе логопеда не имею.


«____»____________200__г.

Родитель_____________(_______________________)

Учитель-логопед___________________ (Баженова Евгения Валентиновна) 


Заведующая Дошкольного отделения МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска_____________(Бурмистрова Н.И.)



                                                                                                                                                                                     Приложение 5

Индивидуальные рабочие тетради для занятий с учителем – логопедом

Дата:

Задания по формированию лексики и грамматического строя

Лексическая тема: «Урожай. Овощи. Огород».

Взаимодействие

Учитель- логопед

Воспитатели

Родители

Уточнить понятие «Овощи». Расширить представления о труде взрослых в огородах, на полях осенью. Закрепить названия цветов и  их оттенков.

Ввести в активный словарь:

существительные: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица

прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый, коричневый.

глаголы: зреть, спеть, копать, подкармливать, окапывать, пахать.

1. Беседа:

Когда собирают урожай овощей; где растут овощи; в чём их польза; что из них готовят и т.д.

2.«Чего много в корзине?» Закрепление категории родительного падежа множественного числа.

В корзине много помидоров.

В корзине много огурцов. И т.д.

3. Прочитать и пересказать текст  по И. Соколову – Микитову

     Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака.  Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту – тяжелые светло – зеленые качаны.

4. «Составь предложение». Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Помидор круглый, а морковь… (продолговатая).

Помидор красный, а морковь…

Помидор мягкий, а морковь…

Помидор кислый, а морковь…

У помидора внутри семечки, а у моркови…

Помидор растёт на земле, а морковь… ( в земле)

5. «Подскажи словечко»

У бабушки на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут                           Сорвала  я стручок,                  А на этой грядке

Что за зонтики растут?                      Надавила на бочок.                    Разыгрались в прятки

Наша внучка морщит лоб.               Он раскрылся. Ах! Ох!              Зеленые хитрецы,

Это милая… (укроп)                          Покатился… (горох)               Молодые… (огурцы)

6.Выучить стихотворение «Дедушка Рох»

Дедушка Рох посеял горох.

Землю пахал – тяжко вздыхал.

Когда убирал, пот утирал.

Когда молотил – по пальцу хватил.

Зато когда ел, язык проглотил –

До того было вкусно. 

7«Исправь ошибку».  Развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных. Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Капустный пирог приготовим из кабачка.

Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укропа. И т.д.

8. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» - координация речи с движением.

Хозяйка однажды с базара пришла,            («шагают» пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку,                    (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Горох, петрушку, свеклу.

Ох!                                                                  (хлопок)

Вот овощи спорт завели на столе –            (попеременные удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка, капуста, морковка,                    (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Горох, петрушка иль свекла?

Ох!                                                                (хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла         (стучат ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,                  (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Горох, петрушку, свеклу.

Ох!                                                               (хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке   (ладони складывают крест – накрест на столе)

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка,                    (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Горох, петрушка и свекла?

Ох!                                                                (хлопок)

И суп овощной оказался неплох!              (показывают, как едят суп)

9. Составление описательных рассказов по теме «Овощи», по схеме:

  • Что это?
  • Это овощ или фрукт?
  • Где растет?
  • Какой на вкус?
  • Какой снаружи, какой внутри?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Какой он на ощупь?

- Что можно из него приготовить?

Дата:

Индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения

Тема:  Автоматизация в  прямых слогах ША  ШИ  ШЕ  ШУ  ШО в начале и середине слов.

Взаимодействие

Учитель- логопед

Воспитатели

Родители

  1. Тренируем проговаривание правильного звука [ш] в прямых слогах:

ш-а, ш-о, ш-у, ш-и, ш-е

Пары прямых слогов:

ша — шо                 шо - шу

шу — ши                 ши — ше

ше - ша                 ши — ша

шо — ше                 шу — ша

Ряды прямых слогов:

ша — шо — шу — ши         ши — ша — шо — шу

шу — ши — шо — ша         ша — ши — ша — шу

шо — шу — ши — ша         шу — ша — ши — шо

  1. В словах:

А)  с ударными слогами:

- ША -

Шаг, шайба, шайка, шаль, шапка, шар, шарить, шаркать, шарф, шахта, шахматы, большая, лапша, левша, душа, ушанка, ушат, дышать, лишать, мешать, решать, лошадка, мышата, лягушата.

