Организация коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе специалистами ДОУ в условиях современных требований.
статья по коррекционной педагогике

Ярема Ольга Владимировна

Введение инклюзивного образования в нашей стране, с целью реализации прав детей с ОВЗ на получение общедоступного образования, дало возможность семьям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей - инвалидов посещать массовые сады. Для детей, имеющих потребности в создании особых условий для получения образования, в дошкольных учреждениях были открыты группы комбинированной направленности которую могут одновременно посещать дети, имеющие нарушения разного генеза и обычые здоровы дети. Построение воспитательно-образовательной работы в таких группах имеет ряд особенностей, которые можно рассмотреть в данной статье.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе специалистами ДОУ в условиях современных требований.

Ярема Ольга Владимировна

- педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок» (г. Норильск)

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Питер Миттлер.

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, относит к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) не только детей-инвалидов, но и детей имеющих временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий воспитания и обучения.

Закон об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ) регулирует вопросы образования детей с ОВЗ, включает в себя ряд статей, закрепляющих право каждого ребенка, на получение качественного образования.

ФГОС ДО предполагает учет в образовательном процессе индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его особенностями здоровья, жизненной ситуацией, определяющих особые условия получения им образования и особые образовательные потребности.

«Профстандарт педагога» (утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.13 № 544) предполагает регулярное освоение специальных технологий и методов, необходимых для адресной работы с разным контингентом воспитанников.

 В соответствии с требованиями Профстандарта, современный педагог ДОО становится помощником, создающим условия для реализации потенциала каждого ребенка, в том числе ребенка имеющего статус ОВЗ.

Введение инклюзивного образования в нашей стране, с целью реализации прав детей с ОВЗ на получение общедоступного образования, дало возможность семьям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей - инвалидов посещать массовые сады. Для детей, имеющих потребности в создании особых условий для получения образования, в дошкольных учреждениях были открыты группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и т.д.) и группы комбинированной направленности[1], которую могут одновременно посещать дети, имеющие нарушения разного генеза (с ТНР[2], ЗПР[3], РАС[4], НОДА[5]).

В нашем дошкольном учреждении работают две группы: одна компенсирующей направленности, другая – комбинированной для воспитанников с ТНР. Обучение детей воспитателями и специалистами в данных группах происходит по адаптированной основной программе.

Дети с тяжелыми нарушениями речи, не, смотря на то, что не имеют нарушений в физиологическом плане (сохранен слух, нет нарушений опорно-двигательного аппарата), у них не нарушен интеллект, имеют ряд особенностей в развитии. Нарушения в речевой деятельности отражаются на развитии познавательной и эмоционально-волевой сферах.

Нарушения познавательной сферы.

У детей с ТНР часто бывает нарушена память, характеризующаяся длительным запоминанием и быстрым забыванием, а также низким объемом памяти. При этом смысловое и логическое запоминание может соответствовать норме.

Слуховое и зрительное восприятие у них не сформировано, дети испытывают трудности при дифференциации шумов, звуков, видимых характеристик объекта: цвет, форма, размер; нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей, для них характерна бедность представлений об окружающем мире. Нарушение в развитии зрительного восприятия, мешает формированию предметных образов, что часто сочетается с нарушением пространственных представлений. Дети испытывают трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Все дети с ТНР характеризуются нарушением внимания, это как правило отражается в его неустойчивости, трудности переключения и распределения внимания, дети не умеют планировать и контролировать свои действия, им сложно сосредоточиться на вербальном материале.

Дети с речевыми нарушениями с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности, недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Особенности эмоционально –волевой сферы.

Всех детей, имеющих речевые нарушения, характеризует эмоциональная незрелость, им сложно контролировать свое поведение, они склонны к спонтанности, характеризуются повышенной тревожностью, обидчивостью, заниженной самооценкой. Нарушение коммуникативной функции, может провоцировать агрессивное поведение, негативизм, нерешительность, замкнутость, уход от общения, чувство неполноценности. У многих детей отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.

Опыта, информации, материалов об организации работы с детьми в комбинированной группе недостаточно, поэтому многие родители воспитанников, не имеющих статус ребенка ОВЗ весьма негативно воспринимают посещение комбинированной группы. Многие из них считают, что, общаясь с ребенком с ОВЗ, их ребенок начнет очень плохо говорить, копируя своих сверстников, потеряет интерес к занятиям, и вообще внимание обычным детям будет уделяться меньше, чем детям с ТНР.

