Главные вкладки

    Парциальная программа по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
    рабочая программа по обж на тему

    Илюхина Ирина Валерьевна
    Программа определяет значимость работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения. Данная программа рассчитана на дошкольников с ОВЗ 3 - 7 лет. Срок реализации – 4 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskaya_programma-_ilyuhina_semochkina.docx86.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    по формированию основ культуры безопасности

    по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста

     с ограниченными возможностями здоровья

    Авторы:

    методист СП ГБОУ СОШ №4 Илюхина И.В.

    воспитатель СП ГБОУ СОШ №4 Семочкина Н.А.

    г. Сызрань

    2014 г.

    Содержание:

    № п/п

    Наименование раздела

    Страница

    I

    Целевой раздел

    3

    1.1.

    Пояснительная записка

    3

    1.1.1.

    Актуальность программы

    3

    1.1.2.

    Цель и задачи реализации парциальной программы

    5

    1.1.3.

    Принципы и подходы к формированию парциальной программы

    5

    1.1.4.

    Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

    6

    1.2.

    Планируемые результаты освоения парциальной программы

    6

    1.2.1.

    Целевые ориентиры

    6

    1.2.2.

    Система педагогической диагностики

    7

    II

    Содержательный раздел

    10

    2.1.

    Организация работы по парциальной программе

    10

    2.2.

    Учебно-тематический план занятий

    10

    2.3.

    Содержание работы по парциальной программе

    12

    2.4.

    Перспективное планирование

    17

    III

    Организационный раздел

    18

    3.1.

    Описание материально-технического обеспечения парциальной программы

    18

    3.2.

    Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

    19

    Приложение №1

    20

    1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    1. Актуальность программы

    В последние десятилетия увеличился поток автомобилей на дорогах городов, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. В связи с ростом интенсивности движения транспорта особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах.

    Культура личной безопасности подразумевает знание и неукоснительное соблюдение правил безопасности, умение применять их на практике и в экстремальных ситуациях, совокупность моральных и нравственных качеств. Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей,  и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.

    У ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы.

    Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий.

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

    Проблема «ребенок на улице города» или «ребенок и автомобиль» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.

    Данная парциальная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях (с изменениями и дополнениями), Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание программы соответствует целям и задачам «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань Самарской области».

    Программа определяет значимость работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

    Данная программа рассчитана на дошкольников с ОВЗ  3 - 7 лет. Срок реализации – 4 года.

    Актуальность данной программы вытекает из того, что дети с ОВЗ очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому в формировании у дошкольников основ безопасности дорожного движения огромную роль играет взрослый: педагог, родитель.

    Программа по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ОВЗ сочетает в себе различные виды детской деятельности, учитывает возрастные и индивидуальные возможности детей, отвечает современным  требованиям в сфере дошкольного образования, способствует формированию у детей умения преодолевать трудности и решать проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни  на улице.

    Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

    1. Цель и задачи реализации парциальной программы

    Цель программы: воспитание у детей с ОВЗ навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

    Задачи программы:

    • Формировать представления у детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
    • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения
    • Создание условий для моделирования различных ситуаций
    • Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности
    • Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте

    1. Принципы и подходы к формированию парциальной программы

    Программа написана в соответствии с правилами общества, которое несет колоссальные потери детей от несчастных случаев на дорогах.

    Теоретической основой программы является  обеспечение безопасности ребенка, его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

    Программа опирается на следующие принципы: 

    • принцип развивающего обучения
    • принцип системности
    • принцип учета местных условий
    • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в содержании и формах работы
    • принцип интегрированного подхода к организации воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов
    • принцип комплексно- тематического подхода к организации работы

    и учитывает следующее:

    1. Важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода)

    2.  Обучение должно идти не только правилам дорожного движения, но и правилам безопасного поведения в транспортных средствах

    3.   Воспитатели не должны ограничиваться словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми ходить на экскурсии к дороге, наблюдать за реальной дорожной обстановкой, рассказывать и объяснять, что происходит в каждое время года

    4. Образовательная деятельность должна проводиться не только по графику и плану, а необходимо использовать каждую возможность: в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила дорожного движения.

