Конспект открытого занятия в средней группе тема : «Тульский сувенир»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Знакомство и изготовление тульского пряника из солёного теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tulskiy_suvenir.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Тульский сувенир»

«Знакомство и изготовление тульского пряника из солёного теста».

Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем «Тульскими пряниками».

Научить детей лепке Тульского пряника из соленого теста

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с историей возникновения пряников на Руси.

2        Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси.

  1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности.
  2. Формировать навыки раскатывания, вырезывания, украшения пряника из солёного теста.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную среду детского воображения.
  2. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности.
  3. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание интересоваться окружающим миром.

>

  1. Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе.
  2. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца.
  3. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

Материал:

демонстрационный - Тульский пряник. Презентация (показ слайдов) «Тульский пряник».

Д/и «Из чего сделан Тульский пряник».

раздаточный: колпачки, стеки, доски, салфетки, кусочки солёного теста, формочки, палочки.

                                                 Ход занятия:

В зал заходят дети под русскую народную музыку.

Ребята, давным-давно люди в Тульской области носили такие костюмы.

Сегодня на занятие я вам кое-что принесла {показываю поднос с тульским пряником, который накрыт салфеткой)

 Отгадайте загадку

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце.

Что это ребята?

Ответ: Пряники

Куда 6 не пошли вы по белому свету, вкуснее, чем тульские пряников нету!.

Пряник Тульский, ароматный

родился в краю родном.

И румяный и приятный

Весь в узоре расписном.        Ярослав

Любят все его за это,

Им гордясь и дорожа.

Весь он из тепла и света.

В нём вся тульская душа!        Андрей

Включить презентацию

Заставка Тульский кремль

Вот, ребята посмотрите, что у меня в руках? (пряник).

 Правильно, это тульский пряник. Сегодня мы с вами поговорим об этом лакомстве.

Пряники известны в Туле очень давно. В настоящее время тульские пряники тоже изготавливаются в Туле

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом».

Раньше пряники готовили из муки с медом и ягодным соком, причём меда в них было очень много.

Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, душистые пряности - гвоздику, мяту, корицу. ( Ребята ,подойдите к столу и посмотрите, понюхайте их)

Пряники были разными вырезными ,печатными.

Вырезные пряники изготавливали с помощью металлических форм. Из пряничного теста вырезали этими формами пряники.

А печатные пряники отпечатывали на специально  вырезанной липовой доске, на которй изображались узоры и надписи.

Тульский пряник - разновидность печатного пряника, самый известный вид русских пряников.

Вопрос:

Какую форму имеет тульский пряник?

Как правило, тульский пряник имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры. Сейчас чаще всего содержит начинки из повидла или сгущенного молока (показать мед, варенье, сгущенку в банке)

Тульский пряник готовится только в Туле, нигде больше не смогли изготовить такие пряники

А вы внимательно смотрели? Тогда скажите, а из каких продуктов, ингредиентов готовят тульские пряники?                        

Но пряники были не только любимым лакомством. Они имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры,

а ещё люди изготавливали из теста рождественские украшения на ёлку.

- Ребята, а вы хотите изготовить прянички. Только наши пряники в отличие от настоящих будут из солёного теста и есть их конечно будет нельзя.

Как вы думаете, тогда как их можно будет использовать? (играть)

Сейчас мы с вами превратимся в мастеров - пряничников и из специально приготовленного теста сделаем прянички .

Только давайте перед началом работы с вами разомнёмся.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Мы возьмём кусок из теста / захватываем в кулачки 1и2 рукой

Разомнём его все вместе / сжимаем кулачки /

Сделаем мы круглый шарик / катаем на ладони шарик/

 И в лепёшку раскатаем. / раскатываем, ладони открыты/

 Мы положим в серединку (кружимся вокруг себя /

Очень вкусную начинку.

Для дружочка Ванечки (поочерёдно руки вперёд )

Испечём мы прянички. (Хлопаем в ладоши).

         

А если вы мастера, то мы сейчас наденем фартуки и нарукавники

-А теперь, ребята, садитесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат: стека, колпачки, различные формочки, палочки и конечно же само тесто. Из теста, при помощи толстой палочки, которая нам заменит скалку, мы раскатаем лепёшку и с помощью формочки сделаем заготовки пряников.

А как вы думаете, для чего на столе лежат остальные предметы (стека, колпачки, трубочки, тонкие палочки  (для украшения пряников).

Правильно. С помощью этих предметов, мы можем раскатать, вырезать, нанести, отпечатать на заготовку пряника различные узоры, линии, круги.

Итак, сначала я вам покажу как правильно изготовить прянички. Посмотрите как я буду делать .

Показ.

А теперь возьмите тесто в руки, потрогайте его, какое оно мягкое, эластичное. А теперь положите тесто на доску и при помощи толстой палочки - скалки, раскатайте не очень тонкую лепёшку.

Все раскатали тесто? Очень хорошо. Теперь возьмите формочку, какая вам понравилась и положите её на лепёшку, сильно придавите. Затем по краям уберите лишнее тесто, выньте форму. Итак, мы сделали заготовку для сувенира - пряника. А теперь давайте его украсим. Старайтесь, чтобы узор на прянике был ровным, аккуратным, красивым, понятным, чётким. {помогаю детям украсить пряники).

Все мастера изготовили свои пряники? (Да).

Забираю.

Хвалить, оценивать объективно

Ребята, но на этом изготовление нашего пряника ещё не закончено. Мы тесто выпекать не будем, а подождём, когда оно высохнет. И на другом занятии белой гуашью, как пекари белой глазурью, украсим наши пряники.

А сейчас давайте с вами поиграем в игру.

Она называется:

«Кто быстрее испечёт Тульский пряник».

Оборудование: карточки с продуктами, 2 корзинки

На столе лежат картинки с продуктами. Вам надо вспомнить и выбрать только те продукты, из которых выпекают пряники. Остальные брать не надо будьте внимательны.

Итак, нам надо две команды. У каждого свой набор продуктов, у вас он одинаковый. На счёт 1,2,3 - игра начинается.

Молодцы. Хорошо поиграли. Садитесь на стульчики.

На этом наше занятие не закончено Всем спасибо!

Рефлексия пройдет за чаепитием.

-Ребята, давайте с вами вспомним, про что сегодня вы узнали, с чем познакомились на занятии? (узнали про историю тульского пряника, смотрели фильм, как делают тульские пряники,)

А что вы ещё сегодня делали? (играли в игру; из теста делали пряники).

-А как вы их делали, какими приёмами пользовались? (раскатывали тесто в лепёшку, выдавливали формочкой пряник, украшали).

  1. Каким можно назвать пряник? (Ароматным', медовым, пряным, вкусным, сладким).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

План-конспект открытого занятия для средней группы

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр...

«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы  и музыки. Цель: Развивать активность и люб...

Конспект открытого занятия в средней группе №1 по духовно-нравственному воспитанию Тема занятия: Путешествие в « Страну Добра»

Углублять представление детей о доброте - как о ценном качестве человека.   Расширять представления детей о нормах поведения, вызвать желание совершать положительные поступки. Воспитание...