Информационно-обучающий практикум "Потенциальные опасности, их источники"
методическая разработка по обж на тему

Шаповалова Татьяна Ивановна

Основные направления работы спедагогами посвященные знакомству с различными категориями опасностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27

 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

Информационно - обучающий практикум

«Потенциальные опасности, их источники»

Разработал: Шаповалова Т.И.,

                                                        старший воспитатель

                   

Задачи:

  1. актуализировать, систематизировать и дополнить представления участников практикума об опасностях, их источниках и причинах попадания детей в опасные ситуации;
  2. познакомить педагогов с тезаурусом по данной проблеме, с различными категориями опасностей современного мира;
  3. формировать умение своевременно определять опасности и источники опасностей, угрожающих жизни и здоровью детей.

Целевая группа: педагоги ДОО.

Оборудование: маркеры, анкеты, карточки с описанием реальных ситуаций, проектор, ноутбук.

Ход практикума

  1. Мотивационно – ориентировочный этап

На слайде представлен тезаурус по данной проблеме:

Опасности – явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Опасная ситуация – ситуация, при которой возникает угроза травмы или несчастного случая.

Потенциальная опасность – универсальное свойство взаимодействия человека со средой обитания и её компонентами. Всегда существует индивидуальная опасность – вероятность гибели от несчастного случая. Потенциальную опасность можно оценить с помощью понятия «риск».

Риск – вероятность реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, то есть отсутствие возможности реализации опасности.

Вниманию участников практикума предлагается статистика попадания детей в опасные ситуации (на слайде). В ходе обсуждения педагоги высказывают мнение о видах опасностей, встречающихся в домашних условиях (бытовых) и на улице.

 Ведущий (старший воспитатель): В последние годы значительно расширился спектр источников опасностей для детей в окружающем мире, наблюдается рост числа несчастных случаев с их участием, детского травматизма, числа пропавших детей, фактов жестокого обращения с дошкольниками.

Проблемный вопрос: можно ли полностью оградить детей от опасностей?

Систематизируя ответы участников, ведущий предлагает начать с рассмотрения базового понятия «опасность», обозначает тему встречи.

  1. Поисковый этап

Методика «Ассоциации»

Задачи:

  1. определить спектр понятий, которые ассоциируются у педагогов с проблемой безопасности детей;
  2. выявить эмоциональные реакции воспитателей, которые вызывают обсуждение данной проблемы.

Ведущий вывешивает на доску карточки со словами «опасность» и «ребёнок», предлагает участникам встречи написать под ними чувства, с которыми у них связывается данное словосочетание. Чаще всего опасность ассоциируется со страхом, тревогой, волнением, беспокойством за детей. Ведущий предлагает участникам встречи разобраться, что мы вкладываем в понятие «опасность».

Практическое задание «Понятие «опасность»»

Задачи:

  1. выявить уровень осведомлённости педагогов по вопросу о причинах возникновения опасных ситуаций;
  2. актуализировать и систематизировать представление педагогов о потенциально опасных предметах, явлениях, ситуациях.

Участникам  предлагается дать определения ключевых понятий темы, сравнить сформулированные в ходе коллективного обсуждения характеристики с принятыми в науки. Сравнив составленные группой и принятые в науки определения, ведущий делает вывод о важности понимания сути опасностей, предлагает перейти к практической работе по освоению умения выявлять и оценивать их в реальной жизни.

  1. Практический этап

Анализ ситуаций «Причины и следствие»

Задачи:

  1. формировать у педагогов умение выявлять источники опасности  в различных ситуациях, суть опасной ситуации;
  2. учить объективно, оценивать риск попадания воспитанников ДОО в опасные ситуации.

Работа идет в 2 группах: организуется обсуждение естественных опасных ситуаций. Предлагается обсудить их в соответствии с алгоритмом анализа ситуаций, установить причины попадания в них детей.

        Алгоритм анализа ситуаций

  1. Определить суть произошедшего с ребёнком.
  2. Выявить причины попадания детей в опасные ситуации (причины, связанные с их уровнем культуры безопасности, с возрастными особенностями, с личными особенностями, с низким уровнем культуры безопасного поведения родителей).
  3. Описать поведение ребёнка (родителя) в данной ситуации, попытаться выявить причины подобного поведения, пояснить, почему ситуация привела к неудовлетворительным результатам.
  4. Сформулировать, в чём состоит реальный результат ситуации для ребёнка.
  5. Описать желаемый вариант развития данной ситуации.
  6. Определить, что нужно изменить в исходной модели поведения ребёнка (родителя).
  7. Предложить позитивную модель поведения ребёнка (родителя), позволяющую получить желаемый результат

Ситуация 1. Мама с шестилетним Сашей поспешила перейти через дорогу в неположенном месте. Саша сказал маме, что воспитательница в детском саду учила переходить дорогу либо на пешеходном переходе, либо на светофоре, на что мама ответила, что, в общем-то, воспитательница права, но они очень спешат, а до перехода далеко.

Ситуация 2. Молодая мама идёт с пятилетней дочкой Катей по улице и видит в киоске новый номер журнала мод. Пока мама увлечённо рассматривает журнал, который она решила купить, девочка подходит к краю дороги и пытается походить по бордюру.

Ситуация 3. Семилетний Миша увлечённо играет с друзьями в мяч во дворе многоэтажного дома. Мяч выкатывается на проезжую часть дороги, и мальчик бежит за ним, не замечая выехавшую из-за поворота машину.

Ситуация 4. Шестилетний Коля обещал маме кататься на самокате только во дворе своего дома, но поддался на уговоры старших ребят и поехал в соседний двор через дорогу.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Мозговой штурм «Что могут педагоги»

Задачи:

  1. выделить наиболее ценные идеи о роли педагогов в обеспечении безопасности детей;
  2. организовать анализ и оценку выдвинутых  идей.

Участникам обсуждения предлагается высказать как можно больше идей о том, что могут сделать педагоги, чтобы обеспечить ребёнку безопасность, в том числе и в дорожной среде. Высказывания анализируются, отбираются наиболее удачные, те, которые могут быть использованы в работе.

Ведущий предлагает сформулировать основные задачи по формированию культуры безопасности:

1 группа педагогов: в дорожной среде;

2 группа педагогов: в бытовой среде.

Примечание

Информационно – обучающий практикум разработан на основе рекомендаций и материалов парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» под редакцией  Л.Л. Тимофеевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа - «Открытое окно, балкон как источник опасности»

Беседа - «Открытое окно, балкон как источник опасности»...

Информационно-обучающий проект детей, родителей и воспитателей старшей группы № 7 «Олимпиада 2014»

Формирование представлений об Олимпийских играх, их символах, основных  идеалах и ценностях (принцип честной игры), о труде спортсменов, о многообразии видов спорта, о спорте в жизни человека, о ...

Информационно-обучающий проект "Уроки Семафорчика" по обучению детей ПДД

Проект раработан с целью обучения детей средней группы ПДД, привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и повышению их компетентности по вопросам касающимся обучения детей ПДД....

Проект. "Маленький укус — источник большой опасности"

Предаставлен краткосрочный проект в рамках Всемирного дня здоровья «Маленький укус — источник большой опасности»....

Информационно-обучающий тренинг по теме: "Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ"

Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции.  Думаю, этот материал будет интересен коллегам, так как главной составляющей полноценного ра...

Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2

Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о пра...