«Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
статья по обж (младшая группа) по теме

Милешина Татьяна Сергеевна

выступление на конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ безопасного поведения у  детей                                 младшего дошкольного возраста»

   Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техно-, природо- и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям и умению находить выход из них возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, формирования опыта безопасной жизнедеятельности. Такие знания необходимо начинать формировать уже в дошкольном возрасте. Знания и соблюдение безопасных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.

     Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях и обусловила выбор направления работы с детьми:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

     Чтобы успешно проводить целенаправленную, систематическую работу с детьми в этом направлении для получения положительных результатов я определила для себя основные задачи предстоящей работы:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

    Для реализации предстоящих задач создала условия для ознакомления детей с основами безопасности, т.е. организовала предметно-развивающую среду в группе. В нее входят:

  1. уголок безопасности, который содержит материалы:

- практический: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замком; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь».

- наглядный: «Как избежать неприятности», «Не играй с огнем», «Если малыш поранился»; плакаты по ОБЖ по темам :Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм», «Пожарная безопасность»; лэпбук «Безопасность»

2) игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый – лишний», «Назови одним словом», «Так – не так».

-  развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Внимание! Дорога!», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Лото пешехода».

3) библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, раскраски по ОБЖ.

   Результаты моей работы по безопасности во многом зависят от правильного  выбора метода обучения. В работе с детьми я использовала различные формы и методы обучения:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);

- словесные (беседы, рассказы, чтение художественной литературы);

- практические (опыты).

Систематическую, целенаправленную работу с детьми я начала с первой младшей группы. Работая с детьми в этой группе я обратила внимание на то, что пристальное и целенаправленное усвоение материала по безопасности появилось только к концу третьего года жизни.

В процессе занятий, бесед, игр старалась не скупиться на похвалу и словесные поощрения, искренне радовалась их малейшим достижениям. Считаю, что детей необходимо поощрять словом и за выполнение простых заданий, и даже не вполне удачных, но за попытку их выполнения. Уверившись, благодаря похвалам и поддержки, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

   Работа по безопасности шла в тесном контакте с родителями. Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они – заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых, поэтому в уголке для родителей помещала информационные материалы, рекомендации, памятки по данной теме. Они охотно отзывались на мою просьбу помочь в той или иной просьбе. В индивидуальных  доверительных беседах с родителями информировала их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем в тактичной форме обсуждали проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома. На родительском собрании проводила анкетирование родителей, позволяющие выявить степень их интереса к данной теме.

      Я не утверждаю, что полностью удалось решить подставленные задачи. Им еще предстоит этап, второй младшей, средней, старшей и подготовительных групп. И окончательный результат проявиться позже, когда дошкольники станут школьниками и даже взрослыми людьми. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформировался устойчивый интерес к этой теме.

    На мой взгляд практическая значимость моего опыта работы заключается в том, что обобщенные материалы работы могут быть использованы педагогами других детских садов в практике работы с детьми первой младшей группы с целью обучения правилам безопасности и привитие навыков правильных действий.

    Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда труд будет не напрасен и принесет радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"

Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте дети усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с жи...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

                 Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошко...

Педсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» Тема: «Презентация проекта кабинета ОБЖ в ДОУ»

Подготовила воспитатель: Беляева Елена ВладимировнаПедсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» МАДОУ №43, 15.09.2019Тема: «Презент...

Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность....