Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Карлова Наталья Алексеевна

О роли художесвенной литературы,о воспитательной силе в её жизненой убедительности,эмоциональной действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №240 городского округа Самара

                                                                       Воспитатель старшей группы:

                                                                                                   Фомичева Н.А

Самара 2012

      Художественная  литература важное средство формирования личности ребенка и развития  речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм  поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

 Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах  М.М.Кониной.

Основным положением её работы было следующее:художественная литература как специфический вид искусства занимает особое место в нравственном воспита нии детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, которые способствуют уси лению ее воспитательного воздействия на детей.

При проведении исследования она исходила из пред положения, что необходимым условием использования художественной литературы в нравственном воспитании детей является органическая связь ее с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит пе ред собой воспитатель той или иной группы детского сада. Мы считали правильным при подборе книг и разработке методики их использования в нравственном воспитании детей учитывать нравственные проявления определенного детского коллектива.

Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять под бор книг, в которых по-разному раскрываются определен ные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литератур ных персонажей поможет глубже осмыслить художествен ные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.

Для исследования  были выдвинуты следующие задачи.

Во-первых, проследить влияние художественной лите ратуры на детей в процессе осуществления определенных задач нравственного воспитания.

Во-вторых, выяснить, как наиболее целесообразно ис пользовать художественные произведения в целях нрав ственного воспитания, учитывая те нравственные прояв ления и качества, которые имеются у детей данной группы.

В-третьих, установить своеобразие методики исполь зования книг с моральным содержанием, построения за нятий, на которых читаются подобные произведения, приемов воспитателя, усиливающих и углубляющих не посредственное восприятие детьми художественных об разов, помогающих им осмыслить мораль детской книги.

Уже в процессе предварительной работы над темой удалось пронаблюдать различное влияние произведения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» на двух детей, противоположных по своим нравственным проявлениям. Один из детей — Боря, легко возбудимыймальчик, отличался большой драчливостью, причем, обыч но обижал маленьких. Когда на одном из занятий воспи тательница, читая детям произведение Маяковского, дошла до четверостишия «Если бьет дрянной драчун слабого маль чишку», глаза всех устремились на Борю. Он насторожил ся, как-то по-особому притих, даже как будто стал мень ше ростом. По-видимому, молчаливое осуждение товари щей в сочетании с художественным образом подействовало на него. Во время беседы по этому произведению он, обыч но излишне активный, молчал, хотя и очень внимательно слушал. На прогулке в этот и следующий день он совсем не дрался. Конечно, мальчик после этого полностью не ис правился, с ним еще много пришлось поработать, но первый шаг к серьезному осознанию своих поступков ребенком был сделан.

Другой мальчик — Вова, был полной противополож ностью. Это был спокойный, уравновешенный ребенок. Его отличительной чертой была большая любовь к малышам, он всячески опекал их и защищал от нападок других детей.

Во время чтения этого же произведения Вова внима тельно слушал, затем при проведении беседы он улыб нулся, когда среди героев, которые больше всего понравились детям, назвали мальчика, который говорит: «Не тронь тех, кто меньше ростом». На прогулке он по дошел к воспитательнице и сказал: «Я всегда, всегда буду за маленьких заступаться».

Если в первом случае художественный образ заставил ребенка впервые по-настоящему почувствовать отрицатель ные стороны своего поведения, то во втором он помог мальчику укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Не у всех детей так ярко проявляется отноше ние к своим собственным поступкам после восприятия художественного произведения.

Бывают случаи, когда дети говорят о хороших поступ ках литературных персонажей стихотворения Маяковско го, не сопоставляя их со своим собственным поведением. Но даже в этом случае, когда ребенок выбирает как «само го хорошего» свои антипод или называет «самым плохим» свой прототип, это говорит об осознании им дурного и хорошего в поведении, а в этом уже есть начало воспи тания или перевоспитания определенных моральных качеств.

