План работы по самообразованию на 2019 /2024 учебные года.
проект по обж на тему

Кузнецова Светлана В.

Формирование основ безопасности  жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx65.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 338»

Ново-Савиновского района г. Казани.

План работы по самообразованию

на 2019\2024 учебные года.

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Кузнецова Светлана Владимировна

                                                    Воспитатель

                                                                                            первой квалификационной категории

План по самообразованию по  теме: «Система работы педагога в ДОУ, в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей» на 2019-2020 уч.год
Актуальность: 
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов.

      В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.  

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей.

  Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

  Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию. 

Тема: «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.»
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие
Задачи:
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
Развивать  логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
 Сплотить детский коллектив.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
В результате работы предполагается:
что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице; 
об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях; 
будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ; 
использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка. 
Форма самообразования: индивидуальная
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Знакомство с художественной литературой. 
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки. 
3. НОД. 
4. Развлечения и досуги. 
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные. 
6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов. 
8.Изготовление папок передвижек
9.Мониторинг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. 
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. 
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. 
Работа с детьми 
Сентябрь
Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности .
Подбор методической литературы 
Подготовка  и проведение консультации.

Октябрь
Совместные с/р игры на закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
Изготовление атрибутов к с/р играм 
Разработка перспективного планирования по безопасности.

Разработка проекта по ПДД

Ноябрь
Изготовление макета «Наша улица»
Изготовление дорожных знаков, макетов домов.
Взаимодействие с родителями:

 Анкетирование родителей.
Декабрь
Совместные дидактические игры на закрепление правил дорожного движения.
Подбор дидактических игр.
Обработка анкетных данных.
Работа с родителями.
Январь 
Обыгрывание ситуаций на дороге; Беседа: «Осторожно, скользкая дорога! » 
Подбор картинок дорожных ситуаций.
Взаимодействие с родителями: подбор наглядно-информационного и консультативного материала.
Февраль 
Детские исследовательские проекты по ПДД 
Подбор тем для проектов; Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», и др. 
Взаимодействие с педагогическим коллективом: подготовка к проведению мастер – класса.
Март
Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица» Подбор материала для презентаций Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок по ПДД; Подбор методической литературы.
Апрель.
Детские исследовательские проекты по ПДД .
Подбор картинок дорожных ситуаций.
Май
Проект «Азбука безопасности», Совместные дидактические, настольно- печатные, с/р игры по ПДД . Подбор игр-занятий.

Работа с родителями

Сентябрь
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? » Подбор методической литературы на тему.
Октябрь
Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм Подбор и изготовление игрового оборудования 
Ноябрь
Консультации: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки- передвижки по теме 
Декабрь
Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» .Подбор методической литературы на тему 
Январь 
Выпуск памяток для родителей Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта» 
Февраль
Составление с детьми исследовательских проектов 
Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения». 
Март 
Совместное пополнение с родителями дидактических игр по ПДД, атрибутов к с/р играм .Изучение методической литературы по теме, изготовление атрибутов 
Апрель
Консультации и беседы индивидуальные и коллективные: «Безопасность детей – забота взрослых! ». Оформление папки- передвижки по теме : 
Май
Проект: «Азбука безопасности»; совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону. Презентация проекта «Азбука безопасности», подбор игрового оборудования.

Самореализация

Сентябрь - май 
 Проект «Азбука безопасности», итоговое мероприятие: развлечение «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали»;  Проведение игр — занятий. Планирование дидактических игр и упражнений ежедневно вне занятий. 
Изучение методической литературы на данную тему. Подбор конспектов занятий.
Сентябрь 
Н. В. Елжова ПДД в д/с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013. 
Октябрь
Т. А. Игорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013. 
Ноябрь 
Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013. 
Декабрь 
Услуги интернет 
Январь 
Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ. 
Февраль 
О. Ю. Старцева Школа дорожных наук: Докольникам о правилах дорожного движения, 2012. 
Март 
Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008. 
Апрель
Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012. 
Май 
Н. А. Извекова Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011.

Формы представления результатов самообразования.

Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
Мастер класс для педагогов ДОУ.
Консультации для родителей.
Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.
Обмен опытом через Интернет.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности. В детском саду пройдет неделя по безопасности дорожного движения в старшей группе.
Дети примут  активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассмотрят сюжетные картинки,  рассмотрят  тематические альбомы «Виды транспорта», просмотрят  видеоролики.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

План самообразования по теме: «Правила дорожные соблюдаем - жизнь свою спасаем.»

 » на 2020-2021 уч.год
Актуальность:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
      В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.   
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
   Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Тема«Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника .»