    Содержание образовательной работы по ознакомлению детей с основами культуры безопасности дорожного движения направлено на достижение цели по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности детей с ОВЗ через передачу им знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

    1. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

    Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

    Наше СП посещают дети с нарушениями речи, зрения, слуха.

    1. Планируемые результаты освоения парциальной программы
    1. Целевые ориентиры

    В результате освоения программы дети приобретают определенные знания,

    навыки, умения:

    - сформированы психофизиологические качества у детей с ОВЗ, обеспечивающие безопасность в процессе дорожного движения, осознанное безопасное поведение на улицах города

    - усвоены дошкольниками всех возрастных групп первоначальные знания о правилах дорожного движения

    - сформировано бдительное восприятие окружающей обстановки

    - знают правила культурного и безопасного поведения в городском транспорте

    - умеют различать и понимать, что обозначают дорожные знаки (в соответствии с возрастом)

    - развито способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, умеют решать на моделях дорожные ситуации

    - знают и выполняют правила дорожного движения

    - сформирована самооценка, самоконтроль и самоорганизация в сфере дорожного движения.

    Знакомство воспитанников с правилами дорожного движения - процесс длительный и сложный. Положительного результата по обучению детей с ОВЗ правилам дорожного движения можно достичь только систематической работой.

    Знания по ПДД интегрируются в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно- исследовательскую, продуктивную, художественно-эстетическую.

    Представления о ПДД успешно реализуются практически по всем образовательным областям основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»):

    - в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность, и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников)

    - в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)

    - в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, беседах, играх, праздниках и развлечениях с участием родителей, проходящих по ПДД).

    1.2.2. Система педагогической диагностики

    Диагностика представляет собой комплекс методик исследования формируемых качеств, которые приобретают дошкольники в ходе реализации парциальной программы. Диагностика проводится 3 раза в год: в начале, в середине и в конце учебного года.

    Каждый ответ оценивается по трех бальной системе

    3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание

    2 балла - ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

    1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

    Вторая младшая группа (дети 3-4 года)

    Вопросы к детям:

    1. Назови цвета светофора.

    2. Покажи грузовой и легковой автомобиль.

    3. Назови части автомобиля.

    4. Кто управляет автомобилем?

    5. Что делает водитель?

    6. Где едут машины?

    7. Кого перевозит автобус?

    8. Где останавливается автобус?

    9. Где ходят люди?

    10. Где играют дети на улице?

    № п/п

    Ф. И.

    ребенка

    Вопросы

    Итог

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Средняя группа (дети 4-5 лет)

    Вопросы к детям

    1.Какие ты знаешь автомобили?

    2.Какие автомобили называют грузовыми?

    3.Назови части грузового, легкового автомобиля.

    4.Что такое светофор?

    5.Что обозначают сигналы светофора?

    6.Как называется место, где ходят люди?

    7.Как называется место, где ездят машины?

    8.Что такое пассажирский транспорт?

    9.Назови виды транспорта.

    10.Где можно играть?

    11.Почему нельзя играть на проезжей части?

    12.Почему нельзя играть на тротуаре?

    № п/п

    Ф. И.

    ребенка

    Вопросы

    Итог

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Старшая группа (дети 5-6 лет)

    Вопросы к детям

    1.Какой транспорт перевозит грузы и какие?

    2.Какой транспорт перевозит пассажиров?

    3. Чем отличается автобус от троллейбуса?

    4. Назови правила поведения в автобусе.

    5. Назови машины специального назначения

    6. Что означают сигналы светофора?

    7. Что такое улица?

    8. Кто является пешеходом?

    9. Назови правила поведения пешеходов.

    10. Что такое переход?

    11. Что такое проезжая часть?

    12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?

    13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети».

    14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

    № п/п

    Ф. И.

    ребенка

    Вопросы

    Итог

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)

    Вопросы к детям

    1.Какой вид транспорта ты знаешь?

    2.Для чего нужен пассажирский транспорт?

