Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Растения нашего детского сада» в условиях реализации ФГОС
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

     Большинство современных детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.    

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologii_v_sredney_gruppe.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

 

Педагогический проект

для детей дошкольного возраста

«Растения нашего детского сада»

в условиях реализации ФГОС

 

Выполнила: воспитатель

Агапова Татьяна Александровна

 

«Изучение и наблюдение природы породило науку»

Цицерон

        

        Автор проекта: воспитатель МБДОУ «Детский сад  №359»

Агапова Татьяна Александровна.

        Направление деятельности: образовательные области программы дошкольного образования «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

        Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы.

        Вид проекта: среднесрочный.

        Участники проекта: педагоги, дети и родители средней группы №5

        Сроки выполнения:   2015-2016 учебный год

Актуальность:

     Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.  Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

        Большинство современных детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.    

             В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых птиц.  Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного  возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает свои познавательные способности.  

        Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как ведущему способу познания окружающего мира.

Цели : 

  1. Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.
  2. Знакомство с разными объектами живой природы.

        Реализовать данные цели можно через решение следующих задач:

Образовательные задачи:

Формировать у детей:

  • чувство любви к природе;
  • умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию объектов и явлений природы;
  • бережное отношение с природой ;
  • сопереживание  ко всему живому.

Развивающие задачи:

Развивать у детей:

  • экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки;
  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.

Ожидаемые результаты:

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования дошкольников.

Это воспитанник, способный:

  • чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
  • проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному;
  • воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы);
  • проявлять заботу и внимание к окружающему миру.

Родители:

  1. Преобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  2. Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
  3. Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги:

  1. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
  1. Повышение уровня педагогической компетенции в освоении современных               образовательных технологий (метод проектов).
  2. Создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе.
  3. Эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми группы, основанной на совместной реализации интересующей детей тематики проекта.
  4. Пополнение библиотеки по теме проекта.

ЭТАПЫ  РАБОТЫ  НАД  ПРОЕКТОМ

  1. Погружение в проект:

Цель: подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи:

  1. Определить проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.

     2.        Мотивировать детей для работы над проектом.

     3.        Подобрать методическую, научно-популярную и художественную         литературу, иллюстративный материал по теме «Растения нашего         детского сада».

    4.        Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной         деятельности.

  1. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  2. Информировать родителей о предстоящей деятельности.

        Предварительная работа:

  • Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
  • Составление рекомендаций для родителей «Берегите нашу природу».
  • Подбор иллюстраций и энциклопедий по теме  «Растения в Самарском крае», чтение литературы.

2.   Планирование проектной деятельности

Сроки

Название темы,

 цели

НОД (познание, социализация, коммуникация)

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Чтение худ.литературы, музыка

Сен-тябрь

«Путешествие в страну осень»

Цели: закреплять представления детей об осени, ее признаках; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Беседы

«О приметах ранней осени»; «Какие бывают овощи»;

«О правилах безопасного поведения на природе».

НОД

по экологии  «Осень».

КВН «Знатоки природы»

Дидактическая игра

«Покажи и назови части дерева»,

«Какой листик»

Сюжетно-ролевая игра

«Цветочный магазин»

Подвижные игры

«Тучки дождевые», «Дождик»

Рисование «Осень в лесу»; «Золотая осень»; «Сказочное дерево».

Конкурс поделок

из природного материала

Чтение рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»; Г.Юдина

«Как варить компот»

В.Осеева «Синие листья»

Слушание музыки И.Кишко

«Осень»

Октяб-рь

«Наш дом — природа»

Цели:

формировать понятие о неживой природе, как факторе жизни всего живого;

развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Беседы

«О пользе фруктов и овощей»;

«О жизни животных и растений осенью»;

«Об изменении в прирде и одежде».

НОД

«Как помочь растению».

Литературный вечер по стихотворениям об осени.

Дидактическая игра

«Что нам осень принесла»,

«Найди такой же листок»,

«Когда это бывает».

Игра-ситуация

«Осень добрая волшебница»

Подвижные игры

«Солнышко и дождик», «Воробушки»

Аппликация «Букет в вазе»,

«Береза»

Рисование

«Красивые цветы»

Лепка

«Кактус»

Чтение

И.Бунин «Листопад», А.Н.Толстой «Уж небо осенью дышало»,

А.С.Пушкин

«Ветер, ветер ты могуч»,

А.Майков «Осенние листья по ветру кружат».

Музыкально-дидактическая игра «Из-под дуба» русская народная мелодия.

нояб-рь

«Земля-наш общий дом»

Цели: закрепить и расширить знания детей о природе, как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей; развивать положительные чувства ребенка к природе; воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Беседы «Что нам осень принесла», «О лекарственных травах», «Мой любимый цветок»

НОД «Путешествие капельки»

Дидактические игры

 «Живое-неживое», «Собери букет», «Какого растения не стало»

Сюжетно-ролевая игра

«Зоопарк»

Подвижные игры «Перелет птиц», «Кролики в огороде»

Лепка «Овощи для магазина», «Зеленая гусеница»

Аппликация

«Овощи на тарелке»

Чтение

Б.Гримм «Заяц и ёж», М.Горький «Воробьишко», шотландская народная песня перевод И.Токмаковой «Купите лук»

Музыка

Т.Попатенко «Скворушка прощается»

Работа с родителями:

Наименование мероприятия

Темы

Задачи

Информация в родительском уголке

Информация о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Привлечь родителей к участию в проекте. Разместить справочную информацию по тематике бесед и занятий с детьми.

Рекомендации для родителей

«Берегите нашу природу»

Активизировать родителей к решению проблемы по бережному отношению к природе.

