Особенности психического и личностного развития ребёнка с особыми образовательными потребностями
статья по коррекционной педагогике

Иванова Мария Александровна

1) Дети с задержкой психического развития (ЗПР): внимание таких детей характериуется неустойчивостью, выявлены периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Очень тяжело собрать и сконцентрировать внимание этих детей, временно удержать на протяжении той или иной деятельности. Многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). У дететй снижена скорость выполнения перцептивных операций.

2) Дети с нарушениями речи: особенность речевого развития дететй с нарушениями речи оказывает воздействие на формирование личности ребёнка и на развитие всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые могут затруднить их социальную адаптацию и может потребоваться целенаправленная коррекция имеющихся нарушений у ребёнка.

3) Дети с нарушением слуха: утрата слуха может лишить ребёнка одного из ценных источников информации и, тем самым, ограничить течение его интеллектаульного развития. Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребёнка и оказывает опосредованное влияние на развитие памяти, мышления. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

4) Дети с нарушением зрения: слабовидящие дети весьма отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и быстроты усвоения материала. В значительной мере, это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностми детей. Обычно для дететй с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряжённость, неспособность к понимаю эмоционального состояния партнёра по общению и адекватному самовыражению. В поведении детей с нарушениями зрения, в большинстве случаев, присутствует недостаток гибкости и спонтанности, отсутствуют или слабо развиты неречевые формы общения.

5) Дети с умственной отсталостью (УО): развитие умственно отсталого ребёнка с первых дней жихни отличается от развития номальных детей. У дететй с умственной отсталостью отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. 

6) Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата: для большинства детей с ДЦП характерна ЗПР по типу психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Интеллект ребёнка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остаётся несформированной.

7) Дети с расстройствами раннего детского аутизма (РДА): главными отличиями детского аутизма при всех клинических вариантах являются:

- недостаток потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;

- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним;

- изоляция от окружающего мира;

- монотонное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (раскачивание туловищем или головой, подпрыгыивание на носках и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями

Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями(материал по методическому обеспечению моделей интегрированного образователь...

Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей

Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...

Особенности психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями

Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особе...

Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...

Презентация "Особенности работы педагога-психолога с воспитанниками имеющими особые образовательные потребности".

В презентации отражены особенности работы педагога-психолога с воспитанниками имеющими особые образовательные потребности....

Статья "Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период."

Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период.Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется в ш...

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...