    3.Где его ожидают люди?

    4.Как называют людей, едущих в транспорте?

    5.Правила поведения в автобусе.

    6. Правила поведения в автомобиле.

    7. Что такое перекресток?

    8.Что такое «»зебра»?

    9.Кто контролирует движение?

    10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.

    11. На какие части делится дорога?

    12. Правила перехода улицы.

    13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

    13. Где разрешается ездить на велосипеде?

    14. Какие бывают знаки?

    15.Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

    № п/п

    Ф. И.

    ребенка

    Вопросы

    Итог

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
    1. Организация работы по парциальной программе

    Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающую все виды деятельности (игровую, познавательную, речевую, продуктивную, физкультурно-оздоровительную, музыкально-ритмическую).

    Только целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития формирует опыт безопасного поведения. 

    Структура занятия состоит из компонентов, наиболее приемлемыми  из которых являются:

    1. Сюрпризный момент
    2. Вхождение в тему
    3. Погружение в тему
    4. Физкультминутка
    5. Моделирование ситуации
    6. Закрепление изученного
    7. Итог

    Последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению педагогов, согласно перспективному планированию. Поставленные задачи решаются в комплексе через заявленные виды деятельности.

    1. Учебно-тематический план занятий

            Работа ведется ежедневно и систематически на основе разработанной системы планирования (перспективного и календарного).

    Профилактика дорожно-транспортного травматизма в учреждении осуществляется в трех направлениях:

    • в работе с педагогами,
    • в работе с детьми,
    • в работе с родителями.

    Для педагогов составляются: программа обучения правилам безопасного поведения педагогов на дороге, план методической работы с педагогами, план по оснащению предметно-развивающей среды.

                Для работы с детьми разрабатываются: перспективные планы по обучению детей правилам дорожного движения, перспективное планирование экскурсий и целевых прогулок, программа тематических недель в зависимости от возраста воспитанников и времени года, перспективное планирование игровой деятельности по закреплению полученных знаний и умений, картотека игр по обучению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ПДД.

            Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется на основе перспективного планирования в каждой возрастной группе.

    Учебно-тематический план занятий парциальной программы по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья включает:

    Младшая группа:

    • знакомство с улицей и дорогой        

    • наблюдение за работой светофора

    • наблюдение за автомобилем

    • пешеходный переход.

    Средняя группа:

    • знакомство с улицей и дорогой

    • сравнение легкового и грузового автомобилей

    • наблюдение за светофором

    • правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.

    Старшая группа:

    • элементы дороги

    • правила поведения на дороге

    • наблюдение за транспортом

    • прогулка пешехода

    • переход

    • перекресток

    • сигналы светофора

    • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД

    • прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.

    Подготовительная группа:

    • улицы и перекрестки

    • Правила дорожного движения

    • наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя

    • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД

    • значение дорожных знаков

    • правила поведения на остановке и в общественном транспорте

    • пешеходный переход (подземный, надземный и наземный)

    • пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый.

    1. Содержание работы по парциальной программе

    Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться через:

    - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;

    - учет принципа интеграции образовательных областей и решение поставленных задач через совместную деятельность взрослых и детей и самостоятельную детскую деятельность в соответствии со спецификой дошкольного коррекционного образования;

    - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

    - накопление информационной базы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения для педагогов, родителей и детей и расширение предметно-развивающей среды за счет активизирующего игрового и дидактического материала.

    Методы работы в группах компенсирующей направленности, которые посещают дети с ОВЗ (нарушениями слуха, зрения, речи), отличаются от методов работы в группах общеразвивающего вида. Кроме обучающих задач по формированию у воспитанников знаний о правилах дорожного движения, педагогам приходится решать и коррекционные задачи.

    По всем направлениям работы СП по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма определены формы работы.

                Обучение правилам дорожного движения дает положительный, желаемый результат в том случае, если оно связано со всеми образовательными областями программы и видами детской деятельности. Изучение правил опирается на формирование у детей умения ориентироваться в пространстве. Получение знаний детьми в основном начинается с прогулок и экскурсий в ближайшее окружение, наблюдений за транспортом, поведением людей на улице. Знания в дальнейшем уточняются, дополняются, совершенствуются во время образовательной деятельности, ситуаций и игр.