Здесь положительным в воспитательном отношении является сопоставление ребенком действий литературного героя со своими собственными, осмысление таких нрав ственных качеств, которые ему еще не свойственны или находятся в процессе становления. Художественный образ вызывает у ребенка положительные эмоции, у него появ ляется желание быть хотя бы в чем-то похожим на полю бившегося ему героя, а в этом и заключается воспитатель ное воздействие художественного произведения, которое необходимо углублять в последующей работе.Различные реакции при восприятии художественных произведений в зависимости от моральных качеств детей ставят перед воспитателем задачу разнообразного исполь зования детских книг с моральным содержанием при осу ществлении задач нравственного воспитания.

В том случае, когда моральная идея произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю нет необходимости много внимания уде лять раскрытию основного морального смысла произве дения, сопоставлению его образов с конкретными по ступками и качествами детей. Ему следует направить мысль детей на морально-эстетическую оценку произведения, подчеркнуть эстетическую сторону нравственного поступ ка, обратить внимание детей на то, как писатель рисует положительные или отрицательные качества, на язык, образные выражения, краски художественного произве дения. Такой анализ усилит непосредственное эстетиче ское восприятие художественных образов, а следователь но, и их воздействие на детей, подведет детей к воспри ятию более сложных нравственных понятий и образов. В группе, где у детей отсутствуют те ценные мораль ные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочь детям осмыс лить моральную идею произведения и через восприятие художественных образов подойти к правильной оценке конкретных жизненных отношений, включая сюда и соб ственные поступки. В связи с чтением поэтому следует под держивать те высказывания детей, которыми они как бы выражают желание стать похожими на литературного ге роя или высказать осуждение отрицательным персонажам: «Я отдал свою машинку Вале», — говорит после чтения рассказов Осеевой «Синие листья» и «Три товарища» Ва лерик, который не любит делиться с товарищами. «Наш Женя похож на Мастера-Ломастера, — говорит Наташа после чтения книги Маршака,— он всегда говорит: "Я сде лаю, я сделаю", а сам все ломает». — «Ну, вот и нет, — протестует Женя, — я только два раза говорил, что сделаю, а сам не сделал. Это, когда мы для малышей делали лодоч ки, а я хотел сделать пароход и испортил бумагу, и когда хотел Кремлевскую башню сделать из кубиков и сломал всю постройку. А потом я больше так никогда не делал».Подобные высказывания — показатель того, что обоб щенный образ художественного произведения заставляет детей по ассоциации вспоминать конкретные случаи из своей жизни или жизни товарищей, правильно оценивать их моральную сущность и убеждаться, что так делать не следует или, наоборот, следует.

Следовательно, важно помнить о необходимости дать детям время для внутренней переработки художествен ного произведения даже в том случае, когда раскрытие в нем нравственной идеи не представляет особой трудно сти для понимания ее детьми.

Определенное место в исследовании заняла про блема   положительного героя. Как правильно указывал А.Н.Толстой, положительный герой детской книги при зван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей; «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание».

Особое место среди произведений, рисующих образы отрицательных персонажей, занимают юмористические произведения. Комические образы детской литературы обобщают и вместе с тем гиперболизируют многие типич ные стороны детской жизни и психики ребенка и связан ные с ними типичные комические проявления детей: хва стовство, неряшливость, плаксивость и т.п. Поскольку эти проявления жизненны и достоверны, они вызывают не желательные для отдельных детей комические ассоциации при их восприятии в коллективе и поэтому сильно дей ствуют на детей. Никто не хочет быть похожим на «Мас тера-Ломастера», «Девочку-Ревушку» и других героев юмористической литературы подобного типа.

Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важ но учить детей различать и правильно оценивать дурноеи хорошее в поведении людей. Опыт небольшой работы показал, что влияние художественного произведения может быть сильным и дей ственным в том случае, когда мы подкрепляем его одно родными впечатлениями, создаем определенные услов ные связи в коре головного мозга ребенка, усиливаем положительные или отрицательные эмоции.

Очень важно в течение определенного, пусть даже очень короткого времени (две-три недели), обеспечить повторность морально-эстетических восприятии ребенка, конеч но, без излишней навязчивости, путем чтения художествен ных произведений, отражающих одну моральную тему.

«Сгущенность» морально-эстетических впечатлений на определенном отрезке времени особенно важна при воспитании положительных качеств, которых у детей еще нет.

