Варианты упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием Кругов Луллия
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Булгакова Татьяна Игоревна

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_lulliya.doc1.73 МБ
Microsoft Office document icon rech_krugi_lulliya.doc39.5 КБ
Файл krugi_lulliya.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Круги Луллия»  

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ (технология анализа и решения проблем) для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Круги Луллия - универсальное дидактическое средство с помощью которых можно корректировать процесс развития речи, формировать мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОВЗ.

Цель пособия:

- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений.

Игровые упражнения решают следующие задачи:

- формируют понятие "признак", знакомит с именами признаков.

- учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами.

- развивают навыки фантастического преобразования объектов;

- формируют способность увидеть суть проблемы;

- развивают познавательную активность;

- развивают представления о сенсорных эталонах;

- формируют связанную речь;

- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;

- формируют слоговую структуру слова;

- развивают звуко-буквенной анализ;

- формируют способность решать проблемные ситуации.

        В своей практике Круги Луллия я спользую для:

  • Уточнения и активизации словарного запаса;
  • автоматизации звуков речи;
  • развивитие фонематических процессов;
  • совершенствование слоговой структуру слова;
  • развитие связной речи.

 

        

        Пособие состоит из нескольких кругов разного диаметра, наборов карточек с символами и изображениями. Для работы круги собираются на стержень от большего к меньшему. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.

Формы организации образовательной деятельности:

- образовательные ситуации (например по речевому и познавательному развитию);

- игровые обучающие ситуации;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

•        Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

•        В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

•        Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

        Работа с кругами Луллия может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях и для самостоятельной деятельности детей.

        Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного и речевого  развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.

Данное дидактическое пособие можно приобрести в готовом виде, а так же изготовить самостоятельно из пластика (или толстого картона), что позволяет нам расширить географию применения и не ограничивает педагогов в творческом подходе к выбору материалов для наполнения.

Теперь я предлагаю вам вместе поиграть в несколько игр.

Подготовка к игре.

1. Установить пособие на столе.

2. Установить на стержень кол-во кругов, соответствующее возрастной категории детей

3. На круги сверху выложить картинками по тематике игры.

4. Озвучить задание на игру.

5. Поворачивая круги подбирать картинки по заданию.

Можно выделить этапы участия педагога в играх с "кругами":

- педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.

- педагог косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.

- педагог осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в работе с кругами.

- педагог осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Игра «Оденемся на прогулку»

Задачи: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.

Ход игры:

Педагог предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.

Игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.

Игра «Расскажи сказку»

Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества;

Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1-ом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2-ом круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Форум: « Практикоориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе с различными категориями обучающихся » Круги Луллия - как средство активизации речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи. ГБОУ «Школа №1579» Учитель-логопед Булгакова Т.И.

Слайд 2

Программа ТРИЗ Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребёнком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не даёт готовые знания, он учит находить их.

Слайд 3

Круги Луллия Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Слайд 4

Пособие позволяет коррегировать различные аспекты речевой деятельности, а именно: уточнять и активизировать словарный запас; автоматизировать звуки речи; развивать фонематические процессы; совершенствовать слоговую структуру слова; совершенствовать развитие связной речи; Пособие позволяет решать следующие задачи: развитие познавательной активности; развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы); формирование элементарных математических представлений; развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Слайд 5

Пособие состоит

Слайд 6

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного и речевого развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.

Слайд 7

Подготовка к игре 1. Установить пособие на столе. 2. Поднять крышку. 3. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками. 4. Закрыть крышкой. 5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок и подбирать картинки по заданию.

Слайд 8

Варианты игр и упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием Кругов Луллия Игра "Кто где живёт?" Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.

Слайд 9

Игра «Оденемся на прогулку» Ход игры: Педагог предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.

Слайд 10

Игра «Расскажи сказку» Ход игры : На 1 – ом круге -сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2-ом круге -атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

Слайд 11

Пособие по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методический материал является информационной поддержкой Программы предшкольной подготовки Л. Лпрсссовой , Н. Горловой, Т. Сидорчук "Окно в школьный мир" и способствует развитию у ребенка качеств активного созидателя, воображения, творческого подхода к действиям, логического мышления, умения решать возникающие проблемы. Занятия построены по системе тренингов на основе пособия "Круги Луллия ". Методика апробирована в экспериментальных ДОУ России, Белоруссии, Украины. Пособие адресовано воспитателям и педагогам ДОУ, работающим по развивающим программам. Оно доступно и для самостоятельной работы родителей с детьми. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия . Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет"

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности использования кругов Луллия с детьми".

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название  «Круги Луллия».На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стр...

Использование "Кругов Луллия" на занятиях по физической культуре

Я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия».Простота конструкции позволила мне применить ее на физкультурных занятиях.Благодаря этой игровой технологии мож...

Беседы о нравственном воспитании с использованием кругов Луллия в средней группе

В материале представлены две беседы о нравственном воспитании дошкольников средней группы с использованием кругов Луллия...

Консультация для родителей «Варианты игр с использованием Кругов Луллия для детей от 3 до 5 лет»

Консультация для родителей«Варианты игр с использованием Кругов Луллия для детей от 3 до 5 лет»...