Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Осторожно огонь!»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Серикова Галина Николаевна

 

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, здоровье.

     Цели:

- с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;

-развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность;

- развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

      Программное содержание:

-создать условия для формирования основного целостного миро-

ведения ребѐнка  дошкольного возраста средствами экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-создать предпосылки для формирования практических и умственных действий;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

      Методы и приемы:

 

 Словесные: чтение стихотворений, ситуативный разговор, загадывание загадок.

Наглядные : сюжетные картинки, свечи,  стакан с водой.

 

Практические: игровая ситуация, проблемная ситуация, подвижные игры, опыты.

  Оборудование: металлический поднос, свечи,  стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком, с землей.

      Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание альбомов, картинок.

 

      Ход НОД:

 

Воспитатель:  Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.                А у вас хорошее настроение?

Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей

Вместе за руки  возмемся и друг другу улыбнемся.

А вы  хотите отправиться сегодня  в настоящую лабораторию «Безопасных наук».  Вы любите экспериментировать?   Тогда я вас  приглашаю в научную лабораторию на наши рабочие места.                                                                                             Так как мы стали сотрудниками исследовательской лаборатории, то нам надо надеть шапочки и запомнить правила безопасности –

Без разрешения запрещается

*вставать с места,

*трогать оборудование и   приборы.                                                                                                                     

Как вы думаете, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).

 

Воспитатель. И отгадав  загадку, вы узнаете, с чем мы будем сейчас проводить опыты.

              У меня характер яркий,

              Аппетит у меня жаркий.

              Я могу съесть целый дом,

              Улицу, микрорайон.

              Мне достаточно искры,

             Чтоб взметнулись вверх костры.

             Ты рукой меня не тронь, обожжешься, я ,,,,, /огонь/

Правильно, огонь. Сегодня мы будем проводить  опыты с огнём и наши действия станем обозначать знаками.

-Ваня,  как ты думаешь, каким символом мы обозначим огонь?

- Правильно, прикрепи его на стенд.

Воспитатель.  Огонь – это стихия, яркая, привлекательная, но в тоже время очень  опасная.

-Как вы думаете, какую пользу приносит огонь? /ответы детей/

- А какой вред?

- По какой причине возникает пожар?

- Где он может возникнуть? / в квартире, в лесу и т.д.

/Прикрепляем на стенд соответствующие символы/.

Воспитатель: Правильно, пожары возникают там,  где не осторожно и небрежно обращаются с огнем.

  Но человек научился укрощать огонь, бороться с его коварством, и мы сейчас увидим это на экспериментах с огнем.

Как человек может справиться с ним? Чего же  боится  огонь?  /Воды, снега, песка, земли/.

А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы узнаёте его?

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. 
 

Воспитатель: Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).

Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который   использовать для тушения огня. Вы  узнаете  их? (Да)

        Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему?                  Вывод - огонь погас, потому что он боится воды ,другой ребенок отмечает это правило значком на нашей модели.

 Аналогичный опыт проводится  с песком .
Воспитатель: А теперь проведем ещё один эксперимент .  Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет).

Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха  в колбу прекратился, огонь погас.  /Ребенок прикрепляет значок/

Воспитатель.

Посмотрите на нашу модель, какие правила  вы  узнали?

А какая служба , специальная команда помогает нам в тушении пожара? Вы знаете номер телефона пожарной команды? /Показываю 01, ребенок прикрепляет на модель/ Знает каждый гражданин этот номер 01.

 

А что находиться в следующем отделе нашей лаборатории, мы узнаем, рассмотрев  эти символы. /снежинка, капля , волна./ За ширмой сосуды с водой.

-Как это можно назвать одним словом? / вода/

- Кому и для чего нужна вода?

Вода наша помощница, но она приносит не только огромную пользу, а также таит и опасность!

Как вы думаете, ребята, чем опасна вода, лед, сосульки?

/ Рассматриваем в сосудах воду, лед-толстый и  хрупкий./

* Купание в водоемах – нельзя без присмотра взрослых

* Хрупкий лед – нельзя выходить на такой лед

* Сосульки на крышах – опасно ходить возле домов.

/прикрепляем символы на стенд/

Куда же мы обращаемся в случае опасности? Какая служба спешит нам на помощь?  /03 /

Ребята, давайте повторим правила безопасности при общении с водой, рассмотрев модель безопасности. И вам их нужно обязательно запомнить.

Мы с вами хорошо потрудились, а теперь я предлагаю покинуть нашу лабораторию, оставив рабочую одежду в контейнере и отправиться на прогулку.

Физминутка.

Замечаем светофор.

Ой, ребята, мы  кажется увлеклись и оказались возле проезжей части. Смотрите,  здесь светофор, да еще и со схемами.

Что же за символы на этом светофоре? О чем они нам рассказывают?

*Осторожно, пешеход!

* Соблюдаем сигналы светофора!

*Пешеходный переход – «зебра»

*Не играй возле проезжей части дороги!

*Не переходи дорогу на красный сигнал светофора!

А если увидели нарушителя правил, к кому нужно обратиться?

Правильно, надо позвонить по номеру 02. /прикрепить знак/

Мы с вами разобрались и с этой схемой, создали модель безопасности.

Давайте вспомним, какие спецмашины и службы помогают нам в сложных ситуациях. /ответы детей/

112 – номер самый главный, он поможет в любой чрезвычайной ситуации.

01 –112—03  модель службы спасения – запомните это ребята!

       02.

Ребята, теперь вы знаете правила безопасности, и я предлагаю вам самостоятельно собрать из знаков правила и подарить их остальным ребятам.

Послушайте эти правила и для лучшего запоминания отразите их в таблицах.

Спички детям не игрушка!

С водой и огнём не поспоришь!

Здоровье дороже богатства!

Дети с помощью символов  выкладывают правила.

Теперь мы отправимся с нашими подарками к ребятам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Игра-путешествие в город Знаек»

При организации, данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Социализация», «Познание", "Коммуникация", "Музыка"....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...

Методическая разработка: Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка».

Конспект разработан с целью: 1) развивать творческое, образное мышление и воображение. 2)знакомит с нетрадиционными техниками рисования. 3)знакомит с особенностями дымковской игрушки....

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Как кошка язычком чистит себе шёрстку".

Данная деятельность помогает детям закрепить представление о некоторых повадках кошки , и  пределить о строение и значение языка кошки для её жизни....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...