"Огонь - дргуг, огонь - враг"
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Осипова Екатерина Николевна

Интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию «Огонь-друг, огонь-враг!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Огонь — друг, огонь – враг».

Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности. 

Образовательные задачи

  1. Учить детей оценивать элементы окружающей обстановки с точки зрения «Опасно- не опасно».
  2. Закрепить у детей знания безопасного обращения с огнем и пожароопасными предметами, правила поведения во время пожара.
  3. Формировать навыки безопасности в быту, на природе.
  4. Формировать умения решать задачи на классификацию предметов материального окружения. 

Развивающие задачи

  1. Развивать умение реально оценивать возможную опасность.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Развивать познавательную активность, любознательность.

    Воспитательные задачи
  1. Воспитывать у детей чувство осторожности в обращении с огнем.
  2. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
  3. Воспитывать уважение к мужественным людям, к профессии пожарных.

    Предварительная работа
  1. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
  2. Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
  3. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, рассматривание иллюстраций к ним.
  4. Беседа о профессии «Пожарный».
  5. Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности».

Ход занятия

I. Орг. момент

Дети под музыку входят в комнату.

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

Здравствуйте все!

Здравствуйте все!

Мы рады приветствовать

Наших гостей.


II. Работа по теме

1. Отгадывание загадки.

Воспитатель: Отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

             Он от злости ест дрова,

              Может час, а может два.

              Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь! (Огонь)

Воспитатель:Правильно, это огонь.

Огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Добрый или очень злой.

2. Повторение правил пожарной безопасности.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, когда огонь бывает добрый? (Ответы детей: огонь согревает, на нём можно приготовить еду…)а когда злой?

Воспитатель: Молодцы! Чтобы огонь не превратился в злого врага, нужно знать некоторые правила.

Раздаётся стук, вносят письмо.

Воспитатель: Ребята, это письмо от Незнайки. Прочитаем его.

«Здравствуйте мальчики и девочки старшей «А» группы детского сада № 5 «Солнышко»! Пишет вам Незнайка. Со мной случилась беда. Мне срочно нужна ваша помощь.

Я вчера дома под столом решил развести костер, чтобы погреться…. Но этот огонь оказался таким прыгучим! Сначала он перепрыгнул на скатерть, потом на шторы, и начался пожар! Приехали пожарные. Но им пришлось очень постараться, чтобы меня найти, потому что я от этого огня в шкафу спрятался! А пожарные, когда меня нашли, сказали, что я не знаю каких-то правил пожарной безопасности! А что это за правила, я действительно не знаю. Ребята, вы меня познакомите с этими правилами? До свидания! Жду вашего ответа.»

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей)

Воспитатель: Запишем правила Пожарной безопасности на диск и отошлем его по почте Незнайке. Займите свои места. (Воспитатель вставляет диск в магнитофон). Сначала, давайте расскажем, чего же нельзя делать детям, чтобы не случился пожар? 

Дети читают стихи

Для забавы, для игры

Спички в руки не бери,

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Сам костра не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка огонёк         

От пожара не далёк.

В квартире оставлять нельзя
Газ, включенным гореть.
В противном случае, друзья,
Придется горько пожалеть!

Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил? Проверь!

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. Детям ни в коем случае нельзя брать в руки спички, зажигалки, играть с огнем дома или на улице. Нельзя зажигать газовую плиту. Нельзя включать утюг и другие электроприборы. Детям никогда нельзя играть вблизи огнеопасных веществ. А чтобы Незнайка крепко-накрепко запомнил эти правила, давайте ему отправим карточки-знаки «Чего нельзя делать, чтобы не случился пожар»? У вас на столах лежат карточки. Вы должны выбрать из них те, на которых изображены пожароопасные предметы и зачеркнуть их красным фломастером. (Дети выполняют задание) Вот такие запрещающие знаки у нас получились(Воспитатель показывает карточки-знаки детям, совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания). Молодцы, ребята, теперь Незнайка точно никогда не забудет правила безопасного поведения с огнем.

3. Физминутка.

Тили, тили, тили бом (дети раскачиваются вправо влево),

Загорелся кошкин дом (руки над головой, размахивают вправо — влево).

Идет дым столбом (руки над головой, дети тянутся на носочках вверх).