Как уже указывалось выше, у детей дошкольного воз раста в силу их подражательности наблюдается стремление быть похожими на любимого героя. Они по аналогии с хо рошими поступками вспоминают свои собственные поло жительные действия. Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается, будучи под креплено однородными морально-эстетическими восприя тиями, возбуждающими эмоциональную сферу ребенка, вызывающими работу мысли, воображения. С позиции во ображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это про исходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, что хочет сделать что-то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.

...Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказыва ют на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном от ношении произведения не подкрепляется чтением дру гих, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления.

На основании проделанной работы можно сделать сле дующие педагогические выводы:

  1.Художественная литература является одним из важ нейших средств нравственного воспитания детей. Воспи тательная сила художественной литературы в ее жизнен ной убедительности, эмоциональной действенности. Показывая детям правду жизни в виде ярких художествен ных образов, она учит их различать, «что такое хорошои что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках.

Как специфический вид искусства, она занимает осо бое место в нравственном воспитании детей дошкольно го возраста и требует применения особых методических приемов, усиливающих ее воспитательное воздействие.

2.        Детям дошкольного возраста доступно восприятие морали художественного произведения, оценка нравствен ных качеств и поступков литературных персонажей, у них наблюдается стремление подражать любимым героям.

Осознание образов литературных произведений и по явление стремления подражать им — путь к приобретению нравственных привычек и воспитанию нравственных убеж дений.

  1. Необходимым условием использования художествен ной литературы в нравственном воспитании детей являет ся органическая связь чтения детских книг с теми конк ретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель детского сада. При опре делении задач нравственного воспитания необходимо обеспечить закрепление и дальнейшее развитие ценных нравственных качеств, которые имеются как у детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим воспитание недостающих нравственных качеств и преодоление отрицательных проявлений.
  2. Существует определенная зависимость между воспри ятием морали художественного произведения и нравствен ными проявлениями детей. Если нравственная идея, мо ральные качества и поступки героев художественного произведения соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным каче ствам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и раз нообразнее, и наоборот.

Из этого различия восприятия детской книги с мо ральным содержанием в зависимости от нравственных качеств детей вытекает требование учитывать эти особен ности в том случае, когда моральная идея художественно го произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать мо рально-эстетическую оценку произведения, подводить детей к восприятию более сложных нравственных поня тий и образов. Если же у детей отсутствуют те положитель ные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочьим осмыслить моральную идею произведения и через вос приятие художественных образов подвести к правиль ной оценке их собственных поступков и качеств, не до пуская излишнего морализирования.

  1. При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения художественных произведе ний на одну моральную тему. Тогда влияние художествен ной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его по ведение.
  2. Большое значение при использовании детских книг с целью нравственного воспитания детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чте ние нескольких произведений и требуют наряду с вы разительным чтением применения дополнительных при емов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей художественного про изведения и моральных проявлений детей.
  3. Чтение художественных произведений на занятиях должно дополняться чтением помимо занятий. Важно свя зать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с мораль ными проявлениями детей, опираясь на аналогичные фак ты из литературного произведения.

Опыт работы с детьми и проведенные исследования показывают, что дети связывают образы детских книг со своими поступками и поступками товарищей.

Необходимо только помнить о специфике детской ли тературы, не подменять художественные образы сухими нравоучениями, теми «моральными гвоздями», от кото рых предостерегал детских писателей С.Я.Маршак. Нуж но помнить, что силу художественного образа не могут заменить рассуждения о нем, важно соблюдать необхо димое чувство меры и педагогического такта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей.

Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоцианальность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка, приводят к искусственном...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

«Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании ребёнка»

В наше современное время компьютерных технологий, недостаточно уделяется внимания художественной литературе. Многие дети в дошкольном возрасте сидят у экранов компьютера вместо того, чтобы слушать чте...

Роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Книга развивает мечту, творчекую фантазию,эмоционально-познаветльную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству; вводит в мир образов, отражающих жизнь; обогащает знаниями; расширяет...

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей.

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей.Проследить влияние художественной лите­ратуры на детей в процессе осуществления определенных задач нравственног...

Презентация «Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

       Презентация  «Роль художественной литературы в нравственно эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...