                 В работе при ознакомлении с правилами дорожного движения охватываются следующие темы:

    - «Правила дорожного движения»,

    - «В городском транспорте»,

    - «Дорожные знаки»,

    - «Игры во дворе дома»,

    - «Катание на велосипеде»,

    - «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»,

    - «Безопасное поведение на улице»,

    - «Светофор»,

    - «Ребенок- пешеход»,

    - «Улица города».

    Основными средствами обучения детей с ОВЗ по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения является:

    • в группах для детей с нарушением зрения:

    - знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения; формировать умение различать и называть легковые и грузовые машины, автобус, троллейбус, поезд; формировать представления о том, что в автобусе, легковом автомобиле, троллейбусе ездят люди, на грузовой машине возят грузы (продукты в детский сад, мебель, песок…)

    - формировать у детей, пользуясь неполноценным зрением,  умение правильно зрительно выделять, называть части грузового, легкового автомобиля (кабина, кузов для грузов, колеса…), автобуса, самолета…, некоторые действия шофера по управлению автомобилем (садится в кабину, включает мотор, поворачивает руль, ведет машину…); понимать, что машины ездят по проезжей части улицы, люди ходят по тротуару; дать знания, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий (шофер, летчик, капитан…)

    - развивать у детей навыки моделирования ближайшего пространства на плане, схеме, составлять рассказы по темам «Безопасный путь до сада», «Как я хожу в детский сад»

    - в процессе наблюдения за движением транспорта упражнять детей  в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильно-двигательные ощущения)

    - формировать умение у детей рассматривать иллюстрации, игрушки, сопоставлять их, находить иллюстрацию по предложенной игрушке и наоборот; знакомить с обобщающим словом «транспорт»

    - формировать компенсаторные способы ориентировки на улице, определять на слух, далеко ли едет троллейбус, как звучит подъезжающий автобус; учить подражать этим звукам

    - знакомить детей с сигналами светофора, формировать умение называть их и понимать назначение цветовых сигналов - красного, желтого, зеленого и их роль для движения машин и пешеходов

    - формировать у детей представления об окружающем пространстве, учить ориентироваться в нем; учить узнавать свой детский сад, находить свою группу, ориентироваться на участке, контролировать свои действия с помощью зрения и осязания

    - развивать зрительное восприятие детей с нарушением зрения, формировать способы чувственного познания, формировать умение у детей правильно обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов, учитывая индивидуальные особенности состояния зрения каждого слабовидящего ребенка

    - развивать умение у детей ориентироваться на ограниченной плоскости - на макете улицы, понимать предназначение и находить: проезжую часть дороги и дорожку для пешеходов; знакомить с разграничением на дороге на две полосы движения

    - обратить внимание детей на то, что для машин и для пешеходов есть правила безопасности движения; формировать технику безопасного движения с использованием зрения и сохранных анализаторов

    - формировать умение называть людей, идущих по улице «пешеходами»

    - знакомить детей с малыми формами фольклора о транспорте (загадки, стишки, потешки)

    - учить отгадывать загадки, сравнивая отгадку (игрушку) с текстом загадки

    - во время обучения детей правилам дорожного движения обращать внимание на развитие речи, памяти, мышления, внимания, интереса к окружающему миру.

    • в группе для детей с нарушением слуха при формировании знаний о правилах дорожного движения педагог должен учитывать возраст, индивидуальные возможности ребенка, предпочтение должно отдаваться таким формам работы, как экскурсия, беседа, образовательная деятельность, развлечения, использование всевозможного наглядного материала:

    - с младшей подгруппой изучать понятие «транспорт» (машина - би-би, на слух даются сигналы машин); формировать умение определять красный, зеленый, желтый цвет; развивать слухо-зрительное восприятие; учить находить соответствующие таблички, ориентироваться в пространстве, знакомить с понятиями «там», «тут», «вот»)

    - со старшей подгруппой изучать понятия «улица», «дорога», «тротуар»; знакомить с фразами- инструкциями «Тут идут люди», «Это тротуар»…

    - учить читать изучаемые фразы по табличкам и дактильно

    - развивать умение повторять фразы сопряжено – отраженно.