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа  по данной теме самообразования поможет мне решить следующие

Задачи:

 - Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности,     развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации;

 - Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды;

 - Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД;

  - Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков;

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу на данную тему.

1Н. В. Елжова ПДД в д/с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.

2 Т. А. Игорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013

3.Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

В результате работы предполагается:

 что дети продолжают узнавать  об основных источниках и видах опасности на улице;

об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;

 дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);

 Формы работы

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3 Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

5. Работа с родителями: консультации, беседы.

 6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.

7.Изготовление папок передвижек

Ожидаемые результаты.

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 План работы с детьми на 2020- 2021г.г.

Сентябрь

1.Постройка из конструктора «Наш участок»,  обыгрывание постройки.

2.Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.

3. Беседа с детьми об истории транспорта , просмотр иллюстраций.

4. Сюжетно-ролевая игра "Автопарк"

Октябрь
1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

2. Конструирование из цветной бумаги и картона  модели  светофора.

 3.Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это.

Ноябрь

1 Дидактические игры "Светофор", "Назови запрещающие знаки", "Собери дорожный знак"(разрезные картинки)

2 Рисование запрещающих знаков

3 Чтение рассказа "Улица, где все спешат" И. Серякова

4. Выставка детских рисунков «Мы переходим улицу»

Декабрь

1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться  на дороге.

2.Рисование дорожных знаков по желанию.

3.Постройка  из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

Январь

1. Подвижные игры "Самый быстрый", "Умелый пешеход", "Зимняя дорога"

2.Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »

3. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
 4. Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения

Февраль

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? »

2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». 

Март

1 Рисование различных марок и видов машин 
2.Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Апрель

1.Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

 2. Беседа «Я и мой велосипед».

 3.Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.

Май

1. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
2. Прогулка на перекресток

3.Загадывание загадок о правилах дорожного движения

Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения.

Сентябрь:

 Беседа «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют». 

Октябрь

.Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Ноябрь:

Привлечь родителей к  изготовлению фотоальбома « Дорожные знаки».

Декабрь:

 Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

Январь:

 Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Февраль:

.Папка-передвижка «Зимние игры на улице:чем они опасны?»

Март:

.Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.

Апрель:

 Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

Май:

 Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

Формы представления результатов самообразования.

Консультации для родителей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.

Оформление  папок-передвижек по ПДД.

 Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Проект «Дорожная азбука»

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей

План самообразования по теме: «Правила дорожные соблюдаем - жизнь свою спасаем.»

  на 2021-2022 уч.год
Актуальность:

 В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.   
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
   Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Тема«Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника .»

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа  по данной теме самообразования поможет мне решить следующие

Задачи:

  Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций;

 - Совершенствование  дошкольниками  знаний о правилах безопасного поведения на улице;

 - Продолжать формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

 - Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу на данную тему.

1.Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ.

2.О. Ю. Старцева Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения, 2012.

3.Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008.

В результате работы предполагается:

 дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);

 будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;

будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;

.ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3 Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

5. Работа с родителями: консультации, беседы.

 6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.

7.Изготовление папок передвижек

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 План работы с детьми на 2021- 2022г.г. 

сентябрь

1. Дидактические игры "Прочитай схему", "Хорошо – плохо", "Волшебный перекресток", "Невероятное путешествие", "Водители и пешеходы".
2. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование  на данную тематику.
3.Целевая  прогулка:наблюдение за движением пешеходов.
4. Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал.
5. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы"

Октябрь

1.Беседа с детьми «Перекресток - что это?Что и кто помогает регулировать перекресток?»

2. Целевая прогулка :Перекресток

3 Дидактические игры "Ловкий пешеход", "Слушайся регулировщика". 

Ноябрь

1 Дидактические игры "Улица города", "Что лишнее" 
2. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах"
3 Чтение: С. Волков "Про правила движения"
4. Беседа с детьми о специальных транспортных средствах. Чтение и отгадывание загадок о специальных транспортных средствах. 
5. Сюжетно-ролевые игры "Гараж","Разворот запрещен", "Остановка запрещена", "Въезд запрещен"

Декабрь

1. Беседа о предписывающих знаках 
2 Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков
3 Дидактические игры "Найди и расскажи", "Собери знак", "Что означает", "Найди дорожный знак" , «Хорошо и плохо»

Январь

1.Беседа о информационно-указательных знаках
2. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков
3 Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков
 4 Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Я иду через дорогу", "Умелый пешеход"
Февраль

1Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"
2 Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"
3 Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

Март

1 Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

2.Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте

Апрель

1.Рисование различных видов пешеходных переходов.

