Формирование основ безопасного поведения у дошкольников
учебно-методический материал по обж на тему

Назарова Лариса Михайловна

В словаре терминов Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) безопасность человека определяется как состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_bezopasnosti._140220018.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель:

Группы №12

Назарова Лариса Михайловна

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников

В словаре терминов Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) безопасность человека определяется как состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений.

Для защиты от опасностей необходимо понять, откуда исходит угроза. Существуют самые разнообразные классификации источников опасностей. Однако выделим два условных источника: естественный и социальный.

Естественные источники опасностей связаны с природой: сезонные явления, сильное движение воздуха (ураганы, штормы и пр.), влажность (высокая или низкая), атмосферное давление, недостаточная освещенность, химические вещества в разных состоянии ( твердом, газообразном, жидком), различные представители флоры и фауны, микроорганизмы и др.

Социальные источник опасностей связаны с деятельностью человека и результатами его труда: разнообразные ситуации общения и взаимодействия с социумом, рукотворные предметы, нервно- психические перегрузки ( умственные, эмоциональные), техногенные источники опасности (использование транспортных средств, эксплуатация подъемно- транспортного оборудования, горючих, взрывоопасных веществ и материалов, использовании электрической энергии, химических веществ и материалов, использование электрической энергии, химических веществ и др.)

Содержательные линии в работе с детьми дошкольного возраста определяются той классификацией опасностей, которую выбирает педагог в своей работе. В программе Радуга предлагается материал по следующим содержательным линиям:

 Безопасность на улицах и дорогах;

 Безопасность в быту (рукотворные предметы, микроорганизмы, микробы, правила личной гигиены);

  Безопасность в природе (растительный и животный мир, природные явления, стихии);

 Безопасность взаимодействия с социумом;

 Пожарная безопасность.

Постигая источник опасностей, человечество нарабатывает разнообразные правила безопасного поведения, которые можно условно отнести к двум группам:

 Предупредительные правила, которые носят профилактический характер и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;

 Правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный характер и нацелены на сохранение жизни и здоровья в ситуации возникшей (протекающей) опасности.

В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы по формированию основ безопасного поведения строится на трансляции предупредительных правил. Большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, например в рамках формирования культурно- гигиенических навыков, речевого этикета и пр. вторая группа правил ( правила поведения в ситуации этикета) более активно и эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания. Поэтому работа педагогов тесно связана с работой по взаимодействию с семьями воспитанников.

Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто- то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения.

К ним относятся:

Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;

Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций), которые надо формировать;

Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.

Практически каждая содержательная линия пособия включает в себя все блоки работы. Только так появляется система, и соответственно есть надежда на положительный результат в работе с детьми.