В связи с этим воспитателями и специалистами учреждения выстраивалась работа в данных группах по двум направлениям:

- оказание комплексной коррекционной помощи воспитанникам с ОВЗ и организация профилактической работы с остальными детьми комбинированной группы, развивая чувство толерантности и взаимопомощи;

- грамотно организованная работа с родителями комбинированной группы по принципу партнерского взаимодействия с целью - раскрыть положительные аспекты инклюзивного образования и его важность в социализации каждого ребенка данной группы.

Необходимо отметить, что специалисты и воспитатели при реализации данных направлений находятся в тесной взаимосвязи тем самым дополняя друг друга.

Так как комбинированную группу посещают дети от 4 лет до 7 – 8 лет, образовательная деятельность проводится по подгруппам, которые формируются по возрастному принципу (дети среднего и старшего возраста или старшего, подготовительного, или среднего, подготовительного возраста) что дает возможность педагогам (специалистам) обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Одновременно проходящие подгрупповые занятия с воспитателем и детьми, и специалистом и детьми проводятся каждым специалистом один раз в неделю, таким образом - группа охвачена всеми специалистами ДОО, что дает эффективный результат работы.

На своих подгрупповых занятиях с детьми с разными образовательными потребностями, реализуя блок социально-коммуникативного развития, большое внимание уделяю коммуникации воспитанников, формированию навыков социального взаимодействия, которое заключается в принятии себя, формировании адекватной самооценки, снижения агрессии в межличностных отношениях, приобретении навыков конструктивного поведения. В игровой форме мы отрабатываем проблемные ситуации, возникающие между детьми в повседневной деятельности в группе, и находим пути их решения. Выстраиваем модели конструктивного поведения, снимаем психоэмоциональное напряжение, учимся справляться с проявлениями агрессии с помощью оборудования сенсорной комнаты.

В коррекционно-развивающую работу я включаю игры, рекомендованные учителем – логопедом, которые помогают не только развивать и обогащать словарь детей, но и способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, развитию всех мыслительных процессов.

Учитель-логопед, реализуя речевой блок, включает в свою работу по моей рекомендации, игры и игровые упражнения, способствующие развитию целостности восприятия, развивающие наглядно-образное и предпосылки логического мышления.

В конце каждой недели мы: я – педагог –психолог, учитель – логопед, воспитатель, проводим итоговое интегрированное занятие, где каждый из специалистов отвечает за свой блок: педагог-психолог - социально-коммуникативное и, при необходимости, познавательное развитие; учитель-логопед - речевое, а также познавательное развитие; воспитатель берет на себя художественно - эстетическое развитие.

«Логоритмика» – это еще одна из форм коррекционной работы с детьми и взаимодействия специалистов ДОО (музыкальный руководитель, педагог – психолог, учитель – логопед), целью которой является развитие координации речи с движениями под музыкальное сопровождение. В свою работу мы активно включаем мультимедийное сопровождение, помогающее обогатить знания детей и сделать образовательную деятельность более интересной, концентрируя внимание на конкретном объекте или явлении. В конце занятия по логоритмике проводятся релаксационные минутки или элементы психогимнастики, позволяющие детям снижать психоэмоциональное напряжение, развивать навыки контроля, умения концентрироваться на своих ощущениях, слышать свои чувства, научиться правильно и спокойно дышать.

Снизить психоэмоциональное напряжение, особенно в условиях проживания на Крайнем Севере в период входа и выхода из Полярной ночи, помогают игры и физические упражнения. В тесном сотрудничестве с инструктором по физической культуре, был разработан план образовательной деятельности, с включением моих, педагога – психолога, рекомендаций: использовать подвижные игры на развитие концентрации и переключаемости внимания, умению сочетать двигательную и речевую деятельность, способствующую развитию всех видов памяти, развитию навыков самоконтроля и саморегуляции поведения, а так же были включены игры, рекомендованные известными психологами М. Чистяковой, Н. Кряжевой, Е. Лютовой, Г. Мониной и др.