2.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
3 Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"

Май

1Беседа «Виды дорожных знаков»

2.Изготовление указательных знаков для игр с макетом
3 Дидактическая игра "Поставь правильно знак"
Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения.

Сентябрь:

 1 Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».

 Октябрь

1. Обсуждение за круглым столом «Как воспитать правильного пешехода»..

Ноябрь:

1Презентация. . «Осторожно, скользкая дорога

Декабрь:

1Консультирование. «Формируем навыки безопасного поведения

Январь:

1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Февраль:

1.Папка-передвижка «Зимние игры на улице:чем они опасны?»

Март:

1.Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.

Апрель:

1. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май:

1. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.

Формы представления результатов самообразования.

Консультации для родителей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.

Оформление  папок-передвижек по ПДД.

 Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Проект «Дорожная азбука»    

Направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей

План самообразования  по теме «Правила дорожные соблюдаем- жизнь свою спасаем.»

 » на 2022-2023 уч.год
Актуальность:

      В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.   
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
   Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Тема«Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника .»

Цель:

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа  по данной теме самообразования поможет мне решить следующие

Задачи:

  - Продолжать формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

 - Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

 - Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей;

 - Развивать  логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

 -  Сплотить детский коллектив.

 - Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу на данную тему.

1.Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008.

2. Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 5-6 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012.

 3.Н. А. Извекова Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011.

В результате работы предполагается:

 будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;

понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;

использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.

 ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3 Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

5. Работа с родителями: консультации, беседы.

 6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.

7.Изготовление папок передвижек

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 План работы с детьми на 2022- 2023г.г.

сентябрь 

1Беседа о предупреждающих знаках.
2 Чтение  сказки Н. Извековой "Как веселые человечки учили дорожную азбуку"
3 Целевая прогулка: дорожные знаки на пути в детский сад. 
4 Рассматривание знаков "Скользкая дорога", Железнодорожный переезд без шлагбаума" , "Выброс гравия", "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"
5 Подвижная игра "Стоп" 
6 Обыгрывание ситуаций на макете улицы города.

Октябрь

1.Конструирование"Мосты"

2. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
3. Игры с макетом улицы. "Расставь правильно знаки"

4Игра-викторина "Кто лучше знает правила дорожного движения.

Ноябрь

1.Беседа с детьми о запрещающих знаках

2 Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина

3. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"

4 Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. 5Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля. 

Декабрь

1Беседа "Правила перехода улиц и дорог"
2 Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков
3.Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

Январь

1. Беседа «Работа сотрудника ГИБДД»

 2. Беседа «Световые сигналы автомобиля

3 Беседа «Зачем нужен регулировщик?»

4.Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»

Февраль

1Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

2.Беседа о знаках сервиса, рисование "Знаки сервиса"
3. Конструирование "Улица города"

Март

1Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
2. Рисование специальных видов транспорта
3. Дидактические игры "Поставь правильно дорожные знаки", "Бегущий светофор"
Апрель

1Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"
2 Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Май

1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

 2.Инсценирование песни «По улице, по улице».

3.Целевая прогулка «Пешеходный переход»

Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения.

Сентябрь:

1 Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».

Октябрь

1Памятка для родителей «По дороге в детский сад»

Ноябрь:

2. Памятка для родителей «Дети и дорога».

Декабрь:

Акция «Знаешь сам- расскажи другому

Январь:

1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Февраль:

1«Почему дети попадают в ДТП». Решение проблемных ситуаций.Памятка для родителей

Март:

1.Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.

Апрель:

1. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май:

1. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.

Формы представления результатов самообразования.

Консультации для родителей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.

Оформление  папок-передвижек по ПДД.

Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Проект «Дорожная азбука»

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей

Тема по самообразованию:2023-2024 уч.г

По теме : «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах

 Актуальность.

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения  не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и  поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому мною, в тесном сотрудничестве с родителями, был создан проект по теме: 
«Красный, желтый, зеленый»

 Цель:

-создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

.Задачи:

·Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

·Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

 Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

·Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

· Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма, посредством  включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.

 Содержание, формы и методы.

 Основой содержания работы с детьми  в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:

v  Познавательное

v  Речевое.

v  Социально-личностное.

v  Художественно-эстетическое.

v  Физическое.

Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

Формы и методы обучения дошкольников ПДД.

Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

 Реализации проекта

Непосредственно-образовательную деятельность:

- «Осторожно, дорога!»;

- «Правила для пассажиров»;

- «Машина у светофора»,

- «Правила дорожного движения»,

- «Дорога для автомобиля».

- «Светофор»..

- «Правила безопасности на дорогах»;

- Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живет».