            Работа в группе для детей с нарушением слуха начинается с экскурсии на улицу; перед экскурсией детям необходимо дать инструкцию, зачем они будут наблюдать, на что обратить внимание. Педагоги обязательно должны взять с собой таблички со словами, обозначающими основные понятия: дорога, машина, люди… В течение всей экскурсии необходимо, чтобы дети повторяли фразы за педагогом сопряжено-отраженно. После проведенной экскурсии должна быть проведена образовательная деятельность по конструированию с закреплением полученных знаний о дороге и правилах дорожного движения. С детьми организуются строительные, дидактические и сюжетно- ролевые игры.

            При обучении детей с нарушением слуха дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, основам безопасного поведения на дороге воспитатель особое внимание должен уделять обогащению словаря через речевые обращения (тут, там, там, авто, машины, троллейбус, автобус, улица, пешеход, светофор, дорожные знаки, переход, иди, переходи, стой, красный, желтый, зеленый, нельзя, можно, будем играть, покажи…).

            Большое место при формировании знаний и умений отводится индивидуальной работе с детьми: рассматриванию картинок и иллюстраций, обыгрыванию игрушек, знакомству со светофором, его назначением, с переходом, дорожными знаками, проезжей частью. Ведется работа по картине «Улица города». Дети учат читать рассказ, пользуясь дактильной речью, где воспитатель уточняет значение слов: тротуар, проезжая часть, переход, светофор, дома, машина… Дети должны прочитывать текст, соотносить его с картиной, варьировать высказывания, учиться писать знакомые слова и фразы, складывать из букв разрезной азбуки, запоминать.

    • в группах для детей с нарушениями речи:

    - расширять представления детей о городе, строении и разметке улиц; закреплять имеющиеся знания о правилах поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по левой стороне тротуара, переходить улицу только с взрослыми в соответствии со световыми сигналами светофора, играть у дорог и на тротуаре нельзя, соблюдать правила поведения на улице; знакомить с «островком безопасности».  Детям должно даваться представление о перекрёстке; уточняется представление детей о назначении светофора и его сигналах; формируют знания о необходимости соблюдать указания светофора

    - продолжать знакомить детей с дорожными знаками: запрещающие, предупреждающие, их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам

    - продолжать знакомить детей с наземным транспортом разного вида (пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения). Закреплять знания детей о профессии водителя. Рассказывать о важности и значимости его труда

    - формировать у  детей умение соблюдать правила поведения в общественном транспорте

    - развивать наглядно-образное мышление на условно схематических изображениях, используемых в ориентировке в пространстве. Продолжать развивать умение работать с планом — ориентироваться в пространстве группы. Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками — указателями маршрутов (вперед, назад, налево, направо). Учить обозначать в речи пространственные представления

    - вырабатывать навыки осознанного отношения к соблюдению правил безопасного движения. Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах. Доводить до сознания детей,  к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Формировать у детей умение решать логические задачи

    - развивать уверенность в своих действиях

    - развивать умения детей передавать в рисунке, в лепке правила дорожного движения, самостоятельно выбирая изобразительные средства;  развивать мелкую моторику рук; формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни

    -  продолжать развивать речь как средство общения; учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: доказывать, объяснять; продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; развивать умение поддерживать непринужденную беседу, четко выражать свои мысли

    - формировать умение составлять рассказы по содержанию сюжетной картины, о событиях из личного опыта

    - обогащать и активизировать речь существительными, обозначающими предметы из окружающей действительности, профессии с прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей

    - развивать речевую и двигательную активность

    - развивать чувство ответственности за свои поступки, уверенность в своих действиях; развивать мышление, память, внимание; воспитывать уважительное отношение к окружающим; формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; воспитывать умение быть вежливым и доброжелательным.

    Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями:

    • через непосредственное восприятие окружающего мира, через  знакомство детей с различными дорожными ситуациями, восприятие и называние предметов, явлений, действий людей, их взаимоотношений между собой, анализ этих отношений и умение делать выводы;
    • через ознакомление с действительностью через рассказы взрослых, чтение художественной литературы, просмотры телепередач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, рассматривание иллюстраций, личный пример взрослых;
    • через воспитательно-образовательную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

    Формирование основ культуры безопасности ПДД

    игры с правилами

    от 3 до 4 лет

    от 4 до 5 лет

    от 5 до 6 лет

    от 6 до 7 лет

    подвижные игры

    *

    *

    *

    *

    настольно-печатные игры

    *

    *

    *

    речетворчество

    *

    *

    чтение художественной литературы

    *

    *

    *

    *

    проектная деятельность

    *

    *

    *

    *

    целевые прогулки

    *

    *

    *

    *

    экскурсии, походы

    *

    *

    выставки продуктивной деятельности детей

    *

    *

    *

    *

    развлечения, досуги

    *

    *

    *

    *

    праздники

    *

    *

    *

    1. Перспективное планирование (приложение №1)

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
    1. Описание материально-технического обеспечения парциальной программы

    Занятия проводятся в помещении и на автоплощадке СП, где организовано пространство для занятий и игр, создана атмосфера, благоприятная для творческой деятельности и познавательной активности детей с ОВЗ. Дошкольникам обеспечивается свободный доступ к материалам, атрибутам и играм. С их помощью дети учатся находить выход из проблемной ситуации соблюдая правила дорожного движения.

    Для реализации парциальной программы по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

    - картотеки стихов и загадок  о разных видах транспорта и о правилах дорожного движения
    -  серия картин по ПДД
    -  настольно-печатные игры   
    -  дорожные знаки на стойках
    -  макеты светофоров

    -  сменный стенд «Уроки Светофорика»

    -  набор плакатов  «Правила дорожного движения»

    -  слайдовые презентации

    - художественная литература  в соответствии с возрастом и Программой
    - картотека сюжетно-ролевых игр

    - видеофильмы «Удерживающие защитные устройства», «Дорожная азбука»
    -  папка  с материалом для работы с детьми и  родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (консультации,  памятки, анкеты, рекомендации,  конспекты занятий, бесед, прогулок,  досугов, развлечений, экскурсий).

    - проектор

    - экран  на  штативе

    - ноутбук

    Все оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам,  гигиеническим,  педагогическим  и  эстетическим  требованиям, имеются сертификаты соответствия. 

    1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения:

    1. Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. 2005г.  

    2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М., 2004г.

    3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.

    4. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей  дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. - СПб., «ДТСТВО - ПРЕСС», 2009г.

    5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3(52) / апрель / 2009

    6. Журнал «Дошкольная педагогика» № 9(74) / ноябрь/ 2011

    7. Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок» - Волгоград, 2006г.

    8. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено» - Сибирское университетское издательство, 2008г.

    9. Майорова Ф. С. «Изучаем дорожную азбуку». Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство - Скрипторий 2003», 2005г.

    10. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.

    11. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора»: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

    12. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М., 2005г.

    13. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.

    14. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

    15. Элькин Г. Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2008г.

    16. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к консультации для педагогов ГБОУ."Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."

    Презентация к консультации для педагогов ГБОУ" Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."...

    Перспективный план интегрированных занятий по теме: Формирование первоначальных представлений о правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста.

    Перспективный план интегрированных занятий по теме: Формирование первоначальных представлений о правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста. ДатаМероприятиеПрограммное...

    Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

    Пед. чтение «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия».

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. На сегодняшний день активно обсуждается проблема безопасности детей.В современном городе в век автомобилей и высоких...

    Спортивное соревнование по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста (подготовительная группа) и учащихся первых классов СОШ на тему: «Дорожная азбука».

    Развлечение для детей содержит спортивную эстафету, загадки, сюрпризные моменты. Его основная цель, это пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом. Развитие у дошкольников дорожной грам...

    Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

    Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

    Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

    Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...