Особенности организации изобразительной деятельности детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Внимание к процессуальности детского творчества особенно обострилось вследствие парадигмальных изменений, происходящих в дошкольной педагогике и психологии второй половины ХХ века в связи с утверждающейся в образовании парадигмой субъектности (В.А.Петровский).

В настоящее время в педагогике, проблема детского рисунка является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку изобразительная деятельность обеспечивает адаптацию личности ребенка за счет подсознательной переработки поступающей информации.

Вместе с тем, несмотря на общую разработанность проблемы изучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ, можно выделить противоречие между существующими потребностями в развитии изобразительных навыков детей дошкольного возраста с ОВЗ и отставанием практических наработок, в частности специальных программ, технологий рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisel_e_publikatsiya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Кисель Е.И.

Воспитатель МБДОУ ДС №194 г.Челябинска

Особенности организации изобразительной деятельности детей с ОВЗ

Внимание к процессуальности детского творчества особенно обострилось вследствие парадигмальных изменений, происходящих в дошкольной педагогике и психологии второй половины ХХ века в связи с утверждающейся в образовании парадигмой субъектности (В.А.Петровский).

В настоящее время в педагогике, проблема детского рисунка является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку изобразительная деятельность обеспечивает адаптацию личности ребенка за счет подсознательной переработки поступающей информации.

Особенно остро в современной педагогике и психологии встает проблема о необходимости обучения изобразительной и конструктивной деятельности детей с ОВЗ, в связи с появлением множества искусственных объектов (дома, машины, предметы быта), изобразительных (картины, кино, компьютеры, голографическая имитация) и символических (знаки, графики, шкалы) средств отображения действительности (Л.А.Венгер, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский и др.).

Вместе с тем, несмотря на общую разработанность проблемы изучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ, можно выделить противоречие между существующими потребностями в развитии изобразительных навыков детей дошкольного возраста с ОВЗ и отставанием практических наработок, в частности специальных программ, технологий рисования.

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства .

Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии.

В связи с наличием у детей монокулярного видения, что характерно для данной категории, страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений .

Амблиопией называется стойкое прогрессирующее снижение зрения одного или обоих глаз при отсутствии патологических структурных изменений. Другое название патологии – синдром «ленивого глаза».

Чаще при амблиопии происходит подавление зрительной функции одного глаза. То есть человек воспринимает изображение только одним здоровым глазом, монокулярно, в то время как второй глаз в зрительном процессе не участвует. При этом речь не о слепоте, подавляемый зрительный орган сохраняет свои функции. Именно поэтому заболевание считается обратимым, если вовремя начать лечение .

 Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. У детей с косоглазием и амблиопией отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами.

          Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому занятиям по изобразительной деятельности всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира.

Детям легче и интереснее рисовать те предметы, которые им доступны для комплексного обследования. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов с помощью всех анализаторов. Ребенок должен четко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части. Педагог учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы основных деталей, цвета каждой детали и структуры поверхности.  Особое внимание уделяется величине. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ .

Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и осязательного обследования.

 У детей с нарушением зрения вызывают затруднения изображения предметов в пространстве с учетом их величины.

 Педагоги должны развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся сопоставлять величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать различные картины, где можно показать изображение перспективы. Например, на картине вдалеке лес, деревья очень маленькие, а на переднем плане изображены зайцы, они по размеру больше, чем деревья. В такой форме доступнее детям показать перспективу .

Одним из эффективных средств понимания и отображения в плоскости пространства является применение работы на индивидуальных фланелеграфах по созданию композиций из вырезанных изображений. Дети по образцу, словесному указанию, наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие сюжеты. Например, даются натуральные предметы: домик, дерево, машинка и др. Дети анализируют, как расположены эти предметы на столе и создают соответствующую композицию из вырезанных изображений на фланелеграфе.

Опорой рисования в группе  детей с ОВЗ являются наблюдения реальных предметов и явлений. Предлагая детям изобразить городской пейзаж, необходимо предварительно на прогулках рассмотреть с ними окружающие здания, помочь выбрать каждому дом, который он хотел бы нарисовать, хорошо рассмотреть его и запомнить и т. п.

 Взаимосвязь всех видов занятий по изодеятельности прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию. На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков, выполнение задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка, его зрения и общего развития. На отдельных этапах обучения при низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации возможно применение шаблонов и трафаретов.

Рассаживать детей следует, сообразуясь с их зрением: на первые столы – страдающих амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием. Очень полезно рисовать на мольберте, это способствует выравниванию взора.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие  цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией

Иногда и воспитатели не задумываются над тем, какой художественный материал наиболее уместен при исполнении той или иной темы. Отсюда и неудовлетворительный эстетический результат карандашного рисунка. Если краски несколькими широкими мазками заполняют сразу сравнительно большую поверхность, то при рисовании карандашами дети за 20 минут занятия могут закрыть лишь небольшие плоскости. Поэтому при рисовании карандашом следует давать небольшие листы бумаги: для передачи сюжета — не более 20X30 см, а для предметных рисунков — 10X15 и даже 9X12 см.

Уменьшение размера листа в соответствии с возможностями детей и временем занятия помогают добиться тщательного выполнения рисунка при правильном применении художественных приемов .

Чтобы ребенок с ОВЗ начал понимать художественное произведение, он должен научиться соотносить образ с изображением. Это возможно в том случае, если ребенку понятны средства выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи

Выявление компетентности родителей  в организации изодеятельности детей в домашних условиях, помощи детям со стороны членов семьи....

Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи

Выявление компетентности родителей  в организации изодеятельности детей в домашних условиях, помощи детям со стороны членов семьи....

Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В презентации освещена организация изобразительной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисо...

Организация изобразительной деятельности детей с нарушением зрения.

Изобразительная деятельность - одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника, так как в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления...

Речевое сопровождение при организации изобразительной деятельности детей с ТНР

Методические рекомендации разработаны специально для воспитателей логопедических групп для детей с нарушениями речи с целью активизировать речь детей на ИЗО и в самостоятельной творческой деятельности...