- ШО, ШЁ -

Шов, шок, шорты, шорох, мешок, вершок, горшок, гребешок, корешок, петушок, пушок, ремешок, порошок, большой, мышонок, голышом, хорошо; шёл, шёлк, ушёл, нашёл, вошел, кошёлка, шёпот, пшёнка, тушёнка, гашёный, тушёный, шёлковый.

- Ш У , Ш Е -

Шуба, шулер, шум, шумный, Шурик, шут, шутка, мишутка, дышу, кошу, ношу, тушу, прошу, укушу, машу, пишу, шеф, шея, мишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, отшельник, волшебный, душевный, шейка, шейх, планшет, нарушение.

- IIIИ -

Шик, шила, шина, шип, шить, ширма, ширь, шифр, дыши, ерши, мыши, пиши, камыши, малыши, шалаши, нашивка, машина, кувшин, кувшинка, ушиб, шили, пришили, решили, ошибка, шиворот, шифер.

  1. Закончить слово слогом — ША —, затем — ШИ —:

Взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает заданный слог и повторяет слово целиком.

Ка(ша), Да(ша), Ма(ша), Алё(ша), Ми(ша), Ната(ша), Па(ша), Андрю(ша), клави(ша), кры(ша);

У(ши), мы(ши), ер(ши), камы(ши), шала(ши), кало(ши), ланды(ши), каранда(ши), гру(ши), афи(ши).

4 Выучите  чистоговорку:

 ша - ша - ша - шапка, шахматы, лапша;

ши - ши - ши - шина, шило, камыши;

ше - ше - ше - шея, пешка, атташе;

5. Сложи картинку из счётных палочек


                                                                                                             Приложение 6

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1

1. Знаете ли Вы речевые трудности Вашего ребёнка?     да,     нет.

2.Обращались ли раньше к логопеду?                              да      нет

3.Считаете ли Вы необходимым пребывание ребёнка в логопедической группе?

 да   нет

4.Кто, по Вашему мнению, должен заниматься с ребёнком:

а) только логопед

б) логопед и педагоги ДОУ

в) логопед, педагоги ДОУ и родители (нужное подчеркните)

5.Как часто Вы готовы (имеете возможность) заниматься с ребёнком по заданию логопеда:

а) один раз в неделю

б) два раза в неделю

в) три раза в неделю

г) по выходным дням

д) ежедневно (нужное подчеркните).

8.Как, по Вашему мнению, развито звукопроизношение у Вашего ребёнка?

а) хорошо

б) средне

в) плохо

Спасибо за сотрудничество!

                                                                                                                            Приложение 7

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2

Для выявления Ваших запросов и с целью эффективной организации работы логопеда мы предлагаем ответить Вам на вопросы анкеты:

1. Нужна ли Вашему ребенку логопедическая помощь?

  • да                        нет                      не   знаю

2.Консультацию, на какую из предложенных тем,  Вы бы хотели получить в течение учебного года (нужное подчеркнуть):

  • « Артикуляционная гимнастика  и ее роль в развитии речи ребенка».
  • «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи ребенка».
  • «Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического слуха  у детей дошкольного возраста».
  • «Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в игровых упражнениях».
  • «Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников».
  • « Обогащение словарного запаса и развитие связной речи у детей».

3.В какой форме Вам удобнее получать информацию о логопедической работе

  • (нужное подчеркнуть):
  • Индивидуальная консультация.
  • Индивидуальная тетрадь для домашних заданий с детьми.
  • Открытое занятие.
  • Родительские уголки, информационные памятки.
  • Ящик вопросов и ответов.
  • Блог детского сада.
  • Другое.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Взаимодействие специалистов с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями»

Роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий ...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями

СодержаниеВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителямив условиях ДОУ1.1.         Условия эффективного взаимодейс...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя...

СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности

Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....