Второе важнейшее направление нашей работы – сотрудничество с родителями. Родители воспитанников – как одни из основных участников психолого-педагогической помощи, активно включаются в образовательный процесс. Основные формы работы с родителями - совместные с детьми и родителями игровые занятия, тренинги, родительские собрания, в которых демонстрировали успехи наших воспитанников.

В период введения ограничительных мер, большинство мероприятий проводились с использованием сети Интернет в 2-х форматах – онлайн и предоставление записи занятий на имеющихся ресурсах (облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, YouTube).

Для качественной организации родителями привычного режима для детей специалистами детского сада систематически проводились консультации, оказывалась методическая помощь и по возможности техническая; организована «обратная связь».

Педагогическими работниками разработаны и рекомендованы игры с использованием материалов, имеющихся дома («Игры на кухне», «Игры из подручных средств», серия игр и игровых упражнений «Играя делаем, делаем и играем»).

Данные мониторинга посещения онлайн-занятий и количества просмотров занятий в записи по всем образовательным областям свидетельствует о достаточной вовлеченности и понимании родителями ответственности за качество образования своих детей.

Выстроенная система работы среди педагогов и специалистов дала свои положительные плоды. Специалисты и педагоги комбинированной группы, тесно взаимодействуя друг с другом и родителями, работают в едином направлении, что позволят проводить коррекционную работу в разных образовательных областях. Комплексный подход взаимодействия охватывает основные направления развития каждого ребенка: педагог-психолог – развивает познавательные процессы, формирует высшие психические функции, которые закрепляются воспитателем, инструктором по физической культуре музыкальным руководителем в режимных моментах, в НОД, в музыкальной деятельности; учитель-логопед решает задачи речевого развития, которые также закрепляются в других сферах деятельности детей, воспитатель –ведет работу над развитием творческих навыков, и развитием представлений об окружающим, закрепляет работу ведущих специалистов (учителя-логопеда и педагога-психолога) в индивидуальной работе с детьми.  

Такая система коррекционной работы, способствовала достижению стойких положительных результатов у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: увеличению концентрации и переключаемости внимания, объема слуховой памяти, а, следовательно, и возможности удержания более сложной инструкции, сформированости слухового и зрительного восприятия позволяющее определять объект по одному нескольким признакам. Дети ориентируются в пространстве, дифференцируют понятия «слева», «справа», «между», «над», «под» и др. Дети с речевыми нарушениями к концу обучения владеют анализом и синтезом, сравнением и обобщением, исключением и конкретизацией понятий. Уверенно выполняют задания, требующие мышления логической направленности, активно играют в шахматы.

Эмоционально–волевая сфера детей также демонстрирует положительные результаты: воспитанники имеют адекватную самооценку, умеют контролировать свое поведение, выстраивать конструктивные отношения в среде сверстников и взрослых.

Несмотря на то, что у некоторых воспитанников остаются незначительные речевые нарушения, это не мешают ребятам вести диалог и чувствовать себя уверенно в среде сверстников.

Благодаря комплексной работе по просвещению родителей, нам удалось поменять представление о детях с особыми образовательными потребностями и соответственно, изменить отношение к комбинированной группе, расширить знания об инклюзивном образовании детей и толерантному отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

  1. Конвенция о Правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989г.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Беткер Л.М. - Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
  4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
  5. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
  6. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога).
  7. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Коррекционные игры для детей с задержкой психического развития.- Ростов – на – дону «Феникс» 2007г.


[1] Группа комбинированной направленности – это группа детского сада, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

[2] ТНР – тяжелые нарушения речи

[3] ЗПР – задержка психического развития

[4] РАС – расстройства аутистического спектра

[5] НОДА – нарушение опорно – двигательного аппарата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

Условия организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественного взаимодействия между массовым и специальным образованием детей,преодалевая барьеры и делая между нимы гран...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Создание условий для организации коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР

Презентация модели предметно - развивающего пространства в логопедической группе и кабинете логопеда. Краткое содержание и формы работы с детьми , имеющими ТНР. Важнейшим условием коррекционно ...

Создание условий для организации коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР

Презентация модели предметно - развивающего пространства в логопедической группе и кабинете логопеда. Краткое содержание и формы работы с детьми , имеющими ТНР. Важнейшим условием коррекционно ...