Создание мини-уголка в группе

«Мир природы»

Создавать познавательную предметную среду для стимулирования познавательно-поисковой активности дошкольников.

Конкурс совместных поделок детей и родителей

«Что нам осень принесла»

(природный и бросовый материал)

Воспитывать у детей чувство близости к природе.

Воспитывать заботу и бережное отношение к природе.

Фотоальбомы

«История моей семьи»

Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Организация тематических мероприятий

Проведение совместных праздников, тематических вечеров.

Воспитывать у детей чувство любви к природе.

Познакомить детей  с традициями и играми разных народов.

Оформление информационных стендов, изготовление стенных газет, организация выставок совместных творческих работ.

Флора и фауна Самарской области.

Природный уголок на подоконнике.

Растения, которые растут у меня дома.

Систематизировать и проиллюстрировать накопленный материал

3.   Осуществление деятельности по реализации проекта

Представлено тематическим планированием.

             Итоги работы над темой, объединяющие знания детей, представлены во время общих развлечений, выставок.

        Кроме того, объединялись в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой изобразительной и игровой деятельностью, тем самым обеспечыивая интеграцию всех видов детской деятельности.

Этапы создания и оформления тропинки:

  • Обследование территории детского сада и выявление наиболее интересных объектов.
  • Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.
  • Составление паспорта всех точек тропинки.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

На экологической тропинке  детского сада:

  • Точка «Дерево…береза»
  •      Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев.
  • «Царство удивительных пеньков»

     Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки, подвижных и малоподвижных игр.

  • Точка «Дерево… каштан»

   Обращается внимание на  то, что  дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется его необычной  форме листа.

  • Точка «Кустарник…сирень»

     Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник.  Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.

Наблюдение  и  рассматривание

  • «Огород»

     Посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.

  • «Природный уголок в группе»

     Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе.  Наблюдение и уход за ними, фотографии природных объектов, дидактические игры, комнатные цветы.

        4.   Результаты проекта

Для детей:

  • экологическая акция  «Сохраним нашу природу»;
  • конструирование из бумаги, коробок, бросового материала;
  • аппликация, рисование на тему «Наш дом - природа»;
  • конкурс поделок из  бросового и природного материала «Путешествие в страну осень»;
  • выставка книг подобранных вместе с родителями;

Для педагогов:

  • разработка тематического проекта по теме «Растения нашего детского сада» для детей и взрослых;
  • выставка книг, энциклопедий о растениях;
  • подбор материала для родителей: папки-раскладушки, фотогазеты;
  • подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
  • изготовление картотеки подвижных игр, физминуток по теме.

Для родителей:

  • папки-раскладушки, родительские уголки, информационные стенды и газеты;
  • выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
  • Участие в экологической акции «Сохраним нашу природу»;

5.   Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Заключительным этапом работы над проектом стал праздник..... 

     В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.

     У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, появилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

           Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и  помогать ей.

Литература:

  1.  Вострухина Т.Н.,  Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет»-М: ТЦ «Сфера», Москва, 2011-128 с. (детский сад с любовью).
  2.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников (Под ред. О.В.Дыбиной-2-е изд.испр.- М.: ТЦ «Сфера», Москва, 2015.-192 с. (Ребенок в мире поиска).
  3. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет /авт.-сост. Е.А.Румянцева/ Волгоград: Учитель, 2015.-159 с.
  4. Матвеичева Л.А. «Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду».Сотрудничество детей и родителей /Л.А.Матвеичева; худож.Е.А.Афоничева.-  Ярославль :Академия развития, 2009.-112 с.
  5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. З.А.Ефанова.-  Волгоград: Учитель 2016.- 303 с.
  6. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду Младшая и средняя группы: Методическое  пособие / Под ред.Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой 2-е изд.испр. и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2016.-176 с. (Библиотека современного детского сада).

Интернет-ресурсы:

  • maaam,ru;
  • nsportal.ru;
  • met-kopilka.ru

Приложение №1

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

        Экология — это наука, которая изучает все живое, то что нас окружает, чем мы дышим и живем. Произошла она от слова «ойкас» - дом, жилище, место обитания.

        С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому. Им хочется погладить животное, полюбоваться красивыми цветами.

        Подрастая дети узнают, что каждое существо имеет свой дом, в котором есть все для его жизни.

        Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания и наша главная задача  научить их охранять и беречь, то что они видят.

        Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребенка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

        Бывая с детьми зимой в лесу обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

        Оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья относятся к ней потребительски, часто проявляют полную неосведомленность в том, как нужно себя вести в лесу, на реке. Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей, поймать птенца.

        Взрослые должны настайчиво разъянить детям необходимость определенного самоограничения своих потребностей при общении с природой. Удержите руку ребенка, тянущуюся к необычному цветку и объясните что, срывая цветущее растение, мы тем самым мешаем ему нормально размножаться семенами, нарушая его жизненный цикл.

        Дети часто жестоко поступают с природой и во всем этом виноваты мы взрослые. Несмогли научить видеть красивое и заботиться о том, что нас окружает.

        Помогите детям осознать важность бесшумного поведения на природе, научите ценить и охранять тишину, прекрасную музыку прирды, волшебные звуки леса, птичьи переливы, журчание ручья.

        Пожелание вам, родители, воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот дом — ваше воспитание не пройдет даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

"Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий - методов      ...

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...

Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО и инновационной программы «От рождения до школы»

Представляю презентацию по проведению педагогического мониторинга индивидуального развития детей и пример диагностической карты для средней группы....

Диагностический инструментарий Приложение 1.1 Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Диагностический инструментарий Приложение 1.1Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО...