Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему :«Огонь-наш друг»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Вожжова Юлия Валерьевна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

на тему :   «Огонь-наш друг»

 

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности «Огонь-наш друг»

Задачи: создать условия для обогащения представлений о существовании стихии-огня....

В группу заносится «черный ящик»

-Ребята посмотрите, что пришло сегодня вам по почте ! Хотите узнать, что же внутри ? Тогда вам придется хорошо постараться! Вы будите задавать мне вопросы , а я буду отвечать только «Да-Нет», например : Это живое?-нет, это круглое?-нет, это стеклянное? –да!.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

на тему :         «Огонь-наш друг»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности «Огонь-наш друг»

Задачи: создать условия для обогащения представлений о существовании стихии-огня.

Закрепить правила безопасности при обращении с огнем

закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о причинах возникновения пожаров

закрепить знания о способах тушения пожара; умение ориентироваться в проблемных ситуациях; в процессе физкультурной минутки выполнять упражнения в соответствии текста;

познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении, способу защиты с помощью плотной ткани; совершенствовать умения делать элементарные выводы и умозаключения;

воспитывать уважительное отношение к друг-другу, положительно откликаться на просьбы о помощи

Ход:

В группу заносится «черный ящик»

-Ребята посмотрите, что пришло сегодня вам по почте ! Хотите узнать, что же внутри ? Тогда вам придется хорошо постараться! Вы будите задавать мне вопросы , а я буду отвечать только «Да-Нет», например : Это живое?-нет, это круглое?-нет, это стеклянное? –да!

Игра «Да-Нет»

Загадки :(о керосиновой лампе)

  1. Стоит терем, в тереме-то горит,
    А на тереме труба стоит.
  2. На кочке огонечек,
    На огонечке пузыречек.
  3. Стоит столб, на столбе бочка, в бочке огонь.
  4. Кишка в воде, а язык в огне.
  5. Синее море, стеклянные берега,
    Плавает утка, горит голова.

Рассматривается керосиновая лампа , Ребята , интересно от кого же это нам? И зачем нам эта лампа?

А вот тут в коробке еще лежит письмо!

- Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Буратино, вот какой предмет я нашел в чулане  у своего  папы Карло, но он не разрешает мне пользоваться этой лампой, пока я не узнаю чем она опасна, не только для меня но и для всех. Так как интернет у меня не работает, я хотел бы по просить вас рассказать мне все об ОГНЕ, в этом вам будут помогать мои сказочные друзья, которые хорошо знают эту стихию! Заранее спасибо!

-Ребята, ну что? Поможем Буратино?

История появления огня

Как же человек научился обращаться огнем? Огонь появился в далекой древности, когда люди жили племенами в пещерах, одевались в звериные шкуры, охотились на животных и ели сырое мясо. Огонь они видели лишь во время грозы, когда от молнии загорались сухие деревья. Люди боялись огня, в ужасе бежали от него. Но, однажды, на опушке подожженного молнией леса самый смелый древний человек подобрал горящую ветку. От нее и развели костер. Так появился у человека ручной огонь, который стал его верным другом и помощником. Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Его боялись самые грозные звери - львы и тигры, и , когда люди сидели у костра, звери не смели подойти к ним. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Позже люди научились готовить на костре пищу - обжаривали мясо, запекали картофель…

Когда люди стали строить дома, с них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.

И сейчас мы продолжаем пользоваться огнем. И в наши дни он помогает людям в их повседневном труде.

А кто у нас внимателен? Тот наверное заметил Гостя в нашей группе и не одного! Оглянитесь вокруг !Кто это?(сказочные герои от Буратино)

Они помогут нам! Давайте прочитаем первое послание!

Я услышала , что вы знаете где применялся огонь в далеком прошлом,

а вы знаете где и как применяется огонь в наше время?

После каждого пройденного этапа вы будите получать карточки, из которых потом составите памяту, для Буратино и своей группы , что бы никогда не забывать о правилах пользования огнем!

ПРИМЕНЕНИЕ:

За то что благодаря огню и электричеству мы можем: готовить пищу, стирать и гладить одежду, обогревать дом, сушить вещи, смотреть телевизор, играть на компьютере, играть музыкальных инструментах, слушать музыку, наводить порядок в квартире и т. д.

Правильно! Огонь дает тепло и свет. Огонь трудился для людей и раньше, трудится и теперь. Без огня люди не когда бы не смогли быстро ездить по земле, путешествовать по морям, рекам, океанам. В моторе машин работает огонь, сгорает бензин и приводит в движение мотор.

Огонь помогает человеку делать металл – полыхает огонь в печи, плавит железную руду, а из неё плавится металл.

В других печах огонь варит стекло, из которого мастер выдувает красивые стеклянные изделия.

Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя серый хвост пламени – это в могучих двигателях сгорает ракетное топливо.

Огонь зажигают у памятников павшим героям. Как он называется и почему?

(ответы детей) . Вечный Огонь

Письмо от следующего героя:

Я наверно вы меня все узнали, уж про огонь то я все знаю, и немного вам помогу

Без огня нельзя согреться в лесу в дождливый день. Как приятно посидеть в летний вечер всей семьёй у костра, испечь картошку, нанизать кусочки мяса на прутик и пожарить шашлык. А около реки сварить в котелке ароматную уху из свежей рыбы. Вкусна пища, которая пахнет дымком у костра!

А кто из вас разводил костёр? (ответы детей)

А что потом было с костром? (потух, погас, залили водой, засыпали песком и т. д.) .