Бежит курочка с ведром (бег на месте),

Поливает кошкин дом (показывают как «поливают из ведра»).

Раз-раз-раз-раз (руки над головой, размахивают вправо - влево)

И огонь погас (руки опустили вниз, дети приседают).

4. Беседа. Выкладывание цифрами номера пожарной охраны (01, 112).

Воспитатель: Ребята, а люди какой профессии помогают тушить пожар? (Ответы детей.)

Воспитатель: Скажите, ребята, зачем пожарному каска? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? Какие важные качества нужны пожарным, чтобы они могли спасать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ребята, соберем в мою ладонь слова, обозначающие эти признаки: смелый, сильный, мужественный, выносливый, добрый, отважный, и т.д.

Воспитатель:  А что необходимо делать, чтобы стать пожарным? (Ответы детей).

Воспитатель:  На чем пожарные приезжают к месту пожара? (Ответы детей).

Воспитатель:  У пожарных есть различная техника – пожарные машины, вертолеты, катера. Почему пожарные машины, вертолеты, катера – красного цвета? (Ответы детей).

Воспитатель:  Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить? (Ответы детей).

Воспитатель раздает детям наборы цифр и предлагает выложить номер «01 или 112».

Воспитатель:  Что нужно сообщить пожарным по телефону? (Ответы детей).

Воспитатель: Очень древними «рекомендациями о безопасном поведении» являются пословицы и поговорки. А знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о противопожарной безопасности?

Дети называют пословицы о безопасном поведении

  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
  • Спички – не игрушка, огонь – не забава.
  • Водой пожар тушат, а умом предотвращают.
  • От малой искры да большой пожар.
  • С огнем не шути и воде не верь.

5. Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Воспитатель: Сейчас предлагаю вам поиграть в игру. Я буду задавать вопросы, а вы должны хором ответить, если согласны «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, то промолчать. Будьте внимательны.

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Кто из вас заметив дым,

Набирает 01?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,

И другим не разрешает?

Дым, увидев, не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Кто из вас, ребята, знает,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром.

Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, что можно делать, а что нельзя.

6. Исследовательская деятельность( Опыты)

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в лабораторию и проведем опыты. Ребята, я буду работать с огнем. А огонь может быть очень опасным, поэтому я буду работать осторожно, соблюдая технику безопасности.

Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она горит. Деревянная палочка загорается медленнее, чем бумага, но тоже горит. Воспитатель подносит к огню металлическую спицу – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит), стеклянную колбочку — она не горит, керамическую ложечку — она тоже не горит.

Вывод. Опыт показывает, что горят предметы из бумаги, ткани, дерева. Металлические, стеклянные предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

Воспитатель: А теперь мы проведём опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в трех фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой, вторую – засыпает песком, третью — накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет.

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать воду, а также песок (землю), плотную ткань.

Воспитатель: Ребята обязательно запомните, что огонь не прощает шалостей, поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимателен в обращении с огнём. Давайте ещё раз повторим, что нужно делать, если пожар все-таки случился?

Дети читают стихи

Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей!

Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И скорей пожарных звать

7. Игра с лентами

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, какие действия могут привести к пожару:

1) рисование, 2) поджигание бумаги, 3) пение, 4) лепка из пластилина, 5) игра с зажигалкой, 6) зажигание свечи, 7) игра с мячом, 8) прыжки через скакалку, 9) поджигание сухой травы и листвы. (Если действие может привести к пожару, то дети поднимают руки с красными ленточками вверх, изображая огонь).

8. Продуктивная деятельность

Воспитатель: Существует еще один хороший помощник при тушении пожара. Отгадайте загадку.

Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надежный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель, 
Дыма укротитель –
Ваш друг (огнетушитель).

Воспитатель: Действительно, огнетушитель должен быть в каждом учебном заведении, в больницах и т.д. У нас в детском саду тоже есть огнетушители. Они тушат огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)

Воспитатель: А сейчас мы с вами изготовим памятный знак, в центре которого будет огнетушитель. Этот знак нам напомнит, какой номер нужно набрать, если случился пожар. (Воспитатель объясняет последовательность выполнения работы).

Дети выполняют работу, звучит тихая музыка.

III. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

огонь - друг, огонь - враг

Презентации к уроку по пожарной безопасности....

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....

Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...