«Формирование познавательных способностей от 0 до 7 лет»
презентация по коррекционной педагогике

Кристева Наталья Павловна

Развитие способностей — сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит  качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн , развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности.
Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_sposobnosti.pptx764.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование познавательных способностей от 0 до 7 лет» Кристева Н.П. Учитель-дефектолог ГБОУ Школа 2083 2022 г.

Слайд 2

Познавательные способности — свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач). Или это особенности (свойства) взаимодействия кратковременной памяти , долговременной памяти и сознания в процессе решения задачи . По Канту выделяют три основные способности человека к познанию: чувственность, рассудок и разум.

Слайд 3

Развитие способностей — сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн , развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Слайд 4

Рождение и первый год жизни Сразу после рождения на ребенка обрушиваются внешние воздействия(гравитация, свет, звуки, прикосновения и т.д.)- информационный перепад. Этот поток требует переработки. После первой недели жизни ребенок приобретает возможность пассивно принимать, «фиксировать» поступающую зрительную, слуховую, тактильную информацию, следить за ней глазами и головой. Первый год жизни - период активного взаимодейстивия с окружающим миром . Ориентируясь в окружающей действительности интересуется не только тем, «что такое», но и «что с этим можно делать». Важно становление тонкого пространственного восприятия положения кисти и пальцев (грубая чувствительность), кожной (поверхностной) чувствительности пальцев, кот. обеспечивает восприятие свойств :форма, вес, температура, твердость, мягкость, характер поверхности. Развитие зрительного восприятия. Образы предметов и событий используются в различных целях: для сравнения с новым впечатлением, для группировки в классы, для мысленного конструирования. Развитие слухового восприятия. Постепенно развивается внимание к звукам, способность к лакализации источника звука. Развитие общения. Способен удерживать полученные впечатления в памяти, запоминает события, повторяющиеся каждый день, их жестовые и словесные обозначения. Понимает обращенную речь. Развитие мышления. Может дотянуться до интересующего предмета, привлечь внимание взрослых. Появляется ожидание повторяющихся событий. Включение рабочей памяти(образы убранных из поля зрения предметов продолжают существовать). Важным для развития интеллекта является способность подражать. Происходит знакомство с нормами поведения.

Слайд 5

Второй и третий год жизни Предметная деятельность способствует развитию двигательной сферы ребенка, движений рук, мышления, зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструирования. Основной характеристикой формирования произвольных действий является осознанность. Восприятие развивается раньше других функций. Развитие зрительного и слухового восприятия. Осмысление увиденного и услышанного, совершенствование узнавания и дифференциации предметов, определение сходства и различий, величины и взаимоположения в пространстве. Сопоставление звуковых сигналов по времени, воспроизведение ритма и мелодии. Появляется интерес к зрительному, слуховому и тактильному исследованию внешнего мира и самого себя. Развитие общения определяется вниманием и интересом к другому человеку, эмоциональным отношением к нему и стремлением привлечь внимание. Развитие речи. Речь становится средством и способом мышления и осмысления окружающей обстановки и своего поведения. Накапливается словарь, значения слов становятся более определенными. Развитие мышления. Формируются основы наглядно-образного и символического мышления ; рабочая память, зрительное и слуховое восприятие. Мыслительные процессы. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры, развивается конструктивная деятельность, начинает формироваться логического мышления. Переход от употребления известных или показанных взрослыми связей к творческому установлению и осознанию. Символичные игровые действия способствуют развитию фантазии и воображения. Воображение. Формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Рассказы-интерпритации свидетельствуют о формировании образов на основе словесного описания деталей и подробностей. Наблюдается «игра знакомых слов». Ребенок чувствует себя источником воображения.

Слайд 6

От 3 до 5 лет Активно познает мир окружающих предметов, открывает структуру вещей. Развитие зрительного и слухового восприятия. Обретает социальный статус. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и оттенков, формы и величины предметов, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука- орган активного осязания. Усвоение сенсорных эталонов. Представление о геометрических фигурах, умение определять направление и взаиморасположение в пространстве. Ориентация в пространстве связана с собственным телом. Моделируют формы и пространственные отношения. Формируется умение соотносить рисунок с действительностью. Интересуется звуковой формой слова. Управляют вниманием, направляют его на предметы, удерживают. Речь-организатор внимания. Возрастает интерес к музыке. Осмысление норм поведения. Появляются сюжетно-ролевые игры. Развитие речи. За словом видит реальный предмет. Появляется контекстная речь. Развитие мышления, интеллекта. Формирование понятий, ограниченных личным опытом. Познание через действия. Классифицирует предметы, оперирует математическими понятиями. Решают в уме задачи в которых действие направлено на достижение практического результата. Игра и рисование способствуют практическому освоению мира. Чтобы осваивать разнообразные грани интеллекта использовать разные игрушки (головоломки, конструктор). В игре развитие внимания и произвольной памяти.

Слайд 7

От 5 до 7 лет Развитие ребенка как личности. Формируются предпочтения в обучении. Использовать для игры игрушки, соответствующие возрасту. Не перегружать нервную систему. Увеличился запас слов, большинство связано с конкретными бытовыми понятиями. Навыки может обретать не только в игре . В этот период улучшается память. Повзрослевший ребенок усидчивый, может удерживать сконцентрированное внимание.

Слайд 8

Список литературы И.А.Скворцов «Ваш ребенок от рождения до школы».-МЕДпресс-информ,2005 Л.Тихомирова «Я открываю мир».- У-фактория,2006 Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников. -Мозаика-синтез, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

"Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений"

Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений....

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности".

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий  ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности"....