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Художественное творчество:

- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы села»;

- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;

аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. « Перекресток» и другие.

Целевые прогулки и экскурсии 

- знакомство с дорогой;

- наблюдение за транспортом;

- пешеходный переход;

- сравнение легкового и грузового автомобилей;

- правила перехода проезжей части по пешеходному переходу;

- наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.

Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД:

«Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т. д.

Дидактические игры: 

«Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».

Подвижные игры: 

«Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.

Индивидуальные практические упражнения

«А это здесь лишнее»

«Всё имеет свой цвет»

«Три цвета светофора»

«Какого цвета»

«Машины специального назначения»

«Каждой машине своя дорога»

Игры-тренинги

«Наша улица»

«Пешеходы»

«Водители»

«Загадай загадку, покажи отгадку»

Сюжетно-ролевые игры 

«Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».

Проведение с детьми викторины

«Пешеход на улице».

Разбор ситуаций:

«Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,  «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».

Проведение акции «Дети – водителям» -

распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.

 Ожидаемые результаты

 Результат деятельности педагога:

1.Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; 
3.Гуманизация связи семьи с сотрудниками МБДОУ;

4.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации; 
5.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.

Результат продуктивной деятельности детей:

·  макет перекрёстка с дорожными знаками,

·  модели машин из бросового материала,

·  организация выставки моделей машин, книг об автомобилях.

Дети должны:

·  Знать и строго соблюдать правило: без взрослых нельзя выходить на улицу.

·  Иметь представление о строении улицы (проезжая часть, перекрёсток, обочина, тротуар и т. д.) уметь ориентироваться на ней.

·  Знать и соблюдать правила передвижения по улице.

·  Знать и различать виды транспорта (водный, наземный, подземный, воздушный).

·  Знать и различать некоторые дорожные знаки (запрещающие, разрешающие, предупреждающие, знаки сервиса).

·  Знать и выполнять правила поведения в общественном и личном транспорте.

 Взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.

1. Консультации и рекомендации для родителей:

·  «Внимание дорога».

·  «Ребенок и улица».

·  «Как сформировать у дошкольников безопасного поведения на дороге».

·  «Уроки дорожной безопасности».

2. Консультации для педагогов:

·  «Что должен знать воспитатель о ПДД».

3. Индивидуальные беседы.

4 Привлечение родителей к изготовлению игр и упражнений по теме (шнуровки, вкладыши, трафареты, ксерокопирование и т. д.).

5. Совместные выставки детского творчества.

6 Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, занятиям.

. Предметно-пространственная развивающая среда группы

« Центр безопасности»

·  Художественная и познавательная литература

·  Плакаты, сюжетные картинки, иллюстрации

·  Макет светофора

·  Коллекция машин для игр

·  Дорожные знаки

 Плакаты из серии «Дошкольникам о ПДД».

·  Набор иллюстраций «Правила поведения на дороге»

·  Набор дорожных знаков.

·  Домино «Дорожные знаки»

·  Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

·  Дидактические игры, индивидуально-практические упражнения

·  Детская познавательная и художественная литература (пословицы, стихи, поговорки, загадки).

·  Игровая коллекция транспорта.

·  Мультимедийные презентации, видеофильмы, слайды.

Приемная комната (раздевалка)

·  Информационно-просветительская работа с родителями

·  Информационные стенды для родителей.

·  Выставки детского творчества.

 Литература.

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.

2.  Васильева воспитания и обучения в детском саду. (текст) , , .- М Издательский дом «Воспитание дошкольника»

3.  Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», ред. , , . 2012

4.  , , . «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48

5.  , , ,  «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.

6.  «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008

7.  «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8.  « Правила дорожного движения подготовительная группа», -  Волгоград, « Корифей», 2009.

9  «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Третий Рим», 2007

10.   « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2023- 2024 учебный год

                           Тема: «Инновационные формы работы по укреплению детско-родительских отношений через о...

План работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году Тема: «Техники нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста в среднее группе»

Актуальность темы:Актуальность  работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных ...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год.

Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурноспортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к система...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022-2024 учебный год. Ф.И.О. педагога: Фурсова Виктория Евгеньевна.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование...

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: «Использование инновационной технологии ковролинография – «говорящая стена» для речевой активности детей»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей  посредством внедрения...

Индивидуальный план работы в межаттестационный период 2019 - 2024 учебный год воспитательницы Шигаповой Гульнур Нагимовны МБДОУ «Большебитаманский детский сад»Алсу»

На межаттестационный период обозначила цель педагогической деятельности -содействие максимальному раскрытию потенциальных возможностей развития каждого ребенка через реализацию образовательной деятель...