Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Горюнова Наталия Владимировна

Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].

Цель:

1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].

2. Закреплять навыки чтения и печатания.

3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.

4. Развивать внимание, памятьи мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_goryunovoy_n.v.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы  «Дифференциация звуков [ Ш ] - [ Ж]».

Горюнова Наталия Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ Лицей №1571

Тема: «Дифференциация звуков [ Ш ] - [ Ж ]»

Цель:

  1. Учить правильно произносить и различать звуки [ Ш ] - [ Ж ].
  2. Закреплять навыки чтения и печатания.
  3. Познакомить с правописанием ши-жи в словах.
  4. Развивать внимание, память и мышление.

Оборудование: предметные картинки, изображение художника Карандаша, сюжетные картинки, конверты с карточками для игры «Пропавшие буквы».

Ход занятия:

I.Организационный  момент:

Логопед предъявляет картинки со звуками [Ш ] или [Ж ] .

Инструкция:

Назовите слово.  Определите, какой звук [ Ш] или [Ж ], назовите место звука в слове (в начале, середине или в конце) и сядьте.

II. Постановка цели:

Логопед: -Какие звуки вы сейчас выделяли?

Дети: - Звуки [Ш ] и  [Ж ].

Логопед: - Эти звуки мы будем учиться  произносить и различать. Поможет нам художник Карандаш (выставляется картинка с изображением художника Карандаша).

Читает стихотворение:

Я – Художник Карандаш,

В детский сад зашёл я ваш.

Будем мы шипеть, жужжать,

Звуки эти различать.

1. Уточнение артикуляции звуков [ Ш] и  [Ж ], характеристика звуков.

Логопед: -Давайте вспомним как произносятся звуки [Ш ]и [Ж ]

 читает стихотворение:

  • Ш! Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из языка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал, Чтобы Ш, как шёлк шуршал!

Дети произносят звук [ Ш].

Логопед: - Расскажите Карандашу о звуке [ Ш].

Дети: - Звук [ Ш] согласный, глухой, всегда твёрдый.

Логопед: - Вспомним как произносится звук [ Ж].

«Ж как Ш мы произносим,

 Только голос в гости просим».

 Логопед: - Расскажите Карандашу о звуке [ Ж].

Дети: - Звук [ Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый.

2. Дифференциация звуков [ Ш] и  [Ж ] в игре.

  • Игра с мячом «Наоборот» в слогах и словах.

Ужи-уши                жить-шить

Жар-шар                жалить-шалить

Жила-шила                жарить-шарить

Жаль-шаль                житьё-шитьё

Жарь-шарь                лужа-Луша

  • Игра «Четвёртый лишний».

Игра проводится с использованием  предметных картинок со звуками [ Ш] и  [Ж ].

III. Физкультурная минутка.

Жук на цветке.

Высоко летает жук, (поднять руки вверх)

Низко опускается.  (присесть)

Опять быстро он летит (встряхнуть кисти рук)

И жужжит, жужжит, жужжит. (покружиться на месте)

Замедляет свой полёт

И садится на цветок. (сесть на место).

IV. Закрепление  навыков чтения и печатания.

У каждого ребёнка конверт. В конверте карточка со словом в котором пропущены буквы Ш или Ж.

Логопед читает стихотворение.

«Пропавшие буквы».

Огорчился Карандаш:

Ш и Ж сбежали.

Вот беда, пропал и след!

Вы их не видали?

Ну тогда слова прочтите,

Эти буквы отыщите.

Логопед: - Прочтите слово, вставьте нужную букву.

Работа на местах, проверка у доски.

VII. Правописание ЖИ - ШИ в словах.

1. Знакомство с правилом правописания «ЖИ-ШИ».

Сказка « Как буквы Ш и Ж подружились с буквой И».

Логопед читает сказку, используя серию сюжетных картинок.

Однажды буквы Ш и Ж купались в реке. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны и буквы стали тонуть. Они закричали: «Помогите! Помогите! На берегу лежали буква Ы и буква И. Толстая, важная буква Ы только подняла голову, посмотрела и продолжала лежать. А буква И вскочила, бросилась на помощь. Протянула одну руку букве Ш, а другую – букве Ж и вытащила их на берег. С тех пор буквы Ш и Ж дружат с буквой И.

Обсуждение сказки. Воспроизведение текста детьми.

2. Закрепление правописания «ЖИ-ШИ» на письме.

Работа у доски и печатание в тетрадях (кассах) слов: ужин, ножи, мыши.

3. Заучивание стихотворения на правило «ЖИ-ШИ».

Жи и ши – такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

Жи и ши, жи и ши-

Только с «и» всегда пиши.

VIII. Итог.

Логопед: -Какие звуки мы сегодня изучали? Назовите слова с этими звуками.

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...