Конспект открытого для родителей просмотра НОД «Чаепитие в Мытищах» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Загребельная Зарина Алиевна

По этому конспекту провела открытый просмотр НОД для родителей. Дети приняли активное участие в занятии. После - вместе с родителями пили ароматный чай из настоящего самовара, угощались сушками и бубликами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaepitie.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого для родителей просмотра

 НОД «Чаепитие в Мытищах»

в подготовительной группе

Цель:

       •Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

  • Обогащать и систематизировать знания, полученные ранее о родном городе.
  • Познакомить с традицией чаепития в Мытищах и его атрибутами.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к  окружающему миру.

       • Приучать детей слушать стихотворения, загадки.

       • Способствовать развитию любознательности.

       • Воспитывать у ребят уважительное отношение в общении с близкими и

сверстниками.

Словарь:

  • Пополнить словарный запас детей словами: мыт, волок, мытная изба, родниковая водица, утолить жажду, водопровод, Троицкий тракт, Троице-Сергиева лавра, самовар, чаепитие, чаек, чаинка.

        Виды детской деятельности:

⦁ игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,   восприятие художественной литературы,  изобразительная

Материалы и оборудование:

  • Картина В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах», фотографии старинных самоваров, краски, кисточки, Лист А4, самовар, сушки, бублики, баранки

Предварительная работа:

⦁знакомство с историей возникновения г. Мытищи и традицией Мытищинского чаепития; чай – его история и культура чаепития; знакомство с историей возникновения самовара и его  назначением; знакомство с литературой по теме; разучивание игр.

Содержание образовательной деятельности детей

I.  Актуализация знаний

- Ребята, сегодня мы узнаем много интересного. Но, чтобы все удалось, нам нужно выполнить несколько правил: соблюдать тишину, внимательно слушать и не перебивать друг друга.

Стихотворение – загадка о городе Мытищи.

- Ребята, помогите мне отгадать загадку.

Что за город есть на свете?

Лучший город на планете.

Средь садов растут дома,

Золотятся купола.

Родниковая водица

Так и бьется из землицы.

Ожерелье из озер,

Из цветов живой ковер.

Там такая красотища,

А зовется он –  ...Мытищи.

- Да. Это наш любимый город.

- Мытищи – это большой современный  город, с многоэтажными домами,  ухоженными улицами, в нем много удивительных мест.

         - А какие интересные места в нашем городе вы знаете?

Ответы детей: Ледовый дворец, автостанция, парк, театры, памятники знаменитым людям, детские сады, школы.

- Это наш город сегодня.

    Курсивом в тексте  выделены вопросы для детей.

- Но у  города Мытищи  древняя история. Здесь когда-то  протекала полноводная река (какая?)Яуза. По ней проходил торговый водный путь из Москвы. Но часть пути приходилось преодолевать по суше. Корабли  перетаскивали (как?)волоком. На таком волоке и возникло селение Мытищи. В начале волокового пути стояла мытная изба, здесь за провоз товаров брали пошлину  (как она называлась?)«мыт». От этого слова и пошло название нашего города (какое?)Мытищи. Издавна славилась чистая, вкусная родниковая мытищинская вода. Давно царица Екатерина II в районе Мытищ,  утолила жажду в одном из многих родников. Вода ей показалась очень вкусной. И она издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы.

- Для чего нужна вода человеку?

Ответы детей.

- Вы правильно ответили. Человек  не может жить без воды.  Мы с вами почти полностью состоим из воды. Нам  нужна вода и для того, чтобы ее пить.

  • А еще из нее можно заварить вкусный чай.

Физкультминутка

Чайничек

Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

с крышечкой,

Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка с шишечкой,

Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка с дырочкой,

Большой палец вниз, остальные сжаты.

В дырочку пар идет.

Указательный палец описывает круги, рука идет вверх.

Пар идет

Указательный палец описывает круги, рука идет вниз.

В дырочку,

Большой палец вниз, остальные сжаты.

Дырочка в шишечке,

Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка в крышечке,

Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка в чайнике.

Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

Наливаем ...

Одна рука собирает пальцы в чашечку, другая как будто наливает чай.

Друг друга угощаем ...

II. Новый материал

 Картина В. Перова «Чаепитие в Мытищах»

- Перед вами картина.

- Что делают люди на этой картине?

Ответы детей.

- Происходит чаепитие в разное время, но в одном и том же месте – в Мытищах.

          - Эту картину написал русский художник В. Перов давно. И называется она  «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

- Мытищи расположились на дороге, которую раньше называли Троицкий тракт. В те далекие времена со всей православной России шли в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье. Шли бедные и богатые, нищие и церковнослужители. Путь от Москвы до лавры был не близким. Поэтому многие останавливались в Мытищах на отдых.  

Были в селе и трактиры, и постоялые дворы. А летней порой гостеприимные мытищинцы выставляли на столы кипящие самовары прямо в тени лип и берез и зазывали прохожих на чаепитие. Вот такой эпизод из жизни села в те далекие дни отразил художник.

-  На этих картинах чаепитие проходит в разное время, но в одном и том же месте -  в Мытищах.

- Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из-за необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ.

III.   Знакомство с атрибутами чаепития

- Итак, мы видим, что непременным участником чаепития был самовар.

  • Какое интересное слово: самовар. Оно состоит их двух слов: «сам» и «варит», т.е. кипятит и нагревает воду.  Сейчас самовары электрические. А раньше топили самовар сосновыми шишками, в  него добавляли угли из печи, раздували самовар, нагревали и кипятили воду.
  • Самый лучший в мире самовар изобрели в России.
  • Посмотрите, какими разными были самовары.

Дети рассматривают фотографии старинных самоваров.

  • Они были красивы, а еще и «музыкальны». Перед закипанием самовар начинал петь. И песня его, подобно песне сверчка за печкой, придавала особый уют чаепитию.

- А теперь мы сядем за столы и нарисуем самовар. Посмотрите на картинки самоваров. И кому какой нравится, тот такой и рисует самовар.

.

IV. Традиция чаепития

- С появлением самовара родился добрый обычай – чаепитие.

  • От каких двух слов  оно образовано?

Чай и пить, т.е. питье приготовленного чая.

- Словарь: чай, чаек, чаевничать, чаинка, чайник, чайное, чайный, чайница.

- Вся семья собиралась за столом с кипящим самоваром. Считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. А еще пели песни, рассказывали сказки, отгадывали загадки.

- Отгадайте загадки.

  • Сверху дыра, снизу дыра

В пузе блестящем клокочет вода,

А середине как будто пожар,

Дали названье ему - …самовар.  

  • Цветом жёлт и ароматен.
    В чай кладут и чай приятен.
    Только очень кислый он.
    А зовут его …
    лимон.

  • Круглые,  как солнышко

Тесто льют на донышко.

Так румяны и сытны

Наши русские … блины.

  • Ножки четыре, а шляпок одна.

А поместилась большая семья.

Чай пить пришел –

Садишься за …стол.

  • Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем

Разделю ребятам всем.

Заплатите рублик

И купите … бублик.

V. Заключительная часть

После занятия дети садятся за стол на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».

Основные задачи :1. Воспитательные:* создать хорошее настроение;* воспитывать доброту, чувство товарищества;* поощрять активность и самостоятельность.2. Образовательные:* обучение элементамтехни...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»

Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".

Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...