Что осталось на месте костра (пепел, зола, головешки) .Огонь наш друг, но с ним надо быть осторожным Чуть зазеваешься, подует ветер и разнесёт искры по всему лугу, лесу, или даче не миновать тогда беды. Сила огня велика. Огонь за несколько минут выжигает всё на своём пути. А если стоит сухая или ветреная погода – берегись! Беспощадные языки огня захватывают и деревья, и кустарники, и цветы, и траву, и множество различных насекомых, и птиц, и животных, не пощадит огонь и людские жилища, и даже самих людей.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо луга – пепел, вместо леса – зола, вместо домов – обожженные головешки, вместо города или деревни – руины пепла, золы, головешек.

Что бы лучше узнать огонь, я могу превратить вас в него, но совсем на маленько! Готовы?

“Пламя костра”

под музыку «звуки костра»

Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.

Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец    Произвольные движения руками.

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

- Понравилось вам быть огоньками?

А теперь вы мне расскажите Пожар это большая беда. И чтобы этой беды не случилось, что нужно нам знать и делать?

Правила Безопасности с Огнем

Знать что детям нельзя пользоваться спичками, электроприборами, нужно быть осторожными в обращении с огнём и соблюдать правила безопасности с огнём!

Давайте сейчас вспомним с вами, как правильно пользоваться электрическими приборами, вспомним все правила безопасности с электричеством, огнём. (можно использовать карточки схемы) .

1. Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара. Поэтому выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг ит. д.

2. Нельзя гнуть электрический провод руками, можно только брать провод за вилку.Почему (дети объясняют)

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголённым проводам, не дотрагиваться до них. Почему дети? - это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.

Ну, а если случилась беда и вы дома остались одни. Что же делать?

Назовите главное правило поведения при пожаре.

Предполагаемые ответы детей.

-при появлении дыма и огня надо вызвать по телефону «01» Пожарную команду,

Дождаться ответа и сообщить свой точный адрес, или обратиться к соседям.

-нельзя прятаться под мебель, убегать в другую комнату, тушить водой горящие электроприборы, их лучше накрыть плотной тканью или одеялом.

Ребята, в задымлённом помещении дышать нужно через влажную ткань,

передвигаться по низу, пригнувшись к полу или ползком, чтобы избежать отравление

угарным газом. А стоит детям тушить пожар (лучше детям закрыть плотно дверь в

комнату или в квартиру, где горит огонь и быстро убежать из дома, а тушение пожара

предоставить взрослым или пожарным.

 Пожар может начаться не только в квартире или в природе, они

случаются и в транспорте, и в общественных местах. Причины их бывают разные:

лесной пожар может начаться от не потушенного костра, а автобус или

железнодорожный вагон- загорается чаще всего от неполадок в двигателе или

электрооборудовании. Но где бы вы не находились, всегда помните ваше поведение

может либо стать причиной пожара, либо наоборот, помочь предотвратить его.

Давайте вспомним несколько правил, помогающих предотвратить пожар.

Дети вместе с педагогом называют эти правила (каждому правилу проводится анализ) .

Уточняю, дополняю ответы детей

НЕЛЬЗЯ:

- Оставлять не затушенных костров, разводить их под деревьями, а в жаркую, ветреную погоду стараться не разводить костров вообще!

- не играть со спичками, не поджигать сухую траву, тополиный пух (ветер может очень быстро раздуть огонь) .

-нельзя стоять под деревом во время грозы.

Следующий герой

Экспериментальная деятельность:

 Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить  его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности  люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас вы проведете несколько экспериментов которые помогут вам лучше понять, как действовать в ситуациях с этой стихией

Эксперимент первый:


На металлическом подносе зажигаю свечи

 
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает  к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).     Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:


Если огонь становится опасны, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который   использовать для тушения огня. Вы  узнаете  их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды(Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент третий, теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Все мы силы приложили

И пожар мы потушили

Было трудно, тяжело

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

Физкультминутка. Игра «Не ошибись».

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны. (режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, играет, поет, краска, спички, рукав, огонь, ноль один, бинт, сверло, маска, сирена, пламя, костер).

Следующий герой:

Вы уже столько всего знаете !

Но бывает и так, что детей подстерегают опасности, и они могут случиться с каждым ребенком.

Как их избежать:

Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

«Доскажи словечко»          

Упал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой).

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из... (розетки).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички... (отобрать).

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить,

О пожаре... (сообщить).

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с... (огнем).

Если хочешь ты гулять,

Вскачь не надо убегать,

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил... (проверь).

Если близко телефон

И тебе доступен он

Нужно ноль один набрать

И быстрей пожарных звать

Если же большой огонь

Дымом все объято

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

 Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, но когда люди забывают об осторожности в обращении с огнем он становится смертельно опасным. Чтобы сделать жизнь безопасной во все времена люди передавали советы своим детям. И мы дадим свои советы Буратино

Берем ватман, с одной стороны мы разложим карточки опасного поведения с огнем, а с другой стороны советы, потом приклеим их!

Ребята! Вы справились! Теперь и вы и Буратино всю знаете о пользовании с огнем! Спасибо Сказочным героям которые нам помогали! Теперь эта памятка какое то время будет висеть у вас, а потом отправим ее в страну сказок, что бы все знали, как правильно вести себя с огнем!

Еще я хотела бы рассказать вам такие пословицы:

1. пословица: Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

2. Кто огня не бережется, то скоро обожжется.

3. Спички не игрушка – огонь не забава.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. От малой искры, да большой пожар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Зимушка - зима»

знакомство детей  с  новым  способом  изображения  снега – «набрызг»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Путешествие в Цветочный город».

Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей направленности. Закрепление знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Огонь – друг или враг»

Цель: закрепление знаний детей о пользе и вреде огня.Задачи: познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; углубить знания о причинах в...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Вечные двигатели организма»

Формирование у детей элементарных представлений о человеческом организме, через проектную деятельность....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир". Познавательное развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир".  Познавательное  развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»Программное...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...