Преемственность в работе тифлопедагога и воспитателя.
материал по коррекционной педагогике

Ольга Ильинична Таршина

Преемственность в работе тифлопедагога и воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе тифлопедагога и воспитателя.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» воспитываются дети с различной зрительной патологией. Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения  (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.

Для успешного решения задач воспитания и обучения дошкольников c нарушением зрения важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива группы, включая тифлопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении – педагога-психолога, музыкального руководителя. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей в тесном взаимодействии, определяют эффект коррекционного воздействия. Несмотря на необходимость профессиональной деятельности каждого специалиста, положительный педагогический эффект может быть достигнут только в результате объединения их усилий.

Но прежде всего рабочая взаимосвязь должна присутствовать в деятельности тифлопедагога и воспитателей. Эти сотрудники ежедневно проводят разностороннюю работу с детьми данной группы, изучая их и наблюдая за ними, обеспечивая тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, составляя перспективное и ежедневное планирование, проводя взаимопосещение и анализ занятий, организуя комплексные занятия, досуг и развлечения детей, работая с родителями.

Специфика работы воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски).        Воспитатели и тифлопедагог работают в тесном контакте друг с другом. Они применяют индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку и единый стиль работы в целом. Диагноз, структура дефекта, компенсаторные возможности ребенка, определяют содержание и структуру деятельности тифлопедагога и воспитателя.
            Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
            Одной из задач совместной деятельности тифлопедагога и воспитателя является расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, формирование предметных представлений.

         
Предметные представления детей значительно обогащаются в процессе экскурсий и наблюдений за объектами живой и неживой природы, во время встреч с людьми разных профессий при организации игр – фантазий.
        
Для достижения эффективности в работе по формированию предметных представлений у детей с отклонениями в зрительной системе исключительно важную роль играет совместное обсуждение и планирование коррекционно - педагогической работы.
           Тифлопедагог и воспитатель обсуждают и анализируют результаты диагностики, намечают пути коррекции, составляют тематический план по знакомству с окружающим миром, разрабатывают лексические темы.
          
Коррекционные занятия проводит тифлопедагог, а воспитатель по его рекомендациям углубляет и расширяет знания детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
         
С целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приёмами коррекционной работы с детьми тифлопедагог проводит открытые занятия. Тифлопедагог показывает методику работы по восполнению пробелов  в развитии детей, формированию у них компенсаторных способов познания окружающего, способов выполнения различных видов деятельности на сенсорной основе; даёт воспитателям представление о доступных для детей видах деятельности, показывает приёмы оказания детям помощи.
          Свои рекомендации тифлопедагог фиксирует в «Тетради взаимосвязи с воспитателями». В свою очередь воспитатели отмечают достижения детей,  положительную динамику и трудности в усвоении знаний детьми. 
       На основе этих наблюдений и записей воспитателя планируется и проводится индивидуальная работа с детьми.

Работа тифлопедагога с воспитателем не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Поэтому в начале каждого учебного года для воспитателей группы тифлопедагогом  готовятся консультации.

Коррекционная работа тифлопедагога с детьми не может проводиться  в отрыве от общеобразовательных занятий  и коррекционно-воспитательной работы  с детьми. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 Следует отметить, что тифлопедагог на своих занятиях, как правило, осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено  на занятиях воспитателей. Тифлопедагог  готовит детей к овладению трудными для них видами деятельности; формирует у них алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.

 Воспитатели  закрепляют, совершенствуют те способы и приемы познания окружающего мира и действий в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога; учат детей пользоваться  этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой). Педагоги группы используют в своей работе комплексы глазодвигательных гимнастик, комплексы тематических заданий для работы с детьми, следуют рекомендациям по организации зрительной работы в группе, а именно:

        В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:

  • Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь);
  • Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;
  • Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см;
  • Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.
  • В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.

Определенные требования к наглядному материалу.

  • Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%). Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном).
  • Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.
  • Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка.
  • Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).
  • Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка.
  • Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.
  • Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога.
  • Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных)
  • Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместные родительские собрания помогают вовлекать родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятияДля осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены. Для этого тифлопедагогом  и воспитателями проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия, семинары- практикумы. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.

Таким образом, совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Преемственность в работе логопеда и воспитателя

В данном материале представлена краткая таблица по работе учителя-логопеда и воспитателей, которая, с одной стороны, разделяет, а , с другой строны, дополняет коррекционную работу по преодолению речев...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя по обогащению словарного запаса детей с ОНР ( из опыта работы )

Бедность словарного запаса у детей с ОНР порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико - грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетич...

Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848. Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины мира».

Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при  совместной, квалифицированной, комплексной и систематической  работе логопеда, во...

Консультация «Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в работе по здоровьесбережению дошкольников с нарушением зрения»

Консультация для родителей "Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в работе по здоровьесбережению дошкольников"                        ...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей...

Приложение к тетради взаимодействия коррекционно-педагогической работы тифлопедагога с воспитателями

Картотека дидактических игр и упражнений для работы с детьми с нарушениями зрения по разделам: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие зрительного вн...