Роль художественной литературы при решении задач ОБЖ.
консультация по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Демина Мария Ивановна

Консультация поможет педагогам правильно использовать художественное слово при решении задач ОБЖ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема безопасности жизни ребенка всегда актуальна.  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах,  прописано, что на этапе  завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять  поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.                                                                                                                                                                                                                 Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей -  дать каждому воспитаннику основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто усвоенные правила и знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

 Для того чтобы сформировать у воспитанников необходимые знания по основам безопасной жизнедеятельности в детском саду согласно ФГОС ДО  педагоги ставят следующие задачи:                                                                                                                                          1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.                                            2. Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.                                                             3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.                                                                                                                                                                          4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.                                                                                                                 Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Т. Белинский, А.С. Пушкин, А.М. Горький, Я.А. Коменский, И.П. Песталоцци, Д. Локк, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович и др. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой.                                            В нашем ДОУ мы работаем по   программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».                                                                                                                                                                                                                               В эту программу включены 6 основных блоков:                                                                             1. Ребёнок и другие люди.                                                                                                                       В этом блоке задача педагога сформировать у детей понимание, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.                                                                                                                   Рекомендованные произведения художественной литературы по формированию основ безопасного поведения при общении с другими людьми.                                                                 «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди», « Заюшкина избушка», «Котауси и Мауси» К. Чуковский, «Золотой ключик или приключения Буратино» А . Толстой, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин, «Красная шапочка»  Ш. Перро, «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «У тебя у самого свой ум» В. Даль.

2. Ребёнок и природа.                                                                                                                                                                                                                                          Задача работы по этому блоку  рассказать детям о взаимосвязи природы и человека, чтобы дети поняли – земля – наш общий дом, а человек – часть природы.                                                                                       Рекомендованные произведения художественной литературы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в природе:                                                                                                                               «Наша планета»  Я. Аким, «Что нельзя купить?» В. Орлова, «Хитрые ласки»  Г. Шалаева, «Сережа»  Р. Сеф, « Наказание за незнание», «Пожар в лесу», «Зима», М. Фисенко, «Ландыш» Е. Серова,  «Гроза» А. Барто, «Гроза» В. Лифштиц, сказки «На лесной тропинке», «Советы лесной мышки», «Осколок стекла», «Волшебные вороны», «Добрая Ивушка» Т. Шорыгиной, «Не ешь незнакомые ягоды в лесу», «Не ходи по льду водоёма», «Не купайся в запрещённых местах», «Не прыгай в воду в незнакомых местах», « Как Владик с Катей ходили купаться» Г. Шалаева, Н. Иванова, «Как нразлучные друзья в воде не тонули»  А. Иванов,  «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло» Г. Блинов.                                                                                                                                           3.Ребёнок дома.                                                                                                                                                                                                                                                       Работая по этому блоку  педагоги рассматривают вопросы связанные с предметами быта, которые являются опасными для детей.                                                           Рекомендованные произведения художественной литературы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в доме:                                                                                                                                                                                          «Огнехвостик» В.  Ардов, «Если бы…» О. Бедарев, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова , «Кошкин дом» С. Я. Маршак, «Путаница» К. Чуковский, «Наводнение в кукольном домике», «Неосторожная резвушка» Т. Шорыгина,   «Приключения Стобеда» Г. Блинов.                                                                                                                                         4.Здоровье ребенка.                                                                                                                                                                                                                     Задача работы педагогов по этому блоку сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью, познакомить детей с правилами оказания элементарной первой помощи.                                                                                                                      Рекомендованные произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни:                                                                                                                                                                                                                           Гигиена: «Девочка чумазая» А. Барто, «Замарашка» И. Демьянов, «Зеркало» А. Кондратьев, «Мыло» р. Сеф, «Уши» Э. Мошковская, «Гном» И. Токмакова, «Мыло» Р. Куликова, «Почему надо чистить зубы» Я. Яхнина, потешки « Солнце рано утречком», «Теплою водою».                                                                                                                         Закаливание: «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!» Н. Коростелева, « Как Хомка зимой купался» А. Иванов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Спорт и здоровье: «Где здоровье медвежье» В Бондаренко, «Силач» С. Прокофьев, Про Вовкину тренировку» В. Голявкин, «Боксер», «Олимпиец» Е. Ильин, «Мишка» И. Черницкая.                                                                                                                                                          Здоровье и болезнь: «Ледоеды» А. Акулин, «Голубая льдинка» В. Беспалов, «Как победить простуду?», «Откуда берется болезнь?» С. Афонькин, «Мороженое» С. Маршак.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                5. Эмоциональное благополучие ребенка.                                                                                                                                               Основная задача работы педагогов по этому блоку научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.                                                                                                                      Рекомендованные произведения художественной литературы по ознакомлению детей с правилами общения с людьми:                                                                                                               «Чего боялся Петя?» С. Маршак,   «Как собака друга искала» сказка, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский, «Праздник непослушания» С. Михалков, «Детям» Л. Толстой.                                                                                                                                                                                            6.Ребёнок на улицах города:                                                                                                                                                                                                             Задача педагогов работая по этому блоку познакомить детей с правилами поведения на улицах города, правилам дорожного движения.                                                   Рекомендованные произведения художественной литературы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице и на дороге:                                                                                                                                                                                                      «Моя улица», « Скверная история» С. Михалков, « Азбука города», «Песенка о првилах», « На улице нашей», « Все мальчишки, все девчонки…» «Машина моя» Я. Пишумов,  «Если бы…» О. Бедарев, «Запрещается – разрешается» В. Семернин, « Читает книжку глупый слон» С. Яковлев, «Вошебный мяч», « Марта и Чичи идут в парк» Т. Шорыгина, «Как Стобед качался на качелях» Д. Орлов, «Юрка живет на другой стороне…»,                «Посмотрите, постовой», «Пешеходный светофор»   Я. Пишумов, «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, «Чудесный островок» А. Дмоховский, «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум» А. Дорохов, «Светофор» В. Кожевников, «Мой приятель – светофор» С. Прокофьев,  «Законы улиц и дорог» И. Серяков, «Тайны дорожных знаков» А. Кривицкая, «Про машины» В. Берестов, «Автомобиль» н. Носов, «Гололед» И. Лешкевич, «Самокат» Н. Кончаловская, «Любопытный мышонок» Г. Юрмин, «Кто храбрей?» А. Гангов.                                                                                                                                                          Так же по каждому блоку используется фольклор: потешки, загадки, песенки, пословицы, поговорки, присказки.                                                                                                                           Наряду с этим большой интерес у детей вызывают современные ИКТ: книги из раздела «Я познаю мир» к говорящей ручке  «Знаток – 2», которые позволяют познакомить детей с правилами дорожного движения книга «Уроки светофора»,  эмоциональном благополучии детей «Буду хорошим».  

Используемая литература:

  1. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  2. Формирование основ безопасности у дошкольников/ Белая К. Ю. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

Электронные ресурсы

  1. Онлайн энциклопедия. Безопасность детей. [Сайт Защитница Багира] -  Режим доступа:http://bezopasnost-detej.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" / http://minobr.gov-murman.ru/files/Prikaz_FGOSDOU_1155.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей

О роли художесвенной литературы,о воспитательной силе в её жизненой убедительности,эмоциональной действительности....

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Чтение художественной литературы ( программные задачи)

Представлены темы занятий для чтения художественной литературы в подготовительной к школе группы....

«Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах.

laquo;Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах.В сов...

